К слову, их нельзя назвать исключительно казахскими. Поскольку они принадлежат всем кочевникам, на протяжении веков являлись их древним развлечением и представляли собой массовые зрелища состязаний во время народных праздников и различных пиршеств, в которых выявлялись сильнейшие. То есть эти виды спорта родом из народа. А потому их однозначно стоит называть народными.
Народные, древние игры
Началось все со времен Чингисхана, а то и раньше, когда понятия «физическая культура» не существовало в помине. Но сама она была. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что кочевые народы, населявшие Центральную и Северо-Восточную Азию, несут в себе древнейшую культуру, в том числе и физическую, развивавшуюся столетиями. На это непосредственно влиял род занятий. К примеру, охота, на основе которой позже появился олимпийский вид, — стрельба из лука. Кочевой образ жизни породил конные виды спорта и подвижные детские игры. А еще во все времена мужчины мерились друг с другом силой и умом. Это породило единоборства и древнюю интеллектуальную игру тогыз кумалак, которую называют степными шахматами.
Только вот практически до середины прошлого века народное физическое воспитание развивалось стихийно, поскольку не было ни государственных органов по развитию физкультуры и спорта, ни других условий для их популяризации. При этом самобытная практика как элемент общей культуры передавалась из поколения в поколение, и таким образом все это дошло до наших дней.
В советское время национальные виды спорта кочевников рассматривались исключительно в качестве народных игр, распространенных преимущественно в сельской местности, и не воспринимались как потенциально способные завоевать мировую популярность. И, наверное, это было ошибкой. Потому что сейчас дела в этом плане обстоят совсем по-другому. Многие казахские национальные виды спорта стали любимы представителями самых разных национальностей, населяющих Казахстан.
Чем наши чабаны хуже шотландских пастухов?
Сегодня при иных общественных, производственных, экономических, рыночных, да и каких угодно отношениях они возрождаются и постепенно набирают популярность не только в регионе происхождения, но и в мире. Подтверждением тому могут служить проведенные в начале сентября в Кыргызстане Всемирные игры кочевников, в которых приняло участие около тысячи спортсменов из 55 стран мира. В том числе и из-за океана. А по казахской национальной борьбе казакша-курес уже далеко не первый год проводятся крупные международные турниры. И не только на территории Казахстана.
К примеру, в 2008 году чемпионат мира прошел в российском Оренбурге. А в 2011 году в иранском Машате прошло первенство планеты среди молодежи. В том же году в индийском городе Пуна состоялся чемпионат Азии. А в бразильском Сан-Паулу — чемпионат мира среди юношей.
Кстати, пример роста популярности этого вида заслуживает отдельного внимания. В 1928 году казакша-курес вошел в программу первой Всеказахстанской спартакиады. Но до 1938 года в нем не было понятия «весовая категория». То есть, выражаясь современным спортивным языком, турниры проводились в абсолютном весе. И больше всех шансов на победу, разумеется, было у крупногабаритных спортсменов.
В 1938 году впервые в истории этого вида были введены весовые категории: легкий вес (до 65 килограммов), средний (до 76 килограммов) и тяжелый (от 76 килограммов и выше). А в 1957 году казакша-курес включал в себя уже восемь весовых категорий. Это существенно приблизило его к современным классическим видам спортивной борьбы.
Иначе говоря, казакша-курес стал иметь столько же весовых категорий, сколько имели к этому времени вольная и греко-римская борьба, и рассматриваться в одном семействе с ними, то есть интернационализироваться.
Так постепенно казахская национальная борьба стала одним из перспективных видов спортивных единоборств, шаг за шагом развиваясь и обретая в своих правилах полезные новшества. К примеру, такое, как произвольный захват пояса. Это сделало соревнования более зрелищными и богатыми по содержанию. Поскольку борец получил более широкий диапазон технических приемов, существующих в арсенале различных видов спортивной борьбы. Стоит отметить, что из казакша-курес вышли олимпийские чемпионы по греко-римской борьбе Шамиль Сериков и Жаксылык Ушкемпиров.
За годы независимости казакша-курес в нашей стране поднялся на наивысший уровень за всю свою историю и завоевал симпатию народных масс. В этой связи можно вспомнить о республиканском турнире «Қазақстан барысы», который проводится уже из года в год, и в котором могут участвовать все желающие из самых отдаленных аулов наряду с победителями регионов, что подчеркивает значимость турнира.
А такие виды состязаний, как байга, кыз-куу, аударыспак, кокпар, вошедшие в программу XIII юбилейной Всеказахстанской спартакиады в 1970 году, еще с тех пор привлекли и по сей день привлекают к себе внимание и как виды спорта, и как элементы национальной культуры.
Таким образом, национальные игры, эволюционируя на протяжении веков, постепенно перешли из разряда развлечений в самостоятельные спортивные дисциплины. А в последние годы и вовсе приобрели серьезный статус. И некоторые из них уже близки к тому, чтобы подумать над их включением в олимпийскую программу.
А почему бы и нет? Вот, к примеру, гольф — древняя игра шотландских пастухов, также некогда бывшая простым развлечением, затем ставшая игрой миллионеров, была уже в программе олимпиады в Рио. В олимпийскую программу Токио-2020 включены боулинг, софтбол, сквош, скалолазание, серфинг, катание на роликовых коньках и карате. Все эти виды, за исключением последнего, зародились как обычные и в большей степени детские забавы.
Избирательная гуманность
Только вот с нашими видами спорта в этом плане могут возникнуть проблемы. Поскольку окончательно окультуренным европейцам, заправляющим в Международном олимпийском комитете, некоторые из них могут показаться дикими и негуманными. К примеру, тот же кокпар, во время которого игроки на лошадях рвут из рук друг друга обезглавленную тушу козла.
Со времен Чингисхана эта игра, которая может длиться несколько часов, является любимой среди кочевых народов. Даже в Советском Союзе одно время она попала под запрет как варварская. Что уж говорить о цивилизованных европейцах?
Парадокс тут в том, что гуманных жителей Старого Света, хладнокровно убивших и препарировавших абсолютно здорового добродушного жирафа Мариуса на глазах у сотен детей и скормивших его мясо львам, кокпар может реально шокировать. Но, поскольку погоду в современном олимпийском движении сегодня делают они, придется играть по их правилам. А потому первым шагом этого вида спорта в сторону олимпийской семьи должна стать замена натуральной туши на муляж. Кстати, примером европейской гуманности в спорте с участием животных может служить гонка борзых за механическим зайцем.
К слову, проблемы с кокпаром были и у нас самих. В начале 50-х годов в Казахстане отказались от проведения официальных соревнований по нему из-за того, что правила их не исключали несчастных случаев. Но популярность игры была настолько велика, что пришлось проводить соревнования по усовершенствованным правилам. Позже была разработана и защитная экипировка спортсменов.
В 2008 году на республиканских соревнованиях впервые использовался произведенный в Пакистане по заказу казахстанской Федерации национальных видов спорта имитатор туши козла. Через два года в Таразе наладили собственное производство. Но отечественный инвентарь был признан недостаточно пригодным для игры. И если мы действительно хотим популяризировать эту, безусловно, зрелищную игру, то, наверное, имеет смысл не только его доработать и усовершенствовать, но и запустить в розничную продажу в спортивных магазинах.
Между тем кокпаром заинтересовались за океаном. Сегодня девять штатов Америки хотят увидеть нашу национальную игру и планируют проводить у себя турниры. Об этом было сказано на прошедших недавно в Кыргызстане Всемирных играх кочевников.
Степные шахматы
Эту игру называют алгеброй чабанов, потому что в ней применяются все математические действия. Согласно легенде, ее придумали пастухи, любившие состязаться друг с другом в устном счете. Старинная казахская игра тогыз кумалак, некогда едва не забытая, а затем возрожденная, с каждым годом обретает все больше поклонников. Ее популярность уже давно вышла за пределы Казахстана. Сегодня уже проводятся чемпионаты мира по тогыз кумалаку.
В 2010 году на мировое первенство в Астану приехали 16 команд, в числе которых представители Германии, Испании, Швейцарии, США, Чехии, Монголии, Китая и даже Антигуа и Барбуда. Думал ли кто-нибудь, что в казахскую народную игру будут играть на Карибских островах?
На свете очень много тех, кто серьезно интересуется интеллектуальными играми и ищет их по всему миру. Благодаря интернету они узнают об игре, затем налаживают контакты и приглашают мастеров, которые проводят обучающие семинары. Что интересно, многие вначале узнают об игре, а потом интересуются страной ее происхождения. И на сегодняшний день, по некоторым данным, тогыз кумалак занимает второе место в мире среди интеллектуальных игр.
И опять же парадокс в том, что среди нас самих она не пользуется такой популярностью, как в других странах. В парках наших городов можно видеть людей, играющих в шахматы. Но вряд ли встретишь играющих в тогыз кумалак. Возможно, и потому, что инвентарь для него в спортивных магазинах тоже не продается.
Не так давно мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион Казахстана, победитель международной олимпиады по интеллектуальным играм Мушрат Елибакиев в интервью нашей газете говорил о том, что ему с группой единомышленников пришлось самим разработать и наладить небольшое производство инвентаря для тогыз кумалака. Разумеется, говорить об объемах такого производства не приходится. И, наверное, над этим стоит задуматься.