«Кораблик в бурном море»
Орган действительно требует собственного адреса и архитектурного замысла. Самый большой орган в России находится в Кафедральном соборе Калининграда (четыре мануала, 90 регистров и около 6500 труб). Что удивительно, первым, еще в моем детстве, был услышан именно он, и даже запомнилась интонация конферансье, объявившего: «Гендель, «Кораблик в бурном море». Оказались незабываемыми и те вибрации, и та магия, которые исходили от соприкосновения звука с душой и телом.
В Алматы есть два органных зала, и билеты на концерты органной музыки раскупают заранее. Аншлаги собирает известный в стране органист, заслуженный деятель культуры РК, кавалер ордена «Курмет» Габит Несипбаев. Он знает все секреты этого необычного инструмента, и при его участии органы появились в культурной столице Казахстана. В чем еще, кроме адреса и архитектуры, состоят особенности этого инструмента, кто ухаживает за всеми его этажами, и можно ли исполнять на органе современную музыку?..
От литургии к року
Орган (лат.organum—инструмент, орудие) — клавишный и духовой музыкальный инструмент. По своим габаритам и устройству превосходит все другие музыкальные инструменты. Древний, изначально церковный и литургический, сегодня он перестал принадлежать только богослужению.
Считают, что родоначальником органа была древняя вавилонская волынка, а первые органы больших размеров появились в IV веке, более усовершенствованные — в VII и VIII веках. Традицию введения органа в католические богослужения приписывают Папе Виталиану, а в 757 году византийский император Константин V Копроним подарил орган франкскому королю Пипину Короткому. Искусство создавать и строить органы развилось в Италии. Позднее этот инструмент появился в Германии, и повсеместное его распространение в Европе началось с XIV века.
Орган объединяет в себе звучание всего симфонического оркестра, а его звуковые возможности обладают необычайной динамической гибкостью — от нежнейшего пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Частотный диапазон органа находится в пределах, захватывающих области инфра- и ультразвука. Потому даже на уровне подсознания звучание органа проникает в биополе человека и производит на него самые невероятные впечатления.
Алматинские вибрации
Неудивительно, что такой город, как Алматы, оказался первым в Казахстане, где в музыкальной культуре появились органы. Правда, только в конце XX века. Один из них находится в Государственной филармонии имени Жамбыла, второй — в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Первый установили в 1967 году в концертном зале оперной студии консерватории. Его заказали в ГДР на фирме «Шуке» (Alexander Schuke). У него 32 регистра, и при каждом 100 труб, два мануала, одна педаль — смотрим вверх на калининградский орган. Приобретение первого органа в Алматы стало возможным благодаря инициативе казахстанских деятелей культуры Куддуса Кужамьярова и Еркегали Рахмадиева. В 2003 году инструмент был прописан в специально спроектированном под него органном зале консерватории. Способствовал этому Габит Несипбаев. А для образовательных целей консерватория у той же фирмы приобрела учебный орган с двумя мануалами, педалью и 12 регистрами.
В филармонии орган появился в 1988 году. С того момента и поныне он является самым большим не только в Казахстане, но во всей Центральной Азии. Однако здание филармонии также не было приспособлено под его размещение.
— Здание алматинской филармонии не было предусмотрено под орган. Все зависит от физики, механики самого инструмента. Так как это духовой инструмент, он требует большого пространства, чтобы его звуковые волны расходились — и чем больше помещение, тем качественнее и ярче звук, — говорит инженер Эльдар Омирбек. — При строительстве здания под орган необходимо учитывать температуру воздуха, ее влажность, так как каждый орган изготовлен индивидуально. Исток звука в органе начинается из самой трубы, и соответственно направление трубы идет вверх, вертикально, и звук в первую очередь поднимается в потолок, а для этого необходимо предусматривать большие купола, вместительное пространство, чтобы звук полностью выходил без препятствий. На примере старых католических церквей, базилик в той же самой Европе это все учитывали. В Казахстане не вдавались в размышления о строительстве зданий под орган, но близлежащий Китай, думаю, можно взять в качестве примера. Здесь при проектировании филармонии, в которой должен был появиться орган, предварительно изучили акустику здания, затем придали ему округлые формы под мягкое и правильное распространение в нем звука.
Здание китайской филармонии открылось в 2016 году, алматинской — в 1936-м. И несмотря на то, что филармония Алматы не была спроектирована под орган, ее акустические возможности позволяют инструменту проявлять потрясающий звук.
— В этом инструменте четыре клавиатуры, и каждая, как орган в органе. У каждой клавиатуры есть свой комплект труб и свое местоположение в корпусе инструмента, — говорит Габит Несипбаев. — Помимо определенного количества клавиатур здесь есть кнопки управления регистрами. Чтобы было понятнее, можно провести их аналогию с хором. Хоры бывают разными, и каждый из его участников обладает своим тембром голоса, и все они разделяются на соответствующие группы, где каждый тембр имеет свое место. Например, сопрано стоят в одном месте, альты — в другом, тенора — в третьем, басы — в четвертом. Дирижер хора отлично знает эту расстановку и умеет ими управлять. В нашем органе таких регистров 74. То есть, образно говоря, этот орган состоит из 74 самостоятельно звучащих голосов, которые можно комбинировать бесконечно в разных сочетаниях. Помимо этого у этого органа есть большая педальная клавиатура для игры ногами. И этот инструмент может все: на нем можно изобразить и выразить все, начиная от религиозных посылов, от каких-то церковных служб и заканчивая саундтреками к современным фильмам, например, такому, что звучит в картине «Игры престолов».
Орган с клавесином и роялем, несмотря на то, что это совершенно разные инструменты, объединяет наличие клавиатуры. И не только. Каждая клавиша имеет специальное устройство. Называется оно толкальщиком.
— Когда я нажимаю клавишу, толкальщик приподнимается вверх и цепляет струну, то есть орган — это еще и струнно-щипковый инструмент. И этот толкальщик интегрирован в механизм каждой клавиши, и при движении или нажатии клавиш он цепляет струну, щиплет ее, — поясняет механизм действия инструмента Габит Несипбаев.
Хранитель органных этажей
А чтобы в таком самом сложном в мире музыки инженерном строении поддерживать жизнь, существуют и так называемые хранители органа. Они следят за многогранным инструментом, контролируя влажность и температуру воздуха помещения, в котором он установлен, а также внешние факторы, влияющие на сохранность инструмента. В алматинской филармонии таким хранителем является Аркадий Черкасов.
— Зритель видит орган только с его фасадной части на сцене, которая представлена трубами и пультом управления. А внутри инструмента находится вся его тайная звуковая магическая конструкция, — рассказывает Аркадий и ведет по этажам внутреннего «организма» инструмента. — Вот эта часть органа — накопительный мех, в котором аккумулируется все давление воздуха, и далее распределяется по воздушным каналам, которые называются винтладой. Винтлада — это деревянный короб, в котором находятся тоновые клапаны, и над тоновыми клапанами расположены шляйфы, с помощью которых мы включаем регистры.
Весь «организм» инструмента насыщен богатой терминологией. На фальфенштоке, к примеру, установлены органные трубы. Внутренние помещения органа — это несколько этажей. И сегодня они открываются нам, чтобы понять, как создается такое глубокое проникновенное звучание инструмента.
— Мы сейчас находимся на втором этаже органа, где видим регистры второго мануала, и помимо них здесь расположена часть третьего мануала, и здесь же заложена основа фундамента басовых регистров — это педальные регистры. Конструкция органа интересна тем, что по всему инструменту разбросаны трубы, это нужно для того, чтобы не с одной точки звучал орган, а насыщался с разных сторон и звучал как стерео.
Сравнить с органом еще какие-то инструменты довольно сложно. Разве что по внешним сходствам каких-то деталей. Из детства, к примеру, можно вспомнить такие игрушечные металлические звучащие пластины, как металлофоны и ксилофоны.
В Казахстане еще есть органы. Большой концертный орган и два учебных инструмента установлены в Казахской национальной академии музыки в Нур-Султане. А при римско-католических соборах органную музыку можно услышать в Караганде, Кокшетау и Актобе.
Говорят, если один раз услышишь орган вживую, значит почувствуешь божественное происхождение мира. Органная музыка преображает и наполняет ощущением защищенности. Иногда человеку не хватает и того, и другого.
Справка «МК»
Габит Несипбаев ведет интенсивную концертную деятельность с 1983 года. Гастролировал в России, Украине, Белоруссии, Эстонии, Литве, Латвии, Молдове, Грузии, США и Южной Корее. Он является первым и единственным в Казахстане органистом, начавшим практику филармонических тематических концертных циклов, среди которых «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Орган в ансамблевом музицировании». Впервые в Казахстане в 1992-1994 годах он исполнил цикл из 15 концертных программ, охвативший все органное наследие И.С. Баха. Габит Несипбаев владеет огромным исполнительским репертуаром, включающим все органные сочинения И.С. Баха, произведения старинных западноевропейских мастеров, композиторов ХІХ века, а также современных авторов. Он также ведет плодотворную творческую работу по обработке казахских и киргизских народных песен. В 1995 году он выпустил сборник переложений песен Абая для голоса и органа. Имеет записи в фондах Казахского и Российского радио и телевидения.