Путь к вершине
30 апреля Омаров Амангельды Джумагалиевич, доктор технических наук, отметил свой 75-летний юбилей, а 20 мая в Казахском университете путей сообщения (КУПС) прошла международная научно-практическая конференция, посвященная этой юбилейной дате. На этой встрече собрались ведущие специалисты стран Содружества, где были озвучены наиболее важные на сегодняшний день вопросы казахстанского железнодорожного сообщения. И пяти минут беседы с этим энергичным человеком достаточно для того, чтобы осознать, что внутренней энергии Амангельды Джумагалиевича хватило бы на три человеческие жизни. Ведь его сердце держит четкий ритм, напоминающий звук мчащегося поезда, локомотив с вагонами, наполненными знаниями, которыми он не скупится делиться. Пожалуй, именно благодаря его открытости и желанию делиться знаниями судьба наградила его той должностью, которая позволяет делать это максимально эффективно.
Сегодня Амангельды Джумагалиевич — ректор Казахского университета путей сообщения (КУПС), откуда ежегодно выпускаются сотни молодых специалистов. У каждого из них будут свой путь и личные станции, на которых они будут набирать уже свой личный опыт. Но каждый из выпускников четко знает, что платформа, с которой он начал свое движение, — это самый крепкий фундамент, который только может быть в Казахстане.
Фундамент этот образовался не в одночасье, а формировался на протяжении полувека — именно столько времени посвятил Амангельды Джумагалиевич железнодорожному сообщению. Но для того чтобы понять и прочувствовать, какова цена накопленного багажа знаний, нужно окунуться в мир, рельсы которого уходят в прошлое.
Талантливый и исключительно трудолюбивый инженер сумел пройти славный путь от рядового железнодорожника до начальника дороги. Можно с полной уверенностью сказать, что Амангельды Джумагалиевич был рожден для того, чтобы посвятить себя железной дороге. Ведь его отец, Омаров Жумагали Омарович, принимал непосредственное участие в строительстве легендарной Туркестано-Сибирской железной дороги. Одним из важнейших событий в семействе Омаровых стало назначение главы семейства начальником железной дороги. Собственно говоря, это только утвердило мнение Амангельды пойти по стопам своего отца и добиться тех же результатов.
В 1966 году после окончания Новосибирского института инженеров путей сообщения Амангельды по сложившейся семейной традиции начал трудовую деятельность простым исполнителем — вначале бригадиром, затем дорожным мастером, старшим дорожным мастером Арысской и Карагандинской дистанций путей. Так он познавал азы непростой профессии. Положение его отца позволяло устроить молодого железнодорожника в менее пыльное место, но уже тогда оба понимали, что грамотный управленец должен начинать с азов.
Талантливого организатора в 1977 году назначили заместителем начальника, а затем и главным инженером карагандинского отделения казахстанской дороги. Это было время тяжелых испытаний в истории железнодорожного транспорта всего бывшего СССР, в том числе Казахстана. Из-за недостатка пропускной способности прекратились перевозки народно-хозяйственных грузов. Тысячи поездов не доезжали до пункта назначения и были брошены на полевых разъездах и станциях. Это привело к остановке сотен заводов, фабрик и шахт. Сейчас уже не важна причина того транспортного коллапса, были и виновные, и снятие с должностей, и переформирование рабочих составов. Сложнее всего пришлось тем, кого назначали на новую должность, ведь им приходилось разгребать те дрова и шпалы, которые наломали их предшественники. В числе тех, кто взял на себя весь груз ответственности, был и Амангельды Джумагалиевич, который к 1983 году стал заместителем начальника Алматинской дороги. В короткий срок был принят целый ряд неординарных решений, которые помогли навести порядок во всей Южно-Казахстанской области. За что, собственно говоря, коллектив Алматинской дороги удостоился переходящего Красного знамени Министерства путей сообщения СССР и еще через два года — переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ранее, как, собственно, и в будущем больше никому не удалось собрать в короткий срок таких регалий.
К концу восьмидесятых годов нормализовались отношения между СССР и Китаем. Правительство Союза приняло решение возобновить прерванное строительство железнодорожной линии Актогай — госграница с Китаем протяженностью более 300 километров, которая на тот момент была полностью разграблена или разрушена суровыми ветрами Джунгарских ворот. В течение 1988-1990 годов, находясь безвыездно на линии Актогай — госграница, Амангельды Омаров сумел восстановить путевое хозяйство, возобновить строительство 40-километрового обхода у озера Алаколь, трех железнодорожных мостов и трех новых раздельных пунктов. И перевел линию на диспетчерскую централизацию.
А в 1991-м, став начальником Алматинской дороги, Амангельды взял на себя ответственность по завершению строительства производственных сооружений. При этом большое внимание уделял решению социально-бытовых вопросов — под его руководством были восстановлены прежние и построены новые здания, в том числе больница, детский сад, школа, водо-, электро- и теплоснабжение станции Дружба. Все это дало возможность в 1991-м открыть грузовое движение в Китай, а с 1992-го — пассажирское, которое и сегодня служит крепким звеном, соединяющим экономические взаимоотношения между Казахстаном и Китаем.
Заслуживает похвалы решение Амангельды Омарова стратегически важной задачи — перевода на электротягу направления Арысь — Чу — Алматы. Это значительно усилило провозную способность Алматинской дороги и стало крупным событием в жизни страны — на завершение строительства по переводу на электротягу приезжал президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Образование
Одни только вышеперечисленные заслуги стоят того, чтобы человеку поставили памятник при жизни, но Амангельды Джумагалиевич не смотрел на награды и похвалы и все время стремился к чему-то новому. Как отзываются о нем коллеги, он как будто бы жил в каком-то будущем, в котором уже все системы развиты и работают, и вот этот свой выдуманный мир он все время старался реализовать в сегодняшнем дне. Сейчас уже трудно в это поверить, но на самой крупной дороге в СССР, которая простиралась по территории Казахстана, был дефицит квалифицированных кадров. Это случилось по одной простой причине, что в то время, практически до конца 70-х годов, в Казахстане не было своего института по подготовке инженеров путей сообщения и это при том, что на ЖД работало более
240 000 человек, в том числе около 200 000, связанных с перевозочным процессом. Уже тогда идея создания в Казахстане института железнодорожников поселилась в голове амбициозного Амангельды.
Несмотря на дефицит кадров, отнюдь не все разделяли это мнение, были и противники, которые, если можно применить этот оборот к ЖД, вставляли палки в колеса. Путь, который должен был дать возможность казахстанцам получать грамотное образование у себя на родине, оказался длинным и тернистым, и только после того, как удалось донести существующие проблемы до председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, этот вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки. С его разрешения в Алматы началось строительство института путей сообщения. И в 1976 году открылся Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта (сегодня это Казахская академия транспорта и коммуникаций (КазАТК). Но открытие университета не решило проблемы в корне. Дело в том, что многие годы университетом управляли люди из других союзных республик, которые лишь отчасти были знакомы со структурой как таковой. У руля были грамотные люди с высокими учеными степенями, но здесь же нужен был человек, знающий дело изнутри. Специалист, который хорошо знаком с системой, который четко понимает, в чем нуждается не только университет, но и Казахстан в целом. Все эти и ряд других принципиальных вопросов должны были выстроить исправный механизм, который работал бы синхронно, а главное — с максимальной отдачей. Такого руководителя в лице Амангельды Джумагалиевича университет получил лишь в 1997 году. Уникальность этого человека заключается в том, что на протяжении всей своей карьеры, каких бы высоких званий он ни добивался, всегда продолжал самообразование. Так, к моменту его назначения главой КазАТК Амангельды Джумагалиевич блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
За шесть лет работы в Казахской академии транспорта и коммуникаций сумел создать хорошую материально-техническую базу, укрепить научно-педагогический коллектив. Заслугой Амангельды в годы руководства им академией стало присвоение этому вузу в 2000 году имени выдающегося инженера-путейца, первого казаха-выпускника Петербургского корпуса инженеров путей сообщения, одного из авторов проекта и руководителей строительства Туркестано-Сибирской магистрали Мухамеджана Тынышпаева. А за год до этого события Амангельды Джумагалиевич защитил докторскую диссертацию.
Важно отметить и другие труды ученого. Так, под руководством Амангельды Омарова были разработаны госстандарты образования по всем специальностям транспорта, типовые программы и учебные планы, созданы учебно-методические и научно-исследовательские лаборатории, которые продолжают и сегодня обеспечивать выполнение учебного процесса в полном объеме.
Дружим «семьями»
С момента открытия КУПС все время находится на стадии совершенствования, чтобы идти в ногу с последними мировыми трендами в сфере образования.
Сегодня профессорско-преподавательский состав университета состоит из ведущих ученых и практических работников транспортной системы, которые прошли многие ступени карьерного роста в транспортной отрасли. При КУПС действуют Технико-экономический колледж и Астанинский технико-экономический колледж, что позволяет получить дефицитные специальности транспортно-коммуникационного комплекса, а в дальнейшем — высшее образование в университете. В настоящее время Казахский университет путей сообщения ведет подготовку кадров по 11 специальностям среднего профессионального образования, 16 специальностям бакалавриата, восьми специальностям магистратуры и четырем специальностям докторантуры PhD.
С 2004 по 2011 год в университете действовал специализированный диссертационный совет по защите докторских диссертаций по специальностям: 05.22.06 — «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог» и 05.05.04.— «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины».
Под непосредственным руководством Амангельды Джумагалиевича в КУПС издаются журнал «Промышленный транспорт Казахстана» и газета «Экспресс ТЖ», зарегистрированные в Министерстве информации Республики Казахстан. В 2007 году журнал включен в перечень изданий комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК для публикации основных научных результатов диссертаций.
Мировая практика уже давно доказала, что благодаря международному сотрудничеству можно в короткий срок в значительной степени повысить уровень своего педагогического состава, а следовательно дать ученикам еще более качественное образование. Именно поэтом КУПС имеет партнерские отношения с такими вузами, как Технический университет прикладных наук в г. Вилдау (Германия), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский межотраслевой университет повышения квалификации, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ), Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА) и многие другие. Университет является членом совета Ассоциации технических унивеситетов (АТУ) и Международной ассоциции транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР).
Фабрика кадров
В университете осуществляется многоуровневая система подготовки специалистов: колледж, бакалавриат, магистратура, докторантура РhD. Сегодня в университете преподают высококвалифицированные педагоги, среди которых 37 докторов наук, 135 кандидатов наук, а также академики и члены-корреспонденты различных академий. Для реализации цели эффективного повышения квалификации был реализован проект, позволяющий проводить международные мастер-классы среди стран Содружества. В рамках проекта КУПС заключил договор с МГТУ имени Н.Э Баумана и с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича, на базе КУПС было оборудовано помещение для «точки дистанционного доступа» на 25 мест. Современные технологии позволили экономить университету не только денежные средства, но и драгоценное время, которое раньше «съедали» длительные командировки.
Но больше всего усилий было брошено на создание для учащихся комфортной обстановки и всех необходимых условий для учебы, научной, культурной и спортивной жизни. Университет располагает двух-, четырех- и шестиэтажными учебными корпусами, в которых произведен современный евроремонт.
Учебные корпуса оснащены современной технической и лабораторной базой, необходимой для подготовки технических кадров и выполнения научных исследований. Компьютерные классы общего и специального назначения оборудованы новейшими компьютерами. В этом году к уже имеющимся лабораториям была добавлена еще одна лаборатория, оборудование которой выдерживает критику даже иностранных специалистов. В этих лабораториях студенты на практике могут наглядно проработать все производственные составляющие вплоть до работы поездного диспетчера и дежурных по станции, а также применить знания по автоматизации и управлению на железной дороге.
Для углубленного изучения техники и облегчения восприятия новых знаний была установлена виртуальная кабина машиниста электровоза. Этот действующий тренажер необходим для практической подготовки машинистов тепловоза. Все лаборатории и аудитории оснащены техническими средствами обучения и проекционными установками. Есть два лингафонных кабинета, которые прекрасно оборудованы новейшей аудио- и видеотехникой.
На территории университета расположен полигон с реальной железнодорожной техникой. При университете имеется библиотека — центр распространения знаний, культуры, духовного и интеллектуального общения. Библиотека располагает уникальным фондом научной и учебной литературы, объем которого насчитывает более 500 000 экземпляров. Ежегодно библиотека получает свыше 50 наименований журналов и газет, имеет издания на электронных носителях, постоянно развернута выставка поступления новой литературы.
Также на территории имеется стандартный спортивно-оздоровительный комплекс открытого (1000 м²) и закрытого (1540 м²) типов с площадками для игры в футбол, баскетбол, волейбол, а также прекрасно оснащенный тренажерный зал. В спортивно-оздоровительном комплексе функционируют различные виды секций: легкая атлетика, настольный теннис, вольная борьба, таэквандо и другие.
Кроме того, нуждающимся студентам предоставляются места в общежитии, где можно разместиться в двух-, трех- и четырехместных комфортабельных комнатах, отделанных евроремонтом. При общежитии имеются библиотека, просторный читальный зал, а также спортивный зал, оборудованный тренажерами, также работает круглосуточный медицинский пункт. Это далеко не весь перечень тех жизненно необходимых деталей, которыми насыщен КУПС. Может быть, поэтому в этом университете получают образование не только резиденты Казахстана, но и студенты из России, Китая, Монголии, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Ирана и многих других стран.
Под крышей одного университета уютно разместился целый город, что удалось сделать благодаря трудам Амангельды Джумагалиевича. Он и сегодня продолжает развивать свое детище и делиться опытом со всеми, кому небезразлично направление движения железных дорог Казахстана. За значительный вклад в развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны, расширение международных связей в области железнодорожного транспорта, научно-педагогическую и организационную деятельность, добросовестный труд и подготовку молодых кадров Амангельды Омарову присвоено звание заслуженного работника транспорта РК. Он награжден знаками «Почетный железнодорожник», «Почетный работник образования РК», отмечен многими медалями. Это, пожалуй, один из немногих, кто на своем примере доказал, что мечты сбываются. Главное — в них верить и все время стремиться к лучшему, каких бы высот ты ни достиг. Создавая новые горизонты для себя, он все время поднимает планку для своих подражателей, оказаться в рядах которых — честь для каждого новоиспеченного железнодорожника.