Но вот на днях стало известно, что правительство Германии все-таки запускает программу субсидирования электромобилей. Причина простая — в противном случае не останется ни малейших шансов достичь достаточно амбициозной и желанной цели: к 2020 году вывести на немецкие дороги 1 миллион легковых машин с электрическими двигателями.
А вот мнения о целесообразности подобных стимулирующих мер в немецком обществе и среди экспертов сильно разошлись. На сегодняшний день в Германии зарегистрировано около 45 миллионов легковых автомобилей. В начале этого года назывались цифры — менее тридцати тысяч считаются чистыми электромобилями, оснащенными лишь электромоторами. А около 130 тысяч — так называемые гибриды. Они совмещают электромоторы и двигатели внутреннего сгорания.
После многомесячных дискуссий принципиальное решение о субсидировании электромобилей было принято в конце апреля этого года на совещании у канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В нем принимали участие несколько министров и руководители автоконцернов BMW, Daimler и Volkswagen. Позже на пресс-конференции в Берлине программу представили вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль, министр финансов Вольфганг Шойбле и министр транспорта Александр Добриндт — сами понимаете, все это должно было подчеркнуть важность принятого решения.
Формально оно будет утверждено правительством через месяц, после чего сразу же должна начаться выплата премий.
Что значит премия — уточню. Программа предусматривает скидку в 4 тысячи евро покупателям «чистых» электромобилей и в 3 тысячи евро тем, кто приобретет автомобиль с гибридным двигателем. Одну половину скидки будет финансировать правительство, другую — соответствующий автопроизводитель.
Еще более детальное уточнение для наглядности — благодаря субсидиям электрический Volkswagen Golf без дополнительных опций обойдется покупателю не в 35 тысяч евро, а в 31 тысячу, при этом скидка в 2 тысячи будет профинансирована из казны, а 2 тысячи оплатит концерн Volkswagen. Кстати, расчетливые немцы были дальновидны и уточнили — на государственные субсидии не смогут претендовать модели тех компаний, которые не захотят присоединиться к инициативе правительства и платить свою часть премии.
Автостроители и правительство считают, что через три года программа закончится. Поскольку закончатся деньги. Обе стороны намерены выделить на нее 1,2 миллиарда евро. И как только они израсходуются, все премии прикажут долго жить. В Берлине исходят из того, в рамках программы будет продано около 400 тысяч автомобилей. Этого, по мнению правительства, хватит для возникновения той критической массы, которая обеспечит дальнейшее самостоятельное развитие рынка электромобилей.
Поживем — увидим, конечно, на чем мы будем кататься по немецким атвобанам спустя три или четыре года. Поскольку машинку за тридцатник может позволить себе далеко не каждый.
Кстати, об автобанах. Не так давно один молодой человек просвятил меня — оказывается, есть туристы, которые приезжают в Германию специально для того, чтобы лихо промчаться по самым знаменитым скоростным дорогам в мире. Для них тут настоящий рай. Можно гнать под сто пятьдесят, так сказал мне молодой человек.
Хотя, опять же — гнать или не гнать, вот в чем вопрос. Поскольку, несмотря на отсутствие генерального ограничения скорости на автобанах, в Германии есть-таки рекомендованная скорость: 130 километров в час. На участках, где превышать скорость не запрещается, такую рекомендацию можно игнорировать. Но если по вине любителя очень быстрой езды произойдет авария и он чудом останется жив, то пощады ему точно не будет.
Лично я считаю большой удачей для всех, что примерно на трети отрезков немецких автобанов не разгонишься, поскольку скоростной режим там ограничен. А это в общей сложности составляет несколько тысяч километров.
Что сказать, хобби у всех разные, тут я о тех, кто любит гнать более 130 километров. Впрочем, в ближайшее время он, этот вид хобби, скорее всего, станет невозможным. Немецкие политики уже не раз поднимали вопрос о введении генерального ограничения скорости на автобанах, а с прошлого года он обсуждается всерьез и на полную катушку.
Аргументы в пользу такой меры просты: понижение скоростного режима пойдет на пользу окружающей среде, а также существенно понизит число аварий. Да и большинство обычных граждан Германии тоже выступает за повсеместное ограничение скорости на автострадах.
Я не любитель быстрой езды. А вот что мне нравится в немецких автобанах, так это совсем другое — все скоростные автомагистрали прокладываются в обход населенных пунктов. Если все-таки автобан идет через город, то исключительно по туннелям и эстакадам, нисколько не в ущерб городской инфраструктуре.
А в случае, если автострада построена в местах обитания животных (например, косуль, диких кабанов, лисиц и так далее), над ней для них устраивают специальные переходы — огороженные высоким забором или сеткой и озелененные мосты. Чтобы никто никому в этой жизни не мешал.