МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Лермонтов – герой вне времени

Экспериментальный спектакль-читка в ТЮЗе

В Алматы на камерной сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац прошла новая постановка «Лермонтов. Герой нашего времени». Этот экспериментальный спектакль-читка уже очаровал своих зрителей.

Постановщики премьеры в театре Наталии Сац считают, что заданная ими театральная форма позволяет привлекать основное внимание к тексту, а не к визуализации пьесы, но получился полноценный спектакль. Интеллигентный и умный, волнующий и захватывающий дух, оставляющий желание не только перечитывать Лермонтова, но и искать информацию о его жизни.

Не каждому выпадет эстетическая радость увидеть Михаила Юрьевича Лермонтова таким живым в его страстях, переживаниях, благородстве души и поступков, каким он предстал в названном спектакле. В первой части постановки зритель знакомится с ним от момента его рождения до гибели, а во второй узнает фактуру и личность поэта и писателя в Печорине — главном персонаже романа «Герой нашего времени».

— В спектакле-читке самое интересное, как актер переживает и передает текст, как увлекает зрителя в прослушивание, сопереживание, фантазии, позволяющие становиться театром внутри себя, — считает Татьяна Карамышева, заведующая литературно-драматической частью театра. — Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, и мы взяли только самую сценическую — «Бэла», так как она более зрелищная. Первая часть спектакля посвящена биографии самого Лермонтова, и в ней режиссер Ирина Симонова очень тонко передала те моменты его жизни, какие проясняют поведение и мысли некоторых героев его романа, приводящие нас к пониманию, что Лермонтов не придумал тех, о ком написал.

Следуя традициям

Этот специальный проект театра, задуманный для девятиклассников, изучающих по школьной программе роман Лермонтова и посвященный 210-летию известного во всем мире поэта и прозаика, открывает глубинный мир человека в красоте его слов, размышлений и деяний.

— Театры для детей придумала Наталия Сац, и они впервые в мире стали открываться в Советском Союзе. Она большое внимание уделяла педагогике, и в нашем театре, который режиссер создала в Алма-Ате в 1945 году, работали шесть человек, чья деятельность была связана со школами. Воспитательная и художественно-нравственная функции были основополагающими для Сац, — говорит Татьяна Карамышева. — Мы стараемся следовать традициям, заложенным основательницей театра, и понимаем, что театр не только развлекает и дает способ проведения свободного времени, отдыха, но еще воспитывает, формирует эстетический вкус. Мы ставим спектакли и для взрослых, и для детей. Школьники — это наша большая серьезная аудитория, и у них есть запрос к театрам не уходить от классической трактовки произведения. Поэтому мы решили создать большой проект читок-спектаклей, основанных на произведениях мировой классической литературы. Первым спектаклем в этом проекте стал «Лермонтов. Герой нашего времени».

Театр имени Наталии Сац в этой постановке сохранил камерность для формата читки. В зале около 50 зрителей, и они находятся очень близко к сцене и актерам, что позволяет им чувствовать себя наиболее сопричастными ко всему происходящему.

— В августе, когда мы говорили о востребованности определенных тем и произведений, по которым ставить спектакли, мы отталкивались от школьной программы, — говорит Ирина Симонова, и.о. главного режиссера театра. — И когда мы с Татьяной посмотрели школьную программу, то увидели, что первый юбилей у нас по датам у Лермонтова. Я стала погружаться в материалы о поэте и, признаться, многое впервые узнала о нем. «Героя нашего времени» как раз осенью в ноябре проходят в девятом классе школы. И мы решили сделать читку не традиционной, а добавить к ней визуальный контекст. В этом свою заинтересованность проявил абсолютно весь коллектив театра, включая осветителей и художников.

Герой вне времени

Упоминая еще раз спектакли-читки, отметим, что это современный и довольно популярный жанр, входящий в репертуары многих театров. В читках действительно не ставится акцент на визуале — оформлении, костюмах. В них важнее всего отношение артиста к тексту. Но в первой части постановки «Лермонтов. Герой нашего времени» тексты не зачитываются. Актеры произносят их, выучив все слова наизусть, вложив в смысл душу и свое восприятие реальных личностей, окружавших писателя. В Лермонтова виртуозно перевоплощается похожий на него даже внешне актер Артем Селезнев.

— Очень люблю Лермонтова и свою роль, — делится он. — Мне очень хотелось показать Лермонтова не как великого, масштабного, обожествленного, а как такого же человека, как мы, которому свойственны те же чувства, что всем нам и мне лично. Для меня эта роль — большая ответственность. Я сразу согласился на нее, хотя был занят в другом спектакле. Но это же Лермонтов! Такая честь! Мне было интересно собирать новую информацию о нем, узнавать его. Он рос без материнской любви, что сказалось на формировании его характера. Да, он был немного саркастичным, язвительным, осторожным, но при этом всегда оставался очень искренним. Хотелось показать его без прикрас, а именно таким, каким он был в жизни.

На вопрос, изменилось ли что-то в нем после более глубокого изучения биографии Лермонтова, его воплощения в роль, Артем ответил:

— Да, конечно. Когда мне предложили роль Лермонтова, у меня в жизни определенно происходили важные события, которые я смог понять и разобрать. Да, я почувствовал, что ментально готов к роли. Не знаю, насколько это видно с актерской стороны, но мне близок этот писатель. Я знаю, что могу передать на сцене его реальный образ. Эта роль, конечно, многое во мне изменила, и взгляд на самого Лермонтова в том числе. Все-таки он — это не Солнце, а Луна русской поэзии. Ранее мне довелось сыграть Пушкина, и для меня есть внутренняя разница между двумя поэтами, но они похожи друг на друга в своей гениальности, которая проявилась во всем.

— Я взяла на главную роль Артема Селезнева, так как у него есть внешнее сходство и он очень думающий — тоже писал стихи. Я дождалась его после репетиций спектакля «Мой дедушка был вишней», в котором он был занят, и только когда он освободился, мы начали репетировать, — вспоминает Ирина Симонова. — Все ребята были очень организованы. Мы хотели, чтобы подача материала стала интересной, потому что говорим про живую фигуру Лермонтова. Мы смогли создать погружение в важные вехи его жизни и, конечно, заканчиваем биографию дуэлью с переходом на «Героя нашего времени». Лермонтов отрицал, что Печорин — это он сам. Он говорил, что создал собирательный образ героя своего времени, но в романе сильно прослеживаются его переживания и становятся очевидными события, случившиеся в его жизни.

На небосклоне мировой литературы имя русского поэта — титана Михаила Юрьевича Лермонтова сияет и будет сиять как огромная и яркая звезда. Произведения классика, его внутренняя интеллигентность очищают и образовывают наш ум, выше и светлее становится наша душа. Но, что любопытно, Михаил Лермонтов действительно похож на Александра Сергеевича Пушкина и Чокана Валиханова.

— Это верно. Лермонтов обожал Пушкина. Мечтал, чтобы тот прочитал его стихотворения. Он очень страдал и переживал, что Пушкина убили на дуэли, и мы показываем это в нашей читке. Я уверена, что Валиханов читал и Пушкина, и Лермонтова, и было какое-то взаимопроникновение. Дух времени, восприятие природы, всего происходящего в душе и отношение к дамам — все в них созвучно. Вот как мог так сильно влюбиться 15-летний Лермонтов в Сушкову и написать потрясающего «Демона»! Очень жаль, что он погиб на 27-м году жизни. И мы все это специально показали на сцене, чтобы дети прониклись к Лермонтову как к человеку, который любил, страдал, переживал. Мы хотели также обратить внимание на то, как глупы традиции дуэлей. Михаил Лермонтов пролежал после трагедии четыре часа под проливным дождем. Он был еще жив, и никто не мог ему помочь. И он не собирался умирать. Это была странная ситуация. Мне хотелось, чтобы подростки увидели Лермонтова живым, заинтересовались его судьбой, и после у них, возможно, появится желание читать и изучать его произведения. Мы использовали в постановке стихи, романсы, любимую колыбельную Лермонтова, которую пела ему его бабушка. Также показали написанные им на Кавказе картины. Писатель безусловно был одаренным человеком. Также для нас было принципиально важным провести первую читку пьесы 15 октября, в день рождения Лермонтова. В Алматы было дождливо, как в селе Тарханы, где в 1814 году в тот день долго не могли уснуть, потому что ждали появления на свет Мишеля — Михаила Лермонтова. Я сама настолько увлеклась изучением биографии писателя, что хотелось, чтобы все получилось и детям понравилась наша работа, — говорит Ирина.

И она понравилась! Мы можем подтвердить это, так как довелось увидеть потрясенные взгляды школьников, почувствовать их волнение, более того, спектакль-читка «Лермонтов. Герой нашего времени» производит сильное впечатление на всех, кто выбрал для себя просмотр-прослушивание-проживание этой постановки. Наша редакция рекомендует посмотреть ее на сцене Театра имени Наталии Сац. Следующие спектакли запланированы на 12, 13, 26 ноября.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах