МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Кокпар — это идеология

Один из самых интригующих, провоцирующих и ни на кого не похожих художников Саид Атабеков представил выставку в Алматы

Как ни странно, но это первая персональная выставка художника с мировым именем. «Молитва тысячи всадников» Саида Атабекова объединила две серии фотографий, инсталляцию и видео, посвященные символике кокпара — традиционного казахского состязания на лошадях.

Саид много лет изучает кокпар — этот феномен степи, не только запечатлевая его на фото и видео, но также коллекционируя атрибутику игры.

Саид Атабеков родился в Узбекистане в 1965 году, но проживает в Шымкенте. Художник когда-то признался, что работать над созданием проектов ему удобнее всего в Шымкенте, а вот кочевать по выставкам он готов по всей планете. Сегодня Саид разделил свою мастерскую между двумя городами — Шымкентом и Алматы. Это позволяет ему находиться в двух разных плоскостях и измерениях. Саид Атабеков — художник с мировым именем, которое стало его авторским брендом. Он постоянный участник международных биеннале и различных выставок. Говорим Саид — подразумеваем арт-группу «Кызыл трактор», нашумевшую своими перформансами, произносим «Кызыл трактор», и этот художественный современный лейбл имеет прямую связь с Саидом. Ведь он стал одним из основателей, идейных вдохновителей и лидеров «трактористов». При этом Саид сам себе режиссер и локомотив, постоянно наблюдающий за тем, что ему любопытно, созидающий и не перестающий удивлять.

Если говорить языком искусствоведов, творчество Атабекова затрагивает темы национальной идентичности, коллективной памяти и социальных трансформаций, а работы автора — это его диалог между традицией и современностью.

О концепции данной выставки рассказывает директор Aspan Gallery Александра Ким:

— Вся экспозиция-инсталляция посвящена теме кокпара, над которой Саид работает на протяжении долгих лет. В первой серии фотографий, носящей такое же название, как и выставка, он запечатлел кокпаристов на лошадях в процессе молитвы. Среди этих снимков есть датируемые 2013 годом, а есть совсем свежие, сделанные в этом году. Другая серия под названием «Степные волки» показывает нам кокпаристов, позирующих на фоне горизонта. Сам автор в данном контексте называет их моделями. За ними интересно наблюдать: как они носят и несут экипировку, проявляют через нее свой характер. Все они выглядят по-разному, но образы получаются похожими — знаковыми, мужественными, брутальными. При этом

Саид признается, что без этих «костюмов» он кокпаристов в миру не узнает.

Саид — большой оригинал, и идеи к нему приходят на лету. Помнится, в его мастерскую приехал гость из Парижа — модный дизайнер и художник, который участвовал в проекте Alliance Française Kazakhstan. Саид же только вернулся из Бишкека и привез с собой водку под названием «Малевич». «Смотри, говорит, что в Кыргызстане производят». Но гость не понял, что за диковина: водка и водка. Тогда его попросили еще раз обратить внимание на название. Вот тут-то и выяснилось, что он вообще никогда не слышал о Малевиче.

Разочарованный Саид готов был отпустить иностранца ни с чем, не познакомив его со своими арт-объектами и не благословив на пребывание в нашей стране. Но гостеприимная душа не позволила этого сделать. Так возник новый проект, в котором французского дизайнера попросили быть моделью в примерке экипировки кокпаристов. Щупленький, совсем не похожий на степного кочевника парижанин с юмором отнесся к предложению, выполнив все поручения Саида.

А в коллекции атрибутики кокпара у Саида накопилось множество экспонатов. Это седла, которые он находит и выкупает, сапоги, подковы и уздечки, штаны и фуфайки, фотографии и многое другое.

Сам процесс национальной игры Саид снимает с разных ракурсов, даже нанимает вышку, а на одном из снимков он создал модель того, как космонавты вблизи рассматривают один из напряженных моментов кокпара. На выставке есть этот снимок, как и журнал «Кокпар», который недолго издавался в Шымкенте на частные средства, а Саид делал для него фотографии бесплатно. Такой специализированный журнал является единственным в Казахстане и во всем мире.

В инсталляции под названием «Казыгуртский портал» — а Казыгурт является одной из точек проведения кокпара в Туркестанской области — художник показал разнообразную атрибутику игры кочевников, в том числе на старинных коврах, на которых принято размещать знаковые для семьи предметы гордости — фотографии, грамоты, награды. Это своего рода артефакты, прошедшие через испытания кокпара и воплощающие в себе его дух и энергию.

Удивительно, что Саид Атабеков сквозь брутальную игру кокпаристов обратил внимание на их семьи, на жен, для которых кокпар — это тоже испытание духа и силы, преданности идеологии супруга и ценностям предков. Об этом рассказывает другой его проект — видео «Молитва тысячи всадников», посвященное женам кокпаристов. В нем автор проводит свое исследование повседневной жизни и роли женщин, которые поддерживают игроков, оставаясь за кадром опасной игры. Видео обращает внимание на их будни, ожидания и вклад в сохранение семейных и культурных ценностей.

— В этом видео женщины рассказывают, каково быть супругами кокпаристов. До недавних пор кокпар не приносил никаких денег, это сейчас он становится материальным, и игры проходят с призовым фондом, — говорит Александра Ким. — Ранее же, как вспоминает одна из жен, мужья выигрывали чайник, в лучшем случае ковер. Кокпар, по сути, это страсть и любовь к традициям, которая никак не поддерживала бюджет семьи, чаще, наоборот, требовала определенных затрат. Но хорошо, что культура кокпара наконец дождалась иных времен.

Саид Атабеков считает кокпар своей религией и искусством. «Мое творчество — моя молитва», — заключает он.

Выставку можно увидеть до 26 января 2025 года в Aspan Gallery.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах