МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Социальный playback-театр «Родные люди» учит зрителя рассказывать свою историю

«Родные люди» — именно так называется неклассический социальный playback-театр, появившийся около четырех лет назад в Алматы. Труппа не зарабатывает денег, не имеет репертуара, но востребована зрителем. Руководит необычным театром Евгений Романцов, психолог по образованию, бизнесмен по образу действия, большой энтузиаст в творческом процессе. Приехавший восемь лет назад в Алматы из Симферополя, он решил закрепиться здесь, обрел семью и, собственно, создал театр «Родные люди».

«Есть много людей, которых всегда не слушают. Еще больше тех, чьи истории кажутся другим слишком ужасными по тем или иным причинам, и они не хотят их слышать. Если можно определить угнетенных людей как тех, кому негде рассказать свою историю, то наша миссия — предоставить пространство всем и каждому, чтобы все могли быть услышаны. Произнесенная истина может потрясти нас до самых основ. Три мощные силы — личностная, социальная и политическая — побуждают нас скрывать реальные истории. Нам нужно встретиться с истиной прошлого для того, чтобы представить себе позитивное будущее», — сказал Джонатан Фокс, основатель playback-театра.

Такой вариант построения театра можно назвать театром воспроизведения. И поскольку такая его версия еще нова для алматинского зрителя, есть несколько вопросов к Евгению Романцову.

— В чем суть, смысл playback-театра?

— Сам жанр playback зародился в США в 80-х годах прошлого века, распространившись сегодня в разных странах, в том числе в России и на Украине. Не знаю, есть ли он в других городах Казахстана, но в Алматы мы работаем уже четвертый год. Да, действительно, у playback-театра как такового нет здания, репертуара, реквизита, декораций и даже режиссера. Playback — это форма необычной встречи реальной жизни и какой-то важной части ее повторного проигрывания. В нашем театре, пока зрители не поведают своих историй, действия не происходит. И результат всегда будет делиться 50 на 50 между зрителем и актерами. Само название направления playback происходит от сокращения фразы We are playing your stories back to you — «Мы играем ваши истории, возвращая их вам».

— То есть смысл действия состоит в отражении чувств, эмоций, переживаний зрителя, и все происходит только однажды в самом театре?

— Совершенно верно. Все совершается здесь и сейчас, без повторения, в онлайн-режиме. Такой театр, можно сказать, выполняет социальную и психологическую миссии, выстраивая диалоги и взаимодействие между людьми. Для одних проигранная история — шанс увидеть ее с другой стороны, для других — избавление от того, что мешало двигаться дальше, а для кого-то это просто развлечение и эмоции. Важнее всего, что в таком театре люди встречаются как добрые соседи, становясь родными, в том числе и с актерами.

— Как появилась идея создания такого необычного театра в Алматы?

— Когда-то с этой формой театра я впервые познакомился в городе Днепропетровске через психолога Романа Кандибура, с которым мы пересеклись на одном семинаре. Он ввел меня в среду playback-театра. А затем, приехав в Алматы, я попал в интересную творческую атмосферу театра «Not балет» под руководством Евгении Абкеевой. Корни playback вышли как раз из него — сначала через театр И.Л.И., где мы своим небольшим составом отработали главные принципы и навыки playback, затем я решил открыть свой playback-театр «Родные люди».

— Название «Родные люди» уже само складывается из общей философии playback?

— Как и любой playback-театр, наш также имеет свою философию — история должна быть рассказана и услышана. Ведется откровенный разговор или диалог, как между очень близкими людьми. Мы учились прежде всего слушать, чтобы отразить каждый поведанный нарратив. Сегодня в составе театра коллектив со сформированными ценностями, умением слышать и воспроизводить услышанное. Это совершенно великолепный Евгений Деминев, неугасающий огонь Евгения Русанова-Форманюк, яркие Ирина Кабирова, Светлана Бреусова, Влада Егорова, Арсений Лозбень, и сейчас к нам пришли креативные ребята. Для всей труппы и каждого в ней отдельно важно нести атмосферу сближения между зрителями и актерами, чтобы каждый себя чувствовал родным. И мы готовы принимать новых людей, разговаривать, выстраивать отношения в первую очередь со зрителем. В целом в playback три составляющие: сама рассказанная история, ее театральная импровизация и психодрама как некое переживание со зрителями в зале, повествователем и актерами, которые пропускают нарратив через себя. То есть playback — значит играть, возвращать. Другими словами, ты вновь переживаешь случившееся с тобой когда-то.

— Получается, что ты прорабатываешь уже случившееся с тобой и расстаешься с ним?

— Возможно, но у нас нет ни цели, ни желания кого-то учить и лечить. Мы просто пропускаем через себя истории и показываем, отпуская их обратно в зал. Это интересное и захватывающее зрелище, так как иногда случаются магические проявления. И в них важны сам момент появления действия и его неповторимость.

— Это действие с вашей стороны, а со стороны зрителя что-то тоже происходит?

— Думаю, что это больше похоже на то, что сначала ты слышишь театральную пьесу, а потом смотришь спектакль. Но и психологическая драма есть. Это не цель, в первую очередь предлагаем развлечение и в то же время несем философию — мы все состоим из пережитых, но, возможно, невысказанных историй. Когда они рассказаны, мы становимся ближе друг к другу. Я узнаю вас лучше через ваше откровение, чем если бы мне рассказали о вас ваше имя или род деятельности. Только узнав ваше мироощущение, мы чувствуем, как человек пережил свою историю, и тогда он становится ближе, роднее, а мы — ему. Мы часто в городе встречаемся со своими зрителями, не всегда помним их имена, но помним, что, к примеру, кто-то из них рассказал веселую историю про лошадь. Начинаем смеяться, обниматься и понимаем, что мы уже родные.

— Как часто выходите в «эфир» и где?

— Выступаем раз или два в месяц. Да, действительно, у playback нет ни программ, ни пьес, ни репертуара, разве что иногда задаем темы как толчок к воспоминанию. К примеру, о празднике или путешествии. Нет и собственного здания, и нас гостеприимно принимают друзья в театрах Арт-убежище Bunker, «Трансформа», LaBoheme.

— Денег, выходит, «Родные люди» не приносят?

— Те деньги, что собираем за вход, отдаем театру, который нас принял, приютил. Но у каждого есть или свой бизнес, или занятие. Театр, конечно, мог бы воспользоваться помощью спонсора, но пока не предлагают, и здесь бы встал сразу вопрос о свободе самовыражения. Есть еще форма корпоративных выездов типа тимбилдингов, что очень неплохо практикуется в Европе, Штатах, России и на Украине. Но это связано с интеллектуальным уровнем компании, а у нас пока, к сожалению, любят отдыхать и развиваться примитивными способами. Впрочем, все социальные театры обречены быть некоммерческими.

— Вы уже восемь лет в Алматы, считаете себя алматинцем?

— Да, я это понял и почувствовал, когда года три назад приехал навестить родных в своем Симферополе и поймал себя там на мысли, что ищу в городе верх и низ. Не могу начать дело, не выпив чая, не поговорив с кем-то по душам. А когда мама назвала меня казахом, я расплылся в улыбке.

— О чем бы хотели сказать людям от себя лично?

— Никогда не закрывайтесь и не зарывайтесь. Ищите что-то новое, изучайте. И не говорите, что у вас нет времени, потому что оно никогда не появится при таком образе мышления.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах