Инвесторы потирают руки
Спортивные игры подобного масштаба — это прежде всего имиджевый проект для государства, в котором они проводятся. А для Казахстана, помимо всего прочего, это еще и шанс существенно подняться на несколько пунктов в табели о рангах мирового спорта. Многие говорят, что в случае успешного проведения зимней Универсиады нам можно будет подумать о том, чтобы реально претендовать на проведение в будущем и зимних Олимпийских игр.
Безусловно, главным бенефициаром любого международного спортивного события, будь то олимпийские игры, чемпионаты мира или континентальные первенства, является страна — хозяйка турнира. По мнению экономистов, грядущие зимние Студенческие игры однозначно принесут существенную пользу городской инфраструктуре Алматы. Даже с учетом того, что бюджет любых подобных игр весьма часто формируется с дефицитом, проведение в стране таких крупных спортивных мероприятий очень выгодно.
Во-первых — это обновление старых и строительство новых спортивных арен, которые останутся в пользовании жителей города. Во-вторых, количество новых зрительских мест позволит получать дополнительные прибыли во время будущих спортивных и культурных мероприятий. В-третьих — это, безусловно, увеличение потока туристов из самых разных уголков планеты, а значит, увеличение нагрузки на рестораны, кафе и отели, что непременно способствует получению выгоды этими заведениями и росту налоговых поступлений в бюджет. Ну и, разумеется, это реклама государства и повышение его инвестиционной привлекательности.
Есть еще один момент, который тоже не стоит сбрасывать со счетов. Речь о букмекерских конторах, популярность которых за последние годы заметно выросла. Во время проведения Универсиады-2017 ставки на результаты тех или иных соревнований увеличатся количественно и возрастут в цене. А они вроде как тоже платят налоги.
Кроме перечисленных ожидаемых доходов есть еще продажа прав на телевизионные трансляции, продажа билетов, различной спортивной символики и т.д. Телеаудитория, по примерным подсчетам, должна составить более миллиарда телезрителей. А это хорошая возможность для того, чтобы мировое сообщество узнало казахстанские компании и бренды.
Существенный вклад в ВВП внесет обслуживание и функционирование появившихся спортивных и коммерческих объектов, увеличение нагрузки на алматинский аэропорт за счет роста туристического трафика. Кроме того, сама подготовка к проведению Универсиады сформировала сильнейший стимул для развития инфраструктурных проектов и соответственно создала стимулы роста внутреннего спроса.
В выигрыше от алматинской Универсиады уже остались девелоперские, строительные, инжиниринговые компании. Те самые, что специализируются на инфраструктурном и коммерческом строительстве, а также операторы туристско-рекреационной индустрии.
Согласно официальной информации к строительству спортивных объектов было привлечено 1600 компаний. Создано 50 тысяч новых рабочих мест. Доля казахстанского содержания при этом превысила 60 процентов.
По прогнозам акима Алматы, пребывание в городе иностранных гостей принесет малому и среднему бизнесу города более двух миллиардов тенге доходов. В казну в виде НДС вернутся 1,5 миллиарда, не считая других налогов.
«Только страны-участницы, к примеру, произведут оплату в размере одного миллиона евро за проживание в Атлетической деревне, — сказал по этому поводу аким Алматы Бауыржан Байбек. — Кроме того, восемь отелей в городе, рекомендованные дирекцией Универсиады, будут заселены полностью спортивными делегациями».
Печальный опыт
Однако, как показывает жизнь, не всегда все бывает так гладко, как написано на бумаге. В период подготовки городской инфраструктуры Алматы к предстоящим Играм средства массовой информации не изобиловали материалами о коррупционной составляющей, нередко сопровождающей подобные процессы. Однако социальные сети — дополнительный информационный источник, контент которого формирует сам народ, — периодически выдавали весьма интересные сведения.
Понятно, что они в большинстве своем соответствуют тому, что «бабки на базаре говорят». Но тема разворовывания определенной части бюджетных средств, выделяемых в нашей стране на строительство крупных инфраструктурных объектов, всегда была одной из самых обсуждаемых и приковывающих внимание читателей и телезрителей. Оно и понятно. Примеров ведь в новейшей истории существует немало.
Сегодня едва ли не каждый мнит себя экспертом, оценивая размеры сумм, предназначенных для известных целей, и то, какая часть из них осела в карманах крупных бизнесменов и чиновников. Некоторые особо обозленные на все эти безобразия граждане даже публикуют специальные обращения, призывая пользователей узнавать и размещать информацию о том, кто и сколько украл в результате различных финансовых махинаций, связанных с Играми.
Официальные и ответственные лица, по всей видимости, отслеживающие поток информации, привычно заявляют, что при строительстве и подготовке инфраструктуры не было украдено ни одного тиына. А тех, кто утверждает обратное, просят поделиться имеющейся информацией. Мол, если что, мы обязательно все проверим и в случае подтверждения непременно примем меры.
А всему виной негативный информационный фон, сопровождавший проведение в Казахстане зимней Азиады в 2011 году. Средства массовой информации сообщали, что денег, выделенных на ее проведение, оказалось ненамного меньше, чем было потрачено на проведение зимних олимпиад в Турине и Ванкувере, намекая на то, что объем финансирования был сознательно завышен.
Обращалось внимание на тот факт, что незадолго до тех Игр в стране вдруг появились несколько ранее не существовавших компаний, на которых тут же посыпались крупные государственные заказы. Причем штат многих из них состоял из одного человека. А работы проводились руками подрядчиков, располагавших персоналом и необходимым оборудованием. Старая, до боли знакомая схема. Были случаи, когда средства, предназначенные для строительства и подготовки инфраструктуры, во избежание налоговых выплат обналичивались посредством лжепредприятий. Целый ряд таких фирм попал под колпак финансовой полиции. Расследование установило, что таким образом было выведено около 600 миллионов тенге.
Еще довольно свежи в памяти скандалы с выделенными суммами на строительство и реконструкцию спортивных объектов, на что было потрачено намного меньше, чем выделено.
К примеру, по опубликованной в открытых источниках информации, объем работ по реконструкции Дворца спорта имени Балуана Шолака в Алматы оценен в 4 075,8 миллиона тенге. Тогда как фирме-подрядчику было перечислено в качестве авансовых платежей 8 510,6 миллиона тенге. Стоимость Международного комплекса лыжных трамплинов в период строительства увеличилась с первоначальных 16 839,9 до 38 256,5 миллиона тенге. При строительстве конькобежного стадиона в Астане зафиксировано удорожание с первоначальных 11 381,1 до 20 271,9 миллиона тенге. Ну и так далее.
Пирожок как критерий истины
Однако не будем о грустном. Проходящая в Алматы Универсиада, по некоторым оценкам, обещает принести неплохую прибыль. Она уже установила рекорд по количеству зарегистрированных стран-участниц. Как сообщает дирекция по проведению данных международных студенческих соревнований, только по итогам аккредитации на официальном сайте Универсиады-2017 в соревнованиях принимают участие 57 зарубежных федераций студенческого спорта.
Для сравнения: в зимней Универсиаде в Турине (Италия) в 2007 году приняли участие 48 стран, в Харбине (Китай) в 2009 году — 44 страны, в Эрзуруме (Турция) в 2011 году — 52 страны, в Трентино (Италия) в 2013 году — 50 стран, в Гранаде и Штрбске-Плесо (Испания, Словакия) в 2015 году — 42 страны.
Количество спортсменов, как известно, предопределяет количество туристов. А это подразумевает бойкую торговлю околоспортивными товарами, включая еду и напитки. Иными словами, звездный час малого и среднего бизнеса.
И вот тут народ справедливо задается вопросом: а какой будет стоимость одного пирожка, который будет продаваться где-нибудь на «Шымбулаке» или возле «Алматы Арены»? Опыт подсказывает, что обычно в таких случаях цена существенно завышается. Но если это так, то санкционировано властями или продавцы пирожков в погоне за прибылью самостоятельно устанавливают цену заведомо завышенную, при этом укрывая разницу от налогов?
Если полученные с этого сверхприбыли будут облагаться повышенными налогами, то это понять можно. Иностранные гости на то и приехали сюда, чтобы деньги тратить. А свои найдут, где перекусить подешевле. Но попадет ли с этого что-то в бюджет? И есть ли специальный уполномоченный орган, который все это будет отслеживать?
Это не праздные вопросы. Поскольку больше всех тут, впрочем, как и везде, должен заработать тот, кто больше всех вложился. В данном случае это государство. А как оно будет на самом деле, возможно, скоро узнаем.