Что мне снег, что мне зной…
В этом году акимат Алматы проделал колоссальный объем работы по созданию инфраструктуры для велосипедистов: ввели в эксплуатацию велодорожки на шести улицах, увеличив общую протяженность велотрассы с 47 до 68 километров. Если все эти дорожки выстроить в единую линию, то получится прямая трасса длиной как Алматы — Капшагай.
Столь мощной «велосипедизации» южной столицы способствуют и масштабные велогонки, проводимые в течение сезона: международные заезды Tour of Almaty, Tour of World Class Almaty и серия других велогонок, которые втягивают в свои ряды все больше новичков. Эта тенденция, несомненно, радует, но повод для беспокойства все-таки есть, и не один.
Еще в 2016 году в Алматы появился первый муниципальный велотранспорт по проекту Almaty Bike — те самые зеленые велосипеды, которые можно увидеть практически во всем городе. Изначально было всего 50 станций и 270 велосипедов, в 2017-м количество станций достигло 200 с 1730 велосипедами, уже в следующем году количество станций увеличат до 300, а велопарк составит 2410 единиц.
И если в прошлом году прокатиться с ветерком можно было лишь в центральной части города, то теперь квадрат значительно расширился: с запада на восток — от улицы Саина до улицы Луганского, с юга на север — от проспекта Аль-Фараби до проспекта
Райымбека. Теперь на городском велосипеде действительно можно доехать из спальных районов до центральных улиц Алматы. Но наших читателей интересует другой вопрос: «Почему, несмотря на то, что в городе лег снег, велосипеды остаются под открытым небом? Например, в Астане все велосипеды убраны».
Если верить карте велосипедов на официальном сайте Astana Bike, то для пользования в столице доступны всего 27 велосипедов из 1000 — негусто. И все же мы задали этот вопрос Алмагуль Касымовой, руководителю фонда Velocity, которому и принадлежит Almaty Bike.
— В Астане мы убрали все велосипеды и разместили их на специальных складах до наступления весны, — сказала она, — а в Алматы, поскольку тут более мягкий климат, предусмотрен круглогодичный проект, то есть велосипеды доступны для всех желающих независимо от времени года.
Также нам разъяснили, что велосипеды всесезонные и зимы не боятся. Другими словами, именно алматинским байкам не страшны ни снег, ни зной, ни дождик проливной. Действительно ли все обстоит именно так или зимовка под открытым небом не пройдет бесследно?
Обувка не по сезону
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к велосипедистам — людям, которые знакомы со всеми особенностями этой культуры не в теории, а на практике.
Велоэнтузиаст Артем Мельников рассказал, что действительно — в зимний период можно ездить на велосипеде, причем не только по улицам Алматы, но и других городов Казахстана. Но при этом сделал оговорку, что должны быть соблюдены определенные условия.
— Во-первых, велосипед должен быть оборудован зимними шинами, — пояснил Мельников. — Сегодня на рынке представлено множество вариантов зимних покрышек, в том числе и шипованных. Во-вторых, после каждой поездки необходимо хорошо протирать байк от грязи, поскольку в ней содержится соль. В-третьих, прежде чем выезжать на велодорожки, расположенные вдоль дорог, нужно потренироваться и набраться опыта там, где нет автотранспорта. Не только гололед, но и обычный снег, и даже очищенный, но промерзший асфальт весьма коварны. Увеличивается не только тормозной путь, но и снижается устойчивость велосипеда во время движения. Что касается вашего вопроса о муниципальных велосипедах, то я бы не рискнул на них кататься в зимнее время года, когда дороги заснежены, в первую очередь потому, что они оснащены простыми сликами.
Действительно, если обратить внимание на покрышки, которыми укомплектованы колеса муниципальных велосипедов, то станет очевидно, что к зимнему сезону они не готовы. Покрышки — это первое, от чего зависит управляемость транспортного средства, и неважно идет речь о велосипедах или автомобилях. Даже полноприводный джип на «лысой» летней резине зимой превращается в неуправляемую груду металла.
Для справки: слики — тип покрышек, которые предназначены для асфальтированных дорог и требуют исключительно благоприятных условий для эксплуатации. А низкая температура и скользкое дорожное полотно вряд ли назовешь «благоприятными условиями».
Несмотря на то, что велосипед развивает гораздо меньшую скорость, чем машина, все же законы физики никто не отменял. Следовательно, на скользкой дороге в значительной степени увеличиваются и тормозной путь, и устойчивость как таковая. А на «лысой» резине, которая стоит и на муниципальных велосипедах, эти показатели еще более критичные.
Другой важный момент — сокращение ресурса. В зимний период любые механизмы изнашиваются быстрее, это вызвано влиянием как температур, так и реагентов, которыми обрабатывают дороги и тротуары. Покрытые лаком и краской детали до определенной степени могут защищать велосипед от химии, но открытые участки, к которым относятся цепь, тросы переключения скоростей, кассеты (наборы звезд) и еще ряд других подвижных элементов, оказываются беззащитны. Даже рама велосипеда находится под воздействием агрессивной среды.
На первый взгляд, она полностью защищена, но в процессе эксплуатации с большой долей вероятности на ней могут появиться царапины и сколы, открывающие металл, а он, как известно, с коррозией не дружит. Другой отрицательный фактор — резкие перепады температур, которыми как раз-таки Алматы и славится. Каждый скачек на термометре — это стресс для велосипеда, находящегося на открытом воздухе и под прямыми солнечными лучами.
При перепаде с низкой температуры на более высокую на холодных металлических деталях конденсируется влага. И если с наружной части велосипеда стереть ее не составит большого труда, то в полостях рамы, руля и вилки влаге деваться некуда. Ржавчина начнет «грызть» велосипед изнутри, при этом его внешний вид может оставаться безупречным. До определенного момента иллюзия нормального состояния байка сохранится, но в конечном итоге различные детали начнут выходить из строя значительно раньше, что приведет к дополнительным расходам.
Велошеринг по-казахстански
Если еще в середине лета по велодорожкам рассекали велосипедисты на зеленых байках, то осенью появилось большое количество желтых. Что это и откуда? Некоторые жители предположили, что это очередной этап развития системы Almaty Bike, и это действительно оказался плановый ввод новых велосипедов, только на этот раз не муниципальных, а частных.
В начале июня в Пекине китайская компания по предоставлению велосипедов в общественное пользование Ofo объявила об официальном выходе на рынок Казахстана. Другими словами, у зеленых велосипедов появился серьезный конкурент. На вид они такие же несуразные, а по техническим характеристикам даже уступают муниципальным сразу по нескольким пунктам. На что расчет? Об этом чуть позже, сейчас — о недостатках.
Для начала — они не оборудованы системой для переключения скоростей, в то время как зеленые могут похвастаться трехступенчатой системой передач. И, если на ровном ландшафте эти детали не принципиальны, то в Алматы, где практически половина дорог имеет серьезный уклон, отсутствие дополнительных скоростей, облегчающих ход, является серьезным недостатком.
Далее — покрышки желтых байков сделаны из литой резины. То есть все ямы и прочие неровности отдают в руль и сиденье, что делает поездку не особо комфортной. Однако, если ездить исключительно по велодорожкам, а они сейчас в отличном состоянии, и не прыгать с бордюров, то неудобство это не критично.
Зато у велосипедов Ofo есть одно, но серьезное преимущество — они абсолютно не привязаны к парковочным станциям, их попросту нет. То есть на них можно доезжать до работы, метро или даже до своего двора и оставлять их там, главное, чтоб они никому не мешали. Изначально эти велосипеды появились на территориях алматинских вузов: КазНУ, КазНИТУ и Нархоза, а студенты быстро распространили байку о том, что эти агрегаты предназначены исключительно для студентов.
Дело в том, что до 1 декабря кататься на этих велосипедах можно было абсолютно бесплатно. Для того, чтобы совершить поездку, достаточно было скачать приложение на смартфон и с помощью QR-кода разблокировать ограничитель, стопорящий колесо. Как бы студенты ни старались, желтые велосипеды быстро «расползлись» по всему городу, и, если верить карте в приложении, которая работает онлайн, то сейчас все эти желтые новички оказались на окраине города. Что досадно, они «расползаются» за его пределы, причем с такой скоростью, которую развить на велосипеде невозможно.
Увы, но некоторые жители нашего города (а может, и пригородов) увидели в этих общедоступных велосипедах вещь собственную. Еще осенью многие пользователи приложения Ofo столкнулись с серьезной проблемой — они не могли найти велосипеды. И проблема оказалась вовсе не в сбое локации приложения Ofo, маячки работали исправно. Произошел ряд случаев — люди начали прятать велосипеды в кустах, подъездах, в квартирах и на балконах. То есть приложение вроде бы показывает, что в радиусе 30-40 метров расположено несколько велосипедов, но взять их физически невозможно.
Чуть позже в Сети появились снимки автомобилей, перевозящих эти велосипеды в багажниках. Спрашивается, что у их владельцев с чувством собственного достоинства?
Пожалуй, венцом этого дикарства, иначе не скажешь, стала попытка продать один из таких велосипедов. Предприимчивый мародер выломал механизм, блокирующий колесо, посчитав эти манипуляции достаточными, чтобы наделить себя правом выставить велосипед на продажу. Цена вопроса — 23 000 тенге.
Комментарий менеджера по маркетингу компании Ofo Камилы Смагулой:
— Большую поддержку оказывают пользователи через социальную сеть и наше мобильное приложение не только по работе сервиса, но также по случаям вандализма и краж. Наша компания тесно сотрудничает с правоохранительными органами, чтобы идентифицировать человека, и уже дальше процесс ведется согласно законодательству РК.
Кстати: «…в зимний период сервис будет недоступен, так как в это время года ездить на велосипедах небезопасно. Но весной 2018 года с полноценным запуском у нас будет большая команда сервисного обслуживания по городу, которая займется контролем парковок велосипедов». Так сообщили в компании.
Можно сказать, что так провели разведку боем, которая, судя по многочисленным постам и фотографиям, не прошла без потерь. И все же уже весной сервис должен заработать полноценно, к тому времени наверняка удастся отработать все сценарии с органами власти, что должно уберечь от соблазна людей, присваивающих подобные вещи.
Выход нового игрока и создание конкурентной среды должны повлиять и на цены действующих пунктов проката, которые в этом году подняли вдвое. Вполне вероятно, политику вновь придется пересмотреть, что в конечном итоге должно сделать велосипеды гораздо доступнее.