МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Новшества казахстанского законодательства ухудшили положение жертв бытового насилия

Разные страны пытаются решить этот вечный вопрос семейного насилия по-разному. В одних странах ужесточают законы против дебоширов, в других, наоборот, стремятся усилить профилактику и воспитание мужей (и жен тоже…) А каков наш путь?

Конвенцией ООН здесь не поможешь

В 1998 году Казахстан присоединился к международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и таким образом взял на себя ряд обязательств. Однако государственные мужи не спешили их выполнять, несмотря на то, что Комиссия ООН по контролю за исполнением Конвенции неоднократно намекала на то, что республика должна принять специальный закон «О профилактике бытового насилия». И только спустя 11 лет, в декабре 2009 года, казахстанские чиновники выполнили это требование, разработав и приняв соответствующие законы.

И ситуация с бытовым насилием, казалось бы, изменилась. Если раньше семейные ссоры полицейские старалась не замечать, не вмешиваясь в дела супругов, и не имели конкретного представления, как действовать в таких случаях, то с вводом в действие специальных законов «О профилактике бытового насилия» и «О профилактике правонарушений» они это представление получили.

Впервые по европейскому опыту была введена система так называемых охранных ордеров. Это защитные предписания, которые устанавливают определенные требования семейному дебоширу, ограничивающие его контакт с жертвой на срок, к примеру, до одного месяца. Нарушение запретов влечет ответственность в виде предупреждения или административного ареста. В случае нежелания исправиться судом могут быть установлены особые требования к его поведению на срок от трех месяцев до одного года.

При этом помимо запретов на контакт с потерпевшим могут вводиться дополнительные «табу», например, на использование и хранение любого вида оружия. Также предусмотрена возможность временно выселять семейного дебошира (при наличии у него другого жилья), запретить контактировать с несовершеннолетними членами семьи, употреблять дома алкоголь или наркотики на срок от трех месяцев до одного года. К слову, последний запрет применен уже к 400 нарушителям.

С момента принятия закона, то есть с 2010 года, сотрудниками внутренних дел вынесено более 379 тысяч защитных предписаний, а судами установлено свыше 32 тысяч особых требований. В прошлом году за нарушение защитных предписаний к административной ответственности привлечено около трех тысяч дебоширов.

В целом же принятые законодательные меры способствовали ежегодному снижению уровня семейно-бытовой преступности в стране в среднем на 10 процентов. А по сравнению с 2011 годом в 2016 году добились снижения на 35 процентов этих видов преступлений. Почти в три раза сократилось и число убийств в сфере семейно-бытовых отношений.

Кроме того, в структуре Министерства внутренних дел еще в 1999 году по поручению президента было создано подразделение по защите женщин, которое не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Также в стране существуют 29 кризисных центров, девять из которых финансируются за счет местных бюджетов, 15 — по госсоцзаказу и пять — за счет международных грантов. В прошлом году полицией в кризисные центры направлено более 2600 женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

«Причинение легкого вреда здоровью»

Однако, несмотря на применяемые меры по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере, сегодня имеется ряд проблем, в том числе и законодательного характера.

Эффективность профилактики значительно снизилась в… условиях нового законодательства. Это связано с переводом в уголовные проступки таких правонарушений, как «причинение легкого вреда здоровью» (статья 108 и статья 109 — «Побои»). Люди редко стали обращаться в полицию по этим распространенным в сфере быта правонарушениям.

Раньше в течение 1-2 суток полиция успевала оформить, а суд — рассмотреть административный материал по таким фактам, а до рассмотрения дела судом семейного дебошира задерживали на срок до 48 часов, что было весьма действенной мерой. А вот сейчас полиция лишена таких возможностей, а срок задержания — всего три часа. За это время невозможно утихомирить семейного тирана, и, возвращаясь в семью, он еще больше терроризирует родных.

Процедура досудебного расследования по этим, ставшим уже уголовными, проступкам требует дополнительного времени. Суды из-за отсутствия арестных домов в стране вынуждены на виновных налагать огромные штрафы до 200 МРП, а это почти 500 тысяч тенге. Бремя оплаты ложится на семью. Поэтому жертвы насилия, а в основном это женщины, не желая дальнейшего разбирательства, не обращаются в частном порядке в суд, а направленные материалы в полицию остаются нерассмотренными.

Так, если в 2014 году за причинение легкого вреда здоровью и побои к административной ответственности привлечены шесть тысяч человек, то в прошлом году в соответствии с новым законом судами по этим же уже уголовным проступкам вынесено всего лишь 718 обвинительных приговоров. МВД уже внесло соответствующие поправки в законы, которые находятся в стенах парламента.

Также на практике почти не применяется норма закона, устанавливающая запрет лицу, совершившему бытовое насилие, проживать вместе с потерпевшим до 30 суток. До 2014 года судами было вынесено всего два таких решения. Причина, по которой эта норма есть лишь на бумаге, — отсутствие механизма определения у нарушителя жилья. В этой связи МВД предлагает отменить данную норму и выселять «возмутителя спокойствия» вне зависимости от того, есть у него жилье или нет.

Как считают в министерстве, в приоритете должны быть права жертвы, а не семейных дебоширов. Практика принудительного «выселения» семейного тирана вне зависимости от того, есть у него жилье или нет, имеется в США, в большинстве европейских стран, а на постсоветском пространстве — в Белоруссии.

И опять о пьянстве

Как известно, наиболее частые и серьезные причины бытовой преступности — пьянство, алкоголизм и наркомания. В рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя, составленном в 2015 году Всемирной организацией здравоохранения, Казахстан занимает 34-е место из 188 стран с показателем потребления «горячительных напитков» почти 11 литров в год на душу населения. Кстати, по международным критериям, потребление свыше восьми литров на человека приравнивается к деградации генофонда страны.

В Казахстане в состоянии опьянения совершается почти каждое пятое преступление, около половины убийств и более 60 процентов всех семейно-бытовых преступлений. А общее количество преступлений, совершенных людьми в состоянии алкогольного опьянения, по итогам 2016 года возросло на 13 процентов и составило 20 тысяч. Их рост почти на 75 процентов отмечается в Мангистауской области, на 50 процентов — в Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях.

На учете в органах внутренних дел состоит около 71 тысячи человек с алкогольной зависимостью. При этом уже давно не хватает медицинских вытрезвителей в стране, которые сейчас называются центрами временной адаптации и детоксикации и находятся в ведении Министерства здравоохранения. Сегодня их насчитывается всего 30 на 615 койко-мест. В МВД считают, что их сеть должна быть расширена.

Малочисленны в стране и наркологические организации для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом, которых (организаций) насчитывается всего 22 на 2470 койко-мест. Как показывает практика, необходимо открытие дополнительно еще 11 наркоучреждений в таких областях, как Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская и Кызылординская. В прошлом году из 5,3 тысячи лиц, направленных в эти организации, более одной тысячи человек не прошли принудительное лечение только по причине отсутствия в них койко-мест.

К тому же достаточно сложной остается сама процедура направления лица на принудительное лечение от алкоголизма. Участковый инспектор вынужден тратить на оформление одного человека в среднем не менее 12-15 суток, при этом имеются другие чисто медицинские проблемы. К состоянию здоровья принимаемых пациентов наркологи применяют чрезмерно завышенные требования.

Направляемые туда лица не должны страдать побочными болезнями, кроме как алкоголизмом. А где вы видели наркомана с богатырским здоровьем? В этой связи МВД совместно с Минздравом намерены пересмотреть отдельные нормы закона о принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Однако предложения МВД не находят поддержки ни в Минздраве, ни в акиматах. Так, согласно статистике Минздрава, загруженность наркологических центров по итогам 2015 года составила 68-73 процента. «Они не заполняются в полном объеме, там есть еще резервы», — констатируют чиновники от здравоохранения, считая, что в таком случае нецелесообразно расширять их сеть, тем более сейчас, когда все государства в мире идут по пути гуманизации.

Аналогичная ситуация, как констатируют в Минздраве, и по организациям, где проходят принудительное лечение от алкоголизма. По итогам 2016 года туда были направлены 3733 человека, в 2015-м — 4253. То есть их количество снижается, и в этой связи ведомство предлагает перераспределить койки на медико-социальную реабилитацию пациентов, ссылаясь на аналогичную тенденцию, которая наблюдается в западные странах.

Но, как показывает практика, даже наличие специализированного Закона «О профилактике бытового насилия», к слову, за время его существования в него семь раз вносились поправки, не решило всех проблем в семейно-бытовой сфере. Насилие в той или иной форме наблюдается и сейчас в каждой четвертой семье. В последнее время «приобретает популярность» еще один вид преступлений против женщин — «кража невесты», в роли которых порой выступают несовершеннолетние девочки 14-15 лет.

В первую очередь необходимо устранять не последствия, а предотвращать причины семейных конфликтов. В этом плане у государства нет системной работы. Также нужно развивать службу психологической помощи. Специалисты должны помогать не только жертве семейно-бытового насилия, но и консультировать самого дебошира.

Также на охране семьи должна стоять местная полицейская служба. Однако участковые настолько сегодня загружены, что им не до семейных разборок. В этой связи предложено освободить стражей порядка от несвойственных им функций.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах