Теплый и жизнерадостный сиреневый
Да еще какая выставка открылась! Сто двадцать огромных полотен, эскизов и рисунков в разном стилевом исполнении, выполненных за очень короткий период времени. То есть на вернисаже Алексея Федоровича Уткина все работы новейшие, искрящиеся, многие из них дышат свежим насыщенным ароматом масляных красок.
В день открытия выставки в Алматы бесконечно шел, даже не шел, а валил снег, заметая в одно мгновение все, что ему попадалось. Была настоящая вьюга, каких не видывали многие зимы, и все гости входили в холл музея припорошенными белым пухом. В то же время на самом вернисаже царствовал и согревал солнечный свет. Он струился сквозь все работы мастера. Они казались подсвеченными изнутри и дарили необыкновенное чудо гармоничного смешения всей палитры красок, среди которых особенно впечатляющими были сиреневые оттенки с теплым желтым, серебристые отблески и синь, проникающие в пейзажи южной столицы. Казалось, гуляешь по городу, такому особенно уютному и родному, каким всегда его видит и изображает на своих холстах художник.
Куратором столь вдохновляющей выставки выступила Анжелика Акилбекова:
— Помню, как открыли первую галерею в консерватории в 1991 году. Алексей Федорович всегда гулял по Панфилова и говорил, что ищет свой сиреневый цвет, как-то поособенному ощущает его именно в Алматы. По Астане мы тоже гуляли, когда делали там другую его выставку, но он признавался, что не чувствует в новой столице этого цвета. Он ассоциируется у него только с южной столицей. А ведь не каждому западает сиреневый, и в колористике даже принято считать, что это депрессивный цвет. Однако у Уткина он жизнерадостный.
Я и Алматы — город, забравший сердце навсегда!
Кто-то из коллег Уткина отметил, что живописец, хоть и не был рожден в южной столице, стал душой этого города. И название выставки оказалось точным на 200 процентов.
«Я и Алматы — город, забравший сердце навсегда!» — и есть название экспозиции, отражающее всю суть не только тематики выставки, но и образа мышления и жизни художника. Он торопится запечатлеть город с необычных ракурсов при разном освещении, причем редко выходя на пленэры, а больше запоминая его.
Анжелика Акилбекова отмечает именно этот бесценный дар художника — писать работы по эскизам и памяти, вновь и вновь возвращаясь на определенные места. Также она вспоминает:
— Первый раз я увидела работы Уткина лет 12-15 назад в галерее Елизаветы Малиновской. Еще не зная самого художника, была сильно впечатлена. Во-первых, думаю, что импрессионизм нравится многим. Во-вторых, у Уткина все работы пронизаны не только светом и цветом, но и еще и любовью. И это чувствуется. И любовь у него какая-то всеобъемлюща. Он не только город любит, но и его жителей, улицы, здания, озера, реки, мосты... Часто предвигается пешком и запечатлевает то, что видит. Алексей Федорович редко стоит и пленэрит: он смотрит, делает зарисовки, запоминает, затем дома делает наброски, снова и снова приходит на место, которое отображает. Так у него все многослойно оживает.
Сам Алексей Уткин считает, что важно не количество пройденных им путей и запечатленных мест в Алматы:
— Важнее всего сам определенный ракурс, которое хочется прочувствовать и понять. Нет цели обойти все пешком, и все мои места в Алматы любимые. Я прихожу, смотрю, делаю эскиз, потом опять возвращаюсь. Все, что можно взять с какого-то места, стараюсь воспроизвести. Пусть Алматы становится еще лучше!
На Уткина реагируют все
Нет в городе, а возможно, и во всей стране человека, который не был бы знаком с творчеством Уткина. И его реально все любят.
— И даже не как искусствовед, а как художник скажу, что меня впечатляют его построение композиции, ракурсы, и мы наблюдаем, что его работы цепляют каждого, даже человека непосвященного и неискушенного в искусстве. Это не первая его выставка в музее. Сюда приходят и дети, и молодежь, и взрослые, и искусствоведы, и журналисты, и солдаты. Я никогда не видела человека, который бы не задержал взгляд на произведениях Уткина, не отреагировал на них, — говорит Анжелика Акилбекова. — А для искусства что важно? Оно может нравиться или нет. Главное, чтобы оно задевало, чтобы человек не проходил мимо с пустыми глазами, не оставался равнодушным.
Алматинский эндемик в художественной среде
Сам Алексей Федорович Уткин, пришедший на свою юбилейную выставку в шляпе от другого алматинского художника — Севы Демидова, декорированной цветными карандашами, заметил:
— Ах, как времени бег неумолим... Я тороплюсь, а силы, видно, Бог дает…
Дает, конечно, как и вдохновение такому человечищу. Он сам — как солнце. И трое из самых юных его внучат тоже рисуют, но дедушка им в этом не помогает, разве что учит, иногда хвалит, а похвала от такого мастера дорогого стоит.
Если в двух словах сказать о стилях художника, то ему подвластно все: пишет он не только природные и городские пейзажи, портреты, но и создает графические произведения, работает в жанре карикатуры. Более 1000 живописных холстов и графических листов создано им за время его любимой деятельности.
Алексей Уткин родился на Алтае, но позднее его семья переехала в Алматы. В 1969 году он окончил Алматинскую школуинтернат для глухих детей No 1, а в 1974-м — Политехнический техникум Ленинградского восстановительного центра всероссийского общества глухих. В 1985 году стал выпускником Алматинского театрально-художественного института, где учился наравне со слышащими студентами. Он, к слову, многое понимает по жестам, губам и сам говорит — пусть лаконичнее нас всех и тише, но с большим и артистичным умением передавать главные мысли и эмоции.
Какое-то время Уткин преподавал рисование в родной школе-интернате для глухих детей No 1. В 1995 году открыл творческую ассоциацию глухих художников Казахстана, а в 1997-м стал инициатором создания изостудии для глухих детей.
Многие работы Уткина находятся в частных коллекциях и галереях, в государственных музеях разных стран мира. И это понятно! Алексей Федорович Уткин — эндемик для коллекционеров, потому что настоящие ценители искусства прекрасно осознают, с какими шедеврами имеют счастье быть знакомыми. И это точно те инвестиции, которые всегда приносят доход владельцам полотен Уткина.
Выставка продлится до 10 марта 2024 года. Не так много времени, чтобы влиться в поток чистой и светлой энергии величайшего мастера нашего времени.