Путь оказался непростым. Но результат того стоит
Ну, что сказать, сразу же после того, как почетное право проведения Игр было представлено нашему городу, многие из нас этому несказанно обрадовались. А некоторые даже оказались безмерно счастливы. Ведь такое случилось впервые в нашей истории. В непростых экономических условиях (уж извините за пафос) нам удалось сделать большой шаг вперед и заявить о себе на весь мир как о державе, способной принимать у себя спортивные состязания самого высокого уровня.
То, что теперь многие из сограждан изъявят желание встать на коньки или лыжи, или просто записаться в фитнес-клуб и потеть на тренажерах, сомнений не вызывает. И это, безусловно, хорошо. Поскольку способствует здоровому образу жизни и прочим вытекающим из этого позитивным последствиям.
Например, стимулирует работу мозга, что для многих весьма нелишне. Это, между прочим, не шутка. Американские ученые провели исследование и выяснили, что если человек регулярно занимается физкультурой или спортом, то всего лишь десятидневный перерыв в занятиях пагубно влияет на его мозг, который от отсутствия физических нагрузок начинает хуже функционировать.
Дело в том, что на десятый день перерыва начинает замедляться поступление крови к областям головного мозга, в частности, к гиппокампу. Это часть его лимбической системы, участвующая в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти и генерирующая тета-ритм при удержании внимания. Результаты исследования говорят о том, что людям, занимающимся спортом, полностью отказываться от тренировок нельзя даже на десятидневный срок. Поскольку гиппокамп от этого начинает «слегка зависать».
Однако вернемся к Универсиаде. Соревнования провели торжественно, с помпой и, возможно, даже с пользой для людей и, что немаловажно, для бюджета. Но вопросы, конечно же, остались. В частности, есть ли гиппокамп у некоторых чиновников, отвечавших за организацию и проведение соревнований, логистики, продажи билетов, парковки, да и просто доставки людей на автобусах к местам проведения стартов. Так как жалоб со стороны алматинцев и гостей южной столицы полный «ватсап» и «ютуб».
И если уж всерьез приступить к разбору полетов, то спортивные состязания такого уровня, наверное, единственный способ побудить их (чиновников) если не к мозговому штурму, то хотя бы к нестандартному мышлению.
Аким Алматы г-н Байбек заверял, что экстренные меры, принятые городскими властями, «на 30 процентов разгрузят улицы и одновременно дадут возможность родителям со школьниками посетить студенческие спортивные игры и многочисленные культурные мероприятия». Только вот с билетами засада вышла. К примеру, при полном отсутствии их в кассах на некоторых хоккейных матчах наблюдались полупустые трибуны.
Справедливости ради следует признать, что чиновники все же думали, что да как, и прикидывали, что к чему. Но недодумали и недоприкидывали, если жалоб набралась полная Сеть. Может быть, мы чего-то «не догоняем» в этом? Не в смысле скорости, а вообще.
Но с точки зрения возможностей для пропаганды количество медалей, завоеванных казахстанскими спортсменами, выглядит впечатляюще как для самих казахстанцев, так, возможно, и для всего мира. Однако вопросы есть и тут.
От побед над слабыми гордости немного
Хоккейный турнир, за которым алматинская публика наблюдала с большим интересом, продемонстрировал зрителям существенную и кое-где подозрительную разницу в классе между некоторыми командами. А все дело в том, что осталось вне зрительского внимания.
В отличие от некоторых (не будем показывать пальцем) большинство команд, приехавших на Универсиаду, действительно состояло из студентов. К примеру, сборная Швеции, которая, помимо всего прочего, оказалась еще и одной из самых молодых на турнире и при этом показала очень достойную игру.
Еще бы! В этой небольшой стране с населением в девять миллионов человек имеется 300 крытых ледовых арен. Свои хоккейные команды существуют практически в каждом городе. А хоккейные школы делятся на двенадцать возрастных категорий от шести до двадцати лет. При таком широком выборе игроков шведы могли привезти в Алматы гораздо более сильную команду. Но, искренне руководствуясь тем, что Универсиада — это студенческие состязания, укомплектовали сборную исключительно из студентов, для которых хоккей — просто хобби.
Главный тренер шведской команды Пер Горан Тарлунд любезно согласился ответить на наши вопросы.
— Знали ли вы что-либо о Казахстане до приезда сюда?
— Да, я знал кое-что о Казахстане. Например, то, что Алматы — это крупнейший город страны. Я знаю казахстанскую хоккейную сборную по чемпионатам мира, футбольную сборную — по отборочным турнирам первенств Европы и мира. Но все же о вашей стране мне известно немного.
— Каковы ваши впечатления?
— Очень хорошие. Красивый город. Прекрасный вид на горы. Удобное расположение объектов, график. Высокая организация. У меня нет никаких жалоб на что-либо. Все хорошо.
— Что вы можете сказать о казахстанском хоккее в целом?
— Это прежде всего астанинский «Барыс». Эта команда играет все лучше и лучше в Континентальной хоккейной лиге, показывая высокий класс. Помимо ведущего клуба, у вас есть еще неплохие команды. Как тренер я слежу за всем этим. Ваш хоккей заметно прогрессирует и становится известным в Швеции. КХЛ — сильная международная лига. И я надеюсь, что когда-нибудь в ней будут играть и шведские клубы.
Так вы… любители?
— На пресс-конференции после первой игры против сборной Казахстана вы сказали, что ваши ребята играют в хоккей в свободное от учебы время...
— Да, это так. Наша команда состоит из студентов, для которых хоккей не главное. Главное для них — это получить хорошую профессию. А в хоккей они действительно играют в свободное время ради интереса. Никто из них, скорее всего, никогда не будет играть в командах мирового уровня. Тем не менее, они любят хоккей и играют в него с большим удовольствием против любого соперника.
— Это игроки студенческой лиги?
— Нет, это не студенческая лига. Это обычная любительская лига, состоящая из команд, в составах которых играют непрофессионалы. Те, для кого хоккей — это просто хобби. Мои ребята играют в разных командах этой лиги. Ее уровень весьма невысок. В нашей стране есть Шведская хоккейная лига (SHL), которая делится на дивизионы. Что касается класса этой команды, то он на уровне пятого-шестого дивизионов. Но данный турнир для наших ребят явился хорошей практикой. Такие игры для них однозначно полезны.
— Я слышал, что вы и ваша команда приехали на Универсиаду за свой счет. Это так?
— Да, это так. Каждый из нас сам оплачивал свою поездку. К сожалению, шведская Федерация хоккея не поддержала нас. Но ребята настроились и изъявили желание поехать на турнир за свои деньги.
— Похоже, что ваша команда — самая молодая по возрасту на этом турнире...
— Возможно. Самому старшему нашему игроку 23 года.
— Но против практически первой сборной Казахстана вы бились до конца как настоящие бойцы.
— Мы получаем удовольствие от таких игр и любим играть с сильными соперниками. Мы пропустили пять шайб от чехов и пять шайб от вас. Поэтому в игре с Китаем нам было необходимо забросить минимум одиннадцать шайб, чтобы был положительный баланс забитых и пропущенных. Иначе из группы нам было не выйти. И ребята забили шестнадцать голов. Нам не хотелось бы встречаться в играх за 9-12 места с Южной Кореей или Великобританией. Гораздо более интересно сыграть еще раз с кем-нибудь из фаворитов турнира в плей-офф.
— Наверное, это и есть национальные шведские хоккейные традиции? Мы ведь знаем истинный уровень шведского хоккея и силу национальной сборной Швеции.
— Хоккей в нашей стране — это спорт номер один. В эту игру у нас играют с самого раннего возраста. Это увлечение сотен тысяч людей в Швеции. Многие тренеры у нас работают с детьми бесплатно. Самоотверженно сражаться на ледовой площадке мы приучаем детей с самого раннего возраста. Психология наших игроков такова, что они постоянно хотят совершенствоваться. Повышать свой уровень, становиться лучше и лучше, даже несмотря на то, что не являются и не собираются становиться профессионалами. Отсюда и желание моих игроков встретиться в плей-офф с кем-нибудь из самых сильных. От побед над слабыми соперниками мы удовольствия не получаем. Хочу отметить, что мы не играли этим составом до нынешней Универсиады. И первая серьезная практика у этой команды состоялась здесь. Большинство наших игроков до поездки в Казахстан никогда не видели друг друга. Но мы учимся. Учимся каждый день. И, надеюсь, становимся лучше.