МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Эквивалентность. Время. Природа. История

«Обычно учат историю, как сушеные грибы, навязывая на ниточку... По датам запомнить невозможно. Историю надо учить как простертый ковер... Тогда ты не перепутаешь, потому что будешь не запоминать, а ПОНИМАТЬ...» (Аван Тейлор).

В Музее имени Абылхана Кастеева открылась выставка трех современных художников Онура Мансиза, Халиля Петука, Амина Мете Эрдогана из Турции «Цикл: исследуя современное». Экспозиция во многих смыслах экстраординарная — как в предложенном авторами контексте, так и в формах изложения. Здесь собраны работы, транслирующие представления ее участников о природе и истории, следуя традиции великого Леонардо да Винчи, впервые соединившего в себе науку и искусство. Эта своеобразная оптика видения, безусловно, создала у наших зрителей непривычные художественные впечатления, что побудило непроизвольные желания достучаться до необычайных предлагаемых месседжей художников. Сама их заявка предполагает особый ракурс восприятия произведений, в которых происходит синхронизация...

Кураторами экспозиции выступили Оля Веселова и Санжар Серикпаев. Работа Эмин Мете Эрдоган воспринимается как скульптурный горельеф в круге, но с использованием необычных материалов и технологий. И тут как раз уместно поговорить, в каком же направлении искусства представлены эти произведения. Эта выставка притягательна вот этой самой интригой, которая непременно возникает у созерцающих зрителей. Нынче искусствоведы всего мира зачастую даже отказываются давать названия существующим стилям и направлениям. Настолько велико их количество. Возникают новые. Нередко они синкретичны, отказываясь от общепринятой чистоты приемов, а тем более технологий. До сих пор не утихли дискуссии вокруг стиля гиперреализм. От принятия до полного отрицания. Полагаю, уложить представителей этого направления в «прокрустово ложе» — путь в никуда.

У автора живописи Онур Мансиз рефлексия на современный мир через искусство портрета также в самобытном прочтении. Можно подразумевать, что это живописная копия фотографии. На самом деле все гораздо сложнее. Автор не ограничивается точным повторением реальности, а скорее создает ее иллюзию с трансляцией собственного отношения к ней. В противном случае здесь не о чем рассуждать. Использованные приемы вполне типичны: применение аэрографа с сохранением фотоизображения, живописи с достижением ожидаемого сходства модели. Но это вполне осмысленный процесс, где явственно обозначено целеполагание автора. Он создает как бы третью реальность, где прослеживается собственная мифология вкупе с собственным инструментарием. Изображенные модели вполне конкретизированы, исключая одну с завязанным лицом. Для художника здесь интересна не столько конкретная личность (хотя они вполне узнаваемы), сколько их трансляция как некоего объекта. И в этом произведения как бы пересекаются с сюрреалистическим дискурсом, то есть важнее не отражение модели как таковой, а впечатление, создаваемое ею. Портрет женщины с закрытым лицом с очевидным подтекстом, который предстоит разгадать зрителю. Здесь уже существенную роль играют детали фона, как-то: целая система линий, напоминающая структуру ДНК и адресующая нас к сложным размышлениям о природе личности; трансформации в социуме; генетическая предрасположенность; связь с историческим прошлым ее этноса... В композиции превалирует динамичное решение, создающее атмосферу некоего беспокойства. Остальные портреты также являют собой довольно сложные мыслеформы автора при всей их внешней привлекательности. В них отмечаются тщательная живописная проработка с реалистической достоверностью, приближающей их к искусству фотографии; красота цвета в синтезе с декоративно-условной светотеневой моделировкой; изящество линейного рисунка. И все же он не ограничился просто фиксацией образов. Здесь подчеркнутая внешняя статичность моделей вовсе не обозначает их спокойное внутреннее состояние. Как и свойственно гиперреализму, о квинтэссенции чувств могут говорить только некоторые весьма выразительные детали: взгляд, поза, ракурс, акцент на каком-то аксессуаре...

Художник Халиль Петук демонстрирует нам третье состояние реальности. Это черно-белая живопись, создающая удивительную магию как бы тающего воспоминания, ощущение некой недосказанности, ностальгию по чему-то бесконечно ценному и безвозвратно уходящему.

Автор пишет живописную композицию пейзажа, которая затем смазывается, создавая вибрации, действующие на сознание и эмоции зрителей. Это нечто большее, нежели обычное изображение. Художник балансирует между искусством и реальностью и побеждает подразумеваемый смысл произведения. Он создает новую реальность не для эстетического эффекта, хотя в первую очередь именно это бросается в глаза зрителям. Природа, с которой мы были связаны пуповиной во времена детства человечества, уплывает, как мираж, безвозвратно.

«Жизнь вяжет свои петли только по нарастающей и никогда не возвращается, чтобы заштопать разрыв». По-моему, очень точно подходит к концепции трио авторов, глубоко переживающих ситуацию неизменно теряющейся связи времен и постепенного отрыва человечества от естественной среды. И эта аморфность общества непременно приведет к деструктивным явлениям. Как проницательно заметил Виктор Шендерович: «Иногда события происходят поперек исторического потока». И в этом их потенциальная опасность. Гости из Турции предложили нам свой творческий интересный кейс со своими мировоззренческими включениями, заслуживающий нашего неравнодушного адекватного восприятия.

Выставка «Цикл: исследуя современное» является инициативой Генерального консульства Турецкой Республики в Алматы и проходит в рамках сотрудничества проекта Efes Art Space c Государственным музеем искусств имени А. Кастеева. На протяжении последних двух лет Efes Art Space поддерживает казахстанское современное искусство и предоставляет площадку для молодых авторов. Летом этого года проект стал международным и представил для алматинских зрителей работы трех современных авторов из Турции.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах