Два спектакля «Стакан воды» и «Утро туманное» смогли увидеть зрители Алматы и гости южной столицы Казахстана. Основа первого спектакля опирается на пьесу французского драматурга XIX века Эжена Скриба, и сюжет комедии построен на реальных исторических событиях, в которых политические интриги сплетаются с любовными. А «Утро туманное» повествует зрителю о бесценности и молодости любви, в каком бы возрасте ни находился человек. Лирическая комедия с философским смыслом была написана специально для театра Калягина современным драматургом и режиссером Рустамом Ибрагимбековым, известным по многим фильмам, в том числе «Белому солнцу пустыни», сценарий которого был создан им в соавторстве с Валентином Ежовым.
Два театральных вечера в театре Лермонтова прошли при аншлагах. Зрители рукоплескали московским гастролерам, одаривали их овациями, цветами, казахстанским шоколадом и алматинскими яблоками. Гастроли прошли успешно и вдохновили не только алматинцев, но и московских гостей.
Александр Калягин на сайте своего театра написал: «Мы завершили свои «Большие гастроли» в прекрасном городе Алматы!
Спасибо большое добрым и прекрасным алматинским зрителям. Верим, что мы непременно приедем к вам вновь.
Нам невероятно повезло, и мы полны впечатлений. За несколько дней пребывания в Казахстане в свободное от репетиций и спектаклей время мы смогли познакомиться с местными традициями, увидеть и посетить много интересных и живописных достопримечательностей.
Сердечная благодарность руководству, администрации и всем цехам Национального русского театра драмы имени М. Лермонтова за профессионализм, гостеприимство и помощь в организации «Больших гастролей» театра Et Cetera. Надеемся, что дружба между нашими театрами будет продолжаться долгие годы и мы будем приезжать друг к другу с гастролями еще не раз.
До встречи!»
На мастер-классе, проведенном для артистов театра Лермонтова, Александр Калягин отметил, что любой спектакль на сцене имеет право быть и не стоит подстраиваться под зрителя. Если, к примеру, у постановщиков возникает идея создать на сцене достаточно серьезный спектакль неразвлекательного характера, к которому, возможно, привык зритель определенного театра, то это необходимо сделать. В этом отношении показательным может быть опыт театра Et Cetera, решившего поставить такой сложный спектакль, как «Пожары». Режиссер ливанского происхождения Важди Муавад написал пьесу «Пожары», оттолкнувшись от притчи на мотивы эдиповой трагедии. «Французский критик Катрин Ришон назвала «Пожары» поездом, летящим на скорости 300 километров в час. Если в него сел, то уже не выскочить: вместе с героями ты преодолеешь весь этот страшный путь от начала до конца, перемещаясь из одного места в другое, из настоящего в прошлое, из зоны молчания на территорию горьких признаний».
На пресс-конференции Калягин вспомнил, как ему понравился Алматы еще 40 лет назад, когда он впервые побывал в этом городе.
— У меня с этим городом связано очень много теплых воспоминаний, — поделился он. — Для нашего театра это первые гастроли в Казахстане и одна из акций в пользу нашего театра как для актеров, так и для биографии Et Cetera... В Алматы для начала мы привезли два спектакля, но, если честно, хотелось и больше. Национальный русский театр драмы имени Лермонтова — это великий знак русской культуры в южной столице. Я здесь бывал и гастролировал. Очень рад, что в РК сохранились русские театры.
Программа «Большие гастроли», благодаря которой казахстанцы получили возможность посмотреть и оценить театральный потенциал современной Москвы — столицы культуры России и мира, которая всегда остается показательной, состоялась согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. Этот проект реализуется Росконцертом. «Большие гастроли» были инициированы в 2014 году. В этом, 2024-м, году в программе гастролей принимают участие 268 театров Российской Федерации. И только в этом году в гастрольных турах будет представлено около 1700 спектаклей в 159 городах стран СНГ. Генеральным информационным партнером этого культурного проекта выступает ТАСС. Алматы как культурной столице Казахстана очень повезло, что театр Калягина приехал именно сюда.
Дмитрий Скирта, художественный руководитель Национального русского театра драмы имени М. Лермонтова, отметил перед началом показа московских спектаклей:
— У нас в приоритете — сохранять великое наследие русской культуры... Русская драматургия для нас — это очень важно, поэтому милости просим, театр Et Cetera!
Эти же слова приветствия можно применить и для встречи других российских театральных коллективов, гастроли которых также состоятся в театре Лермонтова. Две страны, их исторический путь объединяет многое, и обмен опытом, а также укрепление и развитие культурных связей обогащают единое интеллектуальное пространство, наполняя его при этом радостью видеть и оценивать новое, познавать и сравнивать, убеждаться в том, что главные человеческие и духовные ценности присущи всем мыслящим людям.