МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

В Алматы на основе древних сказаний создают туристический бренд

О том, почему люди путешествуют, что может привлечь туристов в Казахстан, как будут развиваться его туристические символы, мы говорим с Галией Алтынбековной Утебековой. Галия — исследовательница уникальных сокровищ страны, автор сказок о волшебнице Умай, руководитель Казахстанско- Швейцарского института туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса, инициатор проекта продвижения нового туристического бренда.

Свою первую сказку о прекрасной волшебнице Умай, олицетворяющей у многих тюркских народов хранительницу домашнего очага, защитницу и покровительницу женщин и детей и даже богиню плодородия, здоровья, любви и благосостояния, Галия Утебекова написала в 2017 году. Сегодня таких сказок уже четыре, и на их основе появился очень добрый и красивый туристический проект. Понятно, что он возник не на пустом месте и неспроста.

Что знают иностранцы о Казахстане

Если вы когда-нибудь спрашивали иностранцев, что они знают о нашей стране, то почти наверняка вспомните, что ответов те не находили. Разве что называли пару городов, Байконур и имя президента. И туристам, приезжающим в Казахстан, не сразу открывается панорама нашей удивительной истории и культуры. Разве что мгновенно очарует-околдует природа и радушие простых людей. Поиск сувениров в национальном стиле тоже станет проблемой, так как найти у нас что-либо, сделанное в Казахстане, а не китайское — сложно. Даже в популярном среди туристов и паломников Древнем Туркестане вся сувенирная продукция из Китая. А что можем мы предложить в качестве сувенира или своего особенного бренда в виде туров, сказок, образов, кроме войлочных яблок, которые, кстати, тоже появились не так давно?

Как возвращалась Умай

Добрый дух феи Умай когда-то кочевал по просторам Великой степи. Но в последнее время был забыт, утерян, сохранившись лишь в названиях арт-галерей и на картинах художников.

Галия Алтынбековна признается, что тоже не сразу вспомнила про Умай. Сначала пришлось пройти большой путь, много попутешествовать, изучая мир и людей.

— Моим главным университетом, школой жизни стал долгий опыт работы в Дальневосточном пароходстве на пассажирских лайнерах. До этого было заложено воспитание в семье, среди моих родителей и их друзей. Огромное влияние я испытала, общаясь с Галией Кузембаевой, известным общественным деятелем, журналистом, продюсером, много сделавшей для Казахстана. Мое окружение повлияло на то, что я начала писать с детства, хотела стать журналистом, выпустила даже книгу «Роза ветров», правда, под псевдонимом. Но жизнь сложилась так, что я оказалась на Тихом океане, и это позволило увидеть много стран, людей, познать жизнь во всех ее проявлениях и многообразии. Путешествуя сама, я поняла, почему люди так интересуются разными странами. И теперь, когда в Казахстане открылся институт туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса и у нас появились партнеры — ученые из Швейцарии, глубоко и многогранно исследующие туристические сферы во всем мире, мой опыт в этом аспекте структурировался. Вдруг стало ясно, что для развития туристической привлекательности Казахстана надо извлечь и предложить какую-то уникальность. А это не только инфраструктура (гостиницы, кафе-рестораны, транспорт), не только визовый режим и так далее. Прежде всего это культура, история. И то культурное пространство, в котором необходимо много работать тем, кто за это отвечает, у кого есть, как я думаю, призвание, патриотический настрой и понимание, как можно презентовать все самое лучшее, все те сокровища, которые у нас есть и на самом деле нам переданы из древней культуры.

Так, общим коллективом в Казахстанско-Швейцарском институте стали заниматься исследованием культурного наследия Казахстана, поставив задачу найти такой базовый образ страны, который заключал бы в себе идеологическую миссию с духовной опорой. И этот образ неожиданно появился.

— Образ Умай вернулся из сказок детства, которые я слышала от своих бабушки и мамы в юрте на просторах джайляу Восточного Казахстана, на родине нашего Абая. Я вдруг вспомнила все эти чудесные повествования, их мелодичность, доброту. На основе этих воспоминаний и материалов, собранных студентами и преподавателями вуза, были написаны первые сказки. Затем мы стали изучать в своем институте присутствие Умай у разных стран и народов, все символы, связанные с ее именем, искать следы ее изображений. Что интересно, удалось обнаружить древнейшее из них на камне в Южной Сибири. На Алтае, конечно, много балбалов с ее символами. Нашли мы их и в родном Государственном музее искусств имени А.Кастеева в украшении невесты. Так сложился образ Умай в сине-белом одеянии, златовласой, в трехзубчатой короне, трилистником и четырьмя кругами (шанырак, четыре стороны света), с непременной чашей в руках, символизирующей любовь, здоровье и достаток. И так появились иллюстрации к сказке, сделанные моей сестрой Тогжан Оспановой, сувениры и костюмы для презентаций.

Умай к тому же оказалась единственным человеческим образом, который пришел к нам из древних времен. В тюркской культуре, как известно, не принято было изображать человека, и даже человеческое сердце пряталось в растительных орнаментах. В казахских узорах вы также обнаружите его.

Кто же такая Умай

Существует несколько вариантов перевода имени Умай. В тюркских языках это «плодородная», «чрево матери», где-то даже «пуповина». Есть и такая комбинация имен: Ума — «народ» + Ай — «Луна».

Умай — богиня плодородия, покровительница детей и матерей. Она всегда изображалась с небольшой чашечкой в руках, в которой, как считалось, в освященном молоке помещались души детей. Во время болезни ребенка из такой чашечки производили обрядовое кормление Умай. Сохранились даже фотоснимки, на которых каменные изваяния Умай кормят женщины. Эти обычаи напрямую происходят от общетюркского представления о ритуальной роли чаши. Истоки таких представлений своими корнями уходят еще в скифское время, когда, судя по сочинениям Геродота, чаша почиталась как имевшая небесное происхождение. Рассматривают Умай и как женское олицетворение Тенгри, которые вместе формируют двуединое божественное начало. Но изобразить Тенгри невозможно — слишком обширен образ.

Упоминания о волшебнице встречаются в словарях В. Радлова и В. Вербицкого. В. Бартольд также считал Умай женским божеством и покровительницей детей. А в Хакасии, к примеру, словом «умай» («ымай») помимо богини называлась душа ребенка. Те или иные состояния детей связывались с действиями Умай. Если ребенок улыбается во сне, значит, с ним разговаривает Умай, если плачет — его пугают злые духи, а Умай на время отлучилась. Болезнь ребенка — верный признак отсутствия Умай. В этом случае родители малыша обращались к шаману. Шорцы также почитали мать Умай (Май-иче) как покровительницу детей и имели представление о злом духе Кара-Умай, которую связывали с болезнью и смертью детей. Вот такая информация в неполном, конечно, виде.

Как станет развиваться новый бренд

Галия признается: как только вышла в свет первая сказка, она сразу нашла отклик в душах людей. Тут же появились волонтеры, студенты, творческие люди, готовые помочь в дальнейшей реализации проекта. Сказку перевели с русского на три языка — казахский, английский и китайский. Вышла аудиозапись, к ней написали музыку и даже показали мини-представление. Кроме того, идею продвигать образ прекрасной Умай поддержали в Казахстанской туристской ассоциации, Министерстве культуры, туризма и спорта и даже в Фонде поддержки национального кино.

Мне самой довелось быть на встрече со студентами вуза, где молодежь предлагала свои варианты видения экранизации сказки и рекомендовала любимых режиссеров. Озвучили имена Тимура Бекмамбетова, Егора Кончаловского, Айсултана Сеитова. Но большинством мнений ребята сошлись на том, что фильм об Умай мог бы снять Акан Сатаев. Правда, сам он пока об этом не знает! Конечно, студенты видят фильм как экшн с захватывающим сюжетом, сильными эмоциями и переживаниями. Сама Галия ставит целью создание фильма и анимации для популяризации образа Умай как духовной составляющей страны.

— Мы видим, что Умай находит поддержку и в официальных структурах, и у народа. Значит, образ Умай живет в сердцах людей — и все наши поиски по изучению и созданию бренда не напрасны. Сейчас планируем открыть резиденцию Умай в Алматы, уже разработали три тура для туристов. В Унгуртас наша Умай повезет людей за здоровьем, в Алтын-Емель — за любовью, а выше Медео мы нашли место силы, привлекающее в жизнь людей благосостояние. Будут и другие познавательно-интригующие туры. Также думаем принять участие в фестивале «Крылья Алаколя», так как Умай — это еще и птица, и на ее крыльях всегда звенят колокольчики. Кроме того, озеро Алаколь также необходимо представлять как достопримечательность нашей страны. Вы знаете, сколько существует легенд о нем! А какая там рыба, птицы, пеликаны, есть особенный ветер Евгей, но это уже отдельные истории. Резиденция-юрта Умай уже точно будет стоять на международном эко-этно фестивале FourЭ. В ней будут звучать аудиосказки, пройдут мастер-классы по созданию войлочных сувениров, дети сами будут писать сказки. Так мы постепенно будем возвращать и себя, и наших детей к родным истокам, богатым своей историей.

Что будет сообщать нам и миру Умай

Казахстанцы чтят общечеловеческие ценности, а Умай будет сообщать миру, что в нашей стране живут хорошие люди, считает Галия Утебекова.

— Наша Умай с чашами здоровья, любви и благополучия будет объединять всех. Мы хотим наполнить наших людей сознанием большого наследия. Умай придаст всякому делу блеск, очарование, сделает одухотворенными любые пространства, наполнит особым звучанием музыку и еду, обогатит представления о Казахстане.

Пусть так и будет!

С возвращением, Умай!

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах