Наследие века и наследие на века — это не громкие слова, а констатация фактов и тех революционных достижений в развитии казахстанского искусства, которые напрямую связаны с именем известного художника. Когда в 2019 году отмечалось 115-летие А. Кастеева, то искусствовед, галерист, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор Гульмира Шалабаева сказала: «Это особенный повод осмыслить его роль как в искусстве Казахстана, так и в мировой художественной культуре. Для понимания феномена А. Кастеева необходимо понимать время, в которое он родился: общую историческую среду, кризис мировосприятия в период смены общественного строя и самого уклада жизни.
Он стал первым казахом, осмелившимся в противовес мусульманским канонам запрета изображения живых существ писать людей и животных. За что, по его воспоминаниям, был неоднократно бит в юности. По тем временам это был по-революционному смелый поступок. Он стал первым представителем среды, который в эпоху слома коренных традиций, болезненного отказа от кочевья, глубинной трансформации цивилизационной парадигмы начал процесс приобщения к новой европейской форме искусства. Самоучка, ставший первооткрывателем, а затем и профессионалом, соединил в своем творчестве основы степного мировоззрения и мироощущения, опирающегося, с одной стороны, на устные мифопоэтические традиции народа и декоративно-прикладное искусство, а с другой — на степную философию и тенгрианское поклонение природе. А. Кастеев — певец природы родного края, но вместе с тем он прямой очевидец происходящих кардинальных перемен в жизни народа».
Так и есть. Все созданные мастером произведения искусства представляют собой художественную летопись становления Советского Казахстана. И замечательно, что тогда у руководства всей советской страны были задачи распознавать, находить таланты в глубинке. Иначе могло случиться и так, что Абылхан Кастеев со своим даром навсегда бы остался в родном ауле Чижин Семиреченской области (сейчас — Алматинской). Помогая семье, работая пастухом, он вырезал из известняка фигурки и лепил из глины. Рисовал с раннего детства, и его художественный талант заметили. Более того, ему повезло попасть в студию художника Николая Гавриловича Хлудова, ставшего не только его первым педагогом и наставником, но и личностью, определившей весь дальнейший творческий путь мастера.
Учился А. Кастеев в конце 30-х годов и в Москве, но денег и нужных связей у художника не было. Однако большую помощь казахстанскому гению оказала директор Художественной студии имени Крупской Анна Фурманова, супруга писателя Дмитрия Фурманова. Вместе с мужем она прожила несколько лет в Алматы и очень тепло относилась и к прежней столице КазССР и ко всему Казахстану. В московской студии он получил возможность получить дополнительное профессиональное образование на бесплатной основе.
Вернувшись на родину накануне Великой Отечественной войны, он начал создавать множество графических и живописных работ на тему развития своей страны, но затем война изменила его планы. Художник рвался на фронт, но его не отпустили и правильно сделали. Так уберегли талант, способный сотворить огромное количество потрясающих полотен. Во время войны Абылхан Кастеев работал в КазТАГе, чтобы создавать эмоциональные, поддерживающие дух народа плакаты. Он написал серию композиций на тему труда колхозников, оставшихся в тылу, чтобы вдохновлять советских воинов на победу. В это непростое для всей страны время готовилась первая персональная выставка А. Кастеева. Она состоялась в Алматы в 1942 году. В экспозиции было представлено более 140 произведений художника. В этот исторический момент он стал знаменитостью.
Для Абылхана Кастеева было важно создавать не только композиционные и пейзажные работы, но и отображать на своих полотнах тех редких и исключительных людей Казахстана, которые многое сделали для его культурно-просветительского развития и становления. Потому мы сегодня можем любоваться прекрасно написанными мастером портретами Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Джамбула Джабаева и многих других мыслителей и подвижников.
После окончания войны Абылхан Кастеев представил другие свои работы. Они были очень патриотично подписаны и одухотворены. «На земле казахстанской», «Богатства Казахстана», «Земля и люди Казахстана» и многие другие стали визитной карточкой процветающей республики.
От современников, коллег и друзей художника известно, как он любил свою родину, а писал всегда стоя, словно отдавая таким образом дополнительное уважение к труду и тем темам, которые его волновали. С самого раннего утра и до поздней ночи он всегда стоял у своего мольберта.
Зритель, если и не знает, не помнит каких-то названий произведений А. Кастеева, то уж точно знает детально такие его всемирно известные полотна, как «Турксиб» и «Высокогорный каток «Медео». К слову, оригинал последней названной работы был лично подарен писателю Мухтару Ауэзову и до сих пор представлен на самом видном месте в его Мемориальном доме-музее.
Работами А. Кастеева гордятся многие музеи страны и мира, но в ГМИ РК, названным именем художника, их больше всего. В музее — около 400 работ художника.
Именем живописца названы многие улицы страны, художественные школы и колледжи. А в 2014 году в Алматы на месте последних лет проживания художника был открыт Дом-музей Абылхана Кастеева. Он находится недалеко от гостиницы «Казахстан», и там же рядом расположен один из самых замечательных памятников мастеру.
Остается добавить, что куратором настоящей выставки выступила Сандугаш Мырзабекова, руководитель сектора «Графика и скульптура» отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ РК имени Абылхана Кастеева.
Наступивший год начинается для Казахстана грандиозно. И если кому-то не хватает для нового рывка вдохновения, запланируйте поход в музей, чтобы «послушать» и «поговорить» через искусство с мудрым и оригинальным человеком.