МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Тайный код орнаментов Наргис Рахмановой

Выставка Наргис Рахмановой Evigilatio — «Пробуждение» в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева призывает к осмыслению тех истин, которые скрыты в традиционном восточном орнаменте.

Многие художники обращаются к теме осмысления как в целом восточного, так и непосредственно казахского орнамента. И не только художники. Еще в 1903 году немецкий ученый-этнограф и антрополог Рихард Карутс, посетив полуостров Мангышлак, издал научную книгу «Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке», в которой описал не только быт и традиции кочевников, но также узоры, которыми пользовались народы, населявшие это место. Казахстанский архитектор Басенов также обращался к истокам происхождения казахского орнамента, используя затем его в декорировании зданий. Академик Маргулан посвятил немало времени изучению орнамента. Среди современных художников больше всего изображений орнаментов можно найти у Ералы Оспана. Но такое восприятие арабесок, каким его видит Наргис Рахманова, не встречается больше ни у кого.

Вероятно, из-за того, что девушка давно проживает за пределами Казахстана, ее так сильно манит все знакомое, все родное. Наргис Рахманова, проживая в Германии, часто приезжает в Алматы, и нередко со своими новыми выставками.

Настоящая экспозиция под названием Evigilatio или «Пробуждение» тематически перекликается с ее прошлой выставкой «Я — кочевник», которая также прошла в Музее искусств имени А. Кастеева. И также, как и в 2016 году, художница предлагает нам взглянуть на свое видение орнаментов, связывая времена столетней давности с настоящим и будущим. Она словно предлагает посмотреть на казахские арабески как на некую структуру, архитектуру, звучание, код, шифр.

Называя свою работу «Мен дауыспын», что по-русски звучит как «Я — голос», Наргис подает основу определенного орнамента в виде множества цифр, напоминающих чем-то азбуку Морзе, но больше современные расшифровки компьютерных программ.

Также художница предлагает вариант осмысления казахского орнамента через происхождение геологических образований, месторождений полезных ископаемых. Об этом, к примеру, говорит ее работа «Генезис».

В серии ее работ «Кенеп» (в переводе на русский язык этот термин обозначает холст) орнамент предстает в виде крупных точек, напоминающих проросшие золотые зерна пшеницы.

Куратор экспозиции Г. Жубанова, руководитель отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ РК имени А. Кастеева, говорит нам о том, что Наргис Рахманова — это художник осознанный, ищущий источник геометрических структур всей восточной орнаментики, где поиск продолжается в работах, вдохновленных традиционными древними орнаментами и богатой древней культурой кочевников. По ее словам, Наргис «вместо того, чтобы предлагать искусство, которое раскрывает зрителям свое содержание при минимальном вмешательстве, представляет работы, которые углубляют человеческое восприятие, предвосхищая тайны и провоцируя зрителей на реконструкцию существующих убеждений».

Впрочем, все слова — всего лишь интрига. Искусство — это живой диалог художника со зрителем: надо приходить и видеть все своими глазами. Разгадать тайный код цифровых арабесок Наргис Рахмановой Музей имени А. Кастеева предлагает до 2 сентября настоящего года.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах