МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Наследие великой степи. Трансформации ремесла в искусство

Свою выставку «Наследие Великой Степи» представила в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева современная казахстанская художница Гаухар Бисенгалиева.

Гаухар Бисенгалиева, выступающая под брендом Aruhan, презентует сегодня в Музее имени А. Кастеева свои новые уникальные картины, созданные из войлока и природных материалов. Также она разместила в своей экспозиции среди авторских работ архивные черно-белые фотографии, повествующие о том, как валяли войлок в древности и еще не так давно по историческим меркам — сто лет назад и даже меньше, как ткали вручную ковры. Эти документы стали результатом ее кропотливой работы с материалами Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

— Я рассказываю о зарождении ремесленничества и его трансформации в искусство. На моей выставке вы увидите фотографии, которые были найдены в национальном архиве Казахстана, и на них запечатлены первые «упоминания» о ремесленничестве, — говорит Гаухар Бисенгалиева. — Мною также был отобран видеоматериал и создан небольшой документальный сюжет на его основе. У гостей выставки сегодня есть возможность ознакомиться с этим видео и документальными фотографиями.

Художница из известной казахстанской семьи деятелей искусства и культуры — музыкантов, актеров, оперных исполнителей — взяла в качестве авторского бренда имя своей мамы Арухан. На своей странице в Instagram она написала в день открытия выставки: «На этом фото мои любимые мама Арухан и папа Самет. Это не просто мои ата-аже, это те люди, которые заложили во мне те самые фундаментальные ценности в жизни, которые я впитала в себя и точно так же передам их своим внукам. Они были олицетворением любви, заботы, ласки, уважения и прекрасных отношений, благодаря которым каждый член нашей большой и дружной семьи всегда находил поддержку, силу, энергию и тепло. Папа Самет был почитаемым мастером домбры, именно он привил любовь к музыке каждому ребенку в доме. Я до сих пор бережно храню и переслушиваю пластинку с его игрой на домбре. А мама Арухан обладала прекрасным голосом, который всегда гармонично звучал вместе с игрой папы Самета. Мама Арухан была и по сей день остается для меня примером, музой и великой женщиной. Она была многогранной, ее любви хватало на всех. Мне посчастливилось проводить с ней много времени в детстве, именно по этой причине во мне, тогда еще маленькой девочке, зародилась любовь к искусству и войлоку. Именно эти детские воспоминания, навыки, наставления помогли раскрыть это мастерство в моей уже взрослой жизни. Сейчас я понимаю, что в каждой картине, которую я создаю, есть частичка моей любимой мамы Арухан».

К слову, гостям выставки на ее открытии представилась возможность послушать на виниловом диске исполненные Саматом Бисенгалиевым на домбре казахские музыкальные произведения. И в реальности происходящего события перед зрителями выступил знаменитый брат художницы — музыкант Марат Бисенгалиев, дирижер, скрипач-виртуоз.

Гаухар Бисенгалиева называет себя метамодернистом, то есть художником, включающим обобщение изменений и состояний культуры начиная с 1990-х годов до настоящего времени, пришедшим на смену постмодернизму. Этот термин ввели в словарный запас искусствоведов голландский философ Робин ван ден Аккер и теоретик медиа Тимотеус Вермюлен, опубликовав его пояснения в своем эссе «Заметки о метамодернизме» в Journal of Aesthetics & Culture совсем недавно, в 2010 году.

Используя эту инновационную художественную стилистику, Гаухар воспроизводит по-новому технику войлоковаляния. Так, исследуя традиции народно-прикладного искусства своих предков-номадов Великого Шелкового пути, следуя за ними, она стилизует свои произведения под современный формат.

— Абстрактные мотивы на полотнах художницы отсылают нас к концепции вечного неба, воплощая идеи тенгрианства и отражая образ мысли предков. Работы исследуют связь между человеком и космосом, подчеркивая глубинные культурные корни, которые продолжают вдохновлять и по сей день, — делится А. Кумарбаева, куратор выставки, научный сотрудник отдела «Декоративно-прикладное искусство Казахстана» ГМИ РК имени А. Кастеева.

Посмотреть выставку «Наследие Великой Степи» можно до 24 ноября 2024 года.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах