МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Скудное финансирование природоохранной сферы стимулирует браконьеров буйствовать

Борьба за жизнь дикой природы успешно продолжается

Много ли в Казахстане браконьеров? И сколько сотрудников лесной охраны им противостоят? Как выживают в естественных условиях птицы и животные? Об этом и о многом другом в нашем эксклюзивном интервью с заместителем министра сельского хозяйства страны Ерланом Нысанбаевым.

— Какие основные проблемы отрасли лесного хозяйства можно было бы сегодня выделить?

— Проблем, честно сказать, немало. Несмотря на то, что сегодня в сфере лесного хозяйства, в том числе охраны лесов, заняты 11 тысяч работников. Однако со специальным образованием из них всего треть от общего количества. Мы стараемся привлекать людей. К примеру, за последние восемь лет было выделено 975 грантов на получение высшего образования в лесном и охотничьем хозяйстве для тех, кто трудоустроился в нашей системе, но таких очень мало — в основном из-за низкой заработной платы и отсутствия социальной защищенности наших работников. Кроме того, из-за скудного финансирования в прошлые годы проектирование в лесном хозяйстве отстает от нормативных сроков их проведения. И из 176 лесовладельцев актуальными материалами лесоустройства обеспечены только 142.

Правда, с 2014 года, пусть и ненамного, но финансирование объемов лесоустроительных работ все-таки увеличивается. В перспективе планируется уже к 2020 году обеспечить лесовладельцев материалами лесоустройства в полной мере. Ну а пока объемы работ по воспроизводству лесов все еще недостаточны, они вдвое ниже уровня, достигнутого лесохозяйственной отраслью в 80-е годы прошлого века. Несвоевременно осуществляются первоочередные мероприятия по восстановлению лесов на вырубках и гарях. Низкая материальная оснащенность лесных учреждений той же лесохозяйственной техникой и специальным оборудованием, несоответствие ее нормам и нормативам привели к возникновению серьезных диспропорций в сохранении лесных экосистем, а также объемов выполнения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.

— Тем не менее, вы что-то предпринимаете для сохранения наших лесов?

— И работаем, надо сказать, довольно эффективно. В частности, в саксауловых лесах нами были переведены в покрытую лесом площадь свыше 10 тысяч гектаров лесных культур. В то же время для обеспечения лесокультурных мероприятий посадочным материалом на землях государственного лесного фонда были созданы 155 постоянных лесных питомников общей площадью 4364 гектара, на которых возможно ежегодно выращивать более 200 миллионов штук стандартных сеянцев различных пород. И это наша гордость. Кроме того, создана сеть селекционно-генетических объектов общей площадью 172,3 тысячи гектаров, из которых лесные генетические резерваты составляют 78 тысяч. На этих объектах сохраняется природный генофонд сосны обыкновенной и сибирской, березы повислой, ели сибирской и Шренка, саксаула черного, дуба черешчатого, пихты сибирской, лиственницы сибирской, ореха грецкого, яблони Сиверса и абрикоса обыкновенного. Несомненно, серьезную ценность представляют и дикоплодовые леса южных горных регионов Казахстана на площади 18,5 тысячи гектаров, включающие в себя генофонд яблоневых, абрикосовых, ореховых, фисташковых и других плодовых видов. Для их сохранения и расширения селекционно-семеноводческой и селекционно-генетической базы в системе лесного хозяйства создан и функционирует республиканский лесной селекционный центр.

— На ваше ведомство возложена борьба с браконьерством, однако эта борьба критикуется в стране повсеместно. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Мы проводим очень большую работу в этой сфере. Например, только за первое полугодие этого года инспекторами территориального подразделения комитета лесного хозяйства и животного мира нашего министерства проведено больше 3770 рейдов, составлено 4062 протокола об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечены 3806 правонарушителей, в судебные органы направлено 362 материала. Но все эти цифры свелись к тому, что к уголовной ответственности за нарушение природоохранного законодательства были привлечены всего 24 правонарушителя. Хотя общий ущерб, нанесенный природе, составил более 13,5 миллиона тенге, а взыскано оказалось не более половины. Но это не наша вина. Да, в 2014 году были ужесточены наказания за нарушения правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и других водных животных, за что ранее предусматривался штраф в три МРП (один МРП — 2121 тенге), сегодня он составляет уже 10 МРП. Кроме того, технически наши охранные структуры получили более современные техсредства. Так что работаем так, как нам позволяют условия и законы.

— Что вы можете сказать о частном предпринимательстве в области ведения охотхозяйств, особенно, если иметь в виду их потребительское отношение к фауне и халатность местных исполнительных органов? Возможно ли внесение уточняющих поправок в законодательство в этой сфере?

— На территории Казахстана объектами охоты являются 93 вида животных, из них — 34 вида млекопитающих и 59 видов птиц. И потому естественно, что для сохранения уникальной казахстанской фауны особое значение придается развитию охотничьих хозяйств. Еще в 2004 году с принятием новой редакции специального Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» стало нормой закрепление на конкурсной основе охотничьих угодий на долгосрочной основе от 10 до 49 лет, что должно было создать условия охотопользователям для вложения собственных финансовых средств и привлечения инвестиций на развитие охотничьего хозяйства. Сегодня в республике таким образом функционируют около 690 охотничьих хозяйств, за которыми закреплены 105,7 миллиона гектаров охотничьих угодий. Однако в настоящее время в парламенте все-таки находится законопроект по вопросам растительного и животного мира, где предусмотрен ряд поправок в законодательные нормы по вопросам животного мира и развитию охотничьего хозяйства.

— Постоянно говорится о том, что под угрозой находятся многие животные из Красной книги. Может ли министерство похвастаться положительными результатами в том, что делается для их спасения, сохранения и увеличения численности?

— В Красную книгу Казахстана занесено 128 видов и подвидов позвоночных животных, в том числе 40 видов млекопитающих, 57 видов птиц и 18 видов рыб. Эффективной мерой сохранения биологического разнообразия является создание особо охраняемых природных территорий. Анализ показывает, что численность редких и исчезающих видов копытных животных находится в довольно-таки стабильном состоянии. Это показало проведение учета этих животных с применением авиации и автотранспорта по принятым научным методикам. За последние пять лет численность редких копытных животных увеличились. Это тугайный олень — увеличение составило с 421 до 503 особей, архара — с 13 597 до 15 710 голов, джейрана — с 12 100 до 13 197 голов, кулана — с 2500 до 3595 голов.

— Что делается в Казахстане для сохранения снежного барса и есть ли у вас здесь результаты?

— Нашими законами снежный барс достаточно защищен. В частности, его охрана регулируется Уголовным кодексом, законами РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и «Об особо охраняемых природных территориях». С 2014 года на договорной основе изучением снежного барса занимается Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия на территориях Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. В настоящее время выполняются два проекта «Сохранение биоразнообразия в трансграничном регионе Северного Тянь-Шаня» и проект «Ирбис». Проводится изучение снежного барса и других редких животных с помощью автоматических камер (фотоловушек), опроса местных жителей, обследования потенциальных мест обитания, поиска следов. Выявляются и уточняются участки обитания, особенности распространения, численность и половозрастной состав ирбиса. Изучаются состояние кормовой базы снежного барса (копытные животные), факторы, влияющие на снижение численности снежного барса в Северном Тянь-Шане и Жетысуском Алатау. Проводится анализ эффективности охраны животных в ООПТ.

Все это позволит составить более полную картину ситуации и вовремя принять необходимые меры по улучшению охраны этого вида. Это, в свою очередь, помогает предотвратить потерю мест обитания, сокращение ареала вида, сокращение численности как самого снежного барса, так и животных — объектов питания.

— Есть еще одно уникальное животное, которое регулярно привлекает к себе повышенное внимание, — это сайга. Как осуществляются ее изучение, предупреждение падежа, борьба с браконьерством? И какова все-таки причина массового падежа сайги в мае 2015 года?

— Несмотря на принимаемые меры по борьбе с браконьерством на сайгаков, должен сказать, что случаи их отстрела не прекращаются. Так, в 2016 году данные показатели составили 35 фактов браконьерства, было обнаружено и изъято 193 туши и 1080 рогов. Эти факты свидетельствуют о возможности контрабандного провоза за пределы страны фрагментов сайгаков. Ну и наличие рынка рогов сайгаков внутри республики и возможность контрабандного вывоза рогов за границу, уход задержанных лиц от ответственности — все это не способствует сохранению вида.

Выяснением причин падежа сайгаков в мае 2015 года занимались научные организации и специализированные лаборатории Казахстана и зарубежных стран. В соответствии с заключением НИИ проблем биологической безопасности все-таки пастереллез занимает доминирующее положение и является определяющей причиной гибели сайгаков в Акмолинской, Актюбинской и Костанайской областях. Хотя сложное сочетание инвазионных и бактериальных болезней со смертельными последствиями для сайгаков требует в будущем более детального изучения.

Впадина Карынжарык на территории Устюртского государственного заповедника

— Мы много писали о проблемах Устюрта, о сохранности краснокнижных животных региона: медоеда, барханного кота, архара. Что предпринимается вами в этих целях, и не будет ли загублен заповедник в угоду пятиминутной выгоде? Имеется в виду разработка здесь углеводородного месторождения.

— Устюртский государственный природный заповедник был создан в 1984 году. Его флора насчитывает 263 вида растений, из которых пять видов занесены в Красную книгу Казахстана. Животный мир представлен 29 видами млекопитающих, 15 видами пресмыкающихся, 111 видами птиц. В целях же эффективного исполнения возложенных на заповедник задач и соответствия главной цели — поддержанию экологического равновесия региона — в настоящее время проводятся работы по расширению территории заповедника до оптимальных размеров. Но главное: учитывая ценность указанной территории, при поддержке МСХ РК группой международных экспертов из Казахстана, России и Германии проводится работа по номинированию заповедника на присвоение статуса объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Вот только указанное вами месторождение Кансу попадает на территорию участка расширения заповедника, а также на территорию Кендерли-Каясанской государственной заповедной зоны республиканского значения. Поэтому в соответствии с обращением общественности на имя президента о негативном влиянии разработки месторождения Кансу на экосистемы заповедника и всего региона по поручению администрации президента РК акимат Мангистауской области сформировал комиссию «По рассмотрению необходимости выдвижения для включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве уникального природного и культурного наследия государственного заповедника Устюрт». Надеюсь, что появление объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Мангистауской области может стать одной из главных достопримечательностей Казахстана и окажет положительное влияние на устойчивое развитие региона и всего Казахстана, в том числе за счет развития внутреннего и международного туризма и привлечения дополнительных инвестиций.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах