Эгоизм Поднебесной
Вода — вот, что отличает нашу планету от других, мертвых планет, но и этот источник жизни может быть утерян, если не принять кардинальные меры.
По инициативе ООН 22 марта ежегодно отмечается «Всемирный день водных ресурсов», который призван напомнить человечеству о чрезвычайной важности пресной воды, ее бесценности и необходимости бережного и эффективного ее использования.
Руководствуясь этим, в минувший понедельник, 28 марта, в Астане в Информационном центре по атомной энергетике (ИЦАЭ) прошли открытые уроки для школьников и студентов, посвященные Всемирному дню водных ресурсов. На этих занятиях были разобраны основные примеры иррационального использования воды, проблемы, с которыми уже сталкивается Казахстан, а главное — были обозначены пути решения, которые помогут снять напряжение от дефицита воды в регионах, в которых сегодня источник жизни дороже черной нефти.
С высоты орбитальных спутников кажется, что водные ресурсы Земли неисчерпаемы, ведь около 70 процентов ее поверхности покрыто именно водой. Но 97,5 процента этой воды — соленые, а большая часть от оставшихся 2,5 процента пресной воды скрыта от человека в ледниках и вечных снегах Арктики и Антарктики.
Между тем мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а ее потребление постоянно растет. Так, в XX веке население планеты выросло в три раза, при этом потребление пресной воды увеличилось в семь раз. Поэтому эксперты полагают, что если не предпринять срочных мер, то уже к 2030 году около половины населения земного шара может столкнуться с катастрофической нехваткой воды.
Дефицит воды становится реальностью не только для самых засушливых стран Африки и Аравийского полуострова, но угрожает жителям нашего региона и нашей страны. Казахстан во многом зависит от трансграничных вод, забор которых в сопредельных государствах увеличивается, и, соответственно, падает их уровень у нас в стране.
Наглядный пример — река Или, 80 процентов стока которой формируется в Китае. Эта пресноводная артерия питает не только Капшагайское водохранилище, но и озеро Балхаш. Увы, но, несмотря на многочисленные переговоры и подписание целого ряда двусторонних договоров, в конечном итоге, сколько воды дойдет до Казахстана, решают соседи. И все бы хорошо, но благодаря политике Пекина по переселению миллионов этнических ханьцев из внутренних провинций в Синьцзян численность людей на китайской части дельты реки Или уже превышает миллион человек и продолжает расти — все это требует резкого увеличения площади орошаемых земель, а значит, новых плотин и водохранилищ.
Результат налицо — Капшагай с каждым годом все больше теряет привлекательность как туристический район. Уровень воды упал настолько, что многие алматинцы в два последних года в принципе исключили его как место отдыха. Под риском осушения находится и Балхаш.
Программ много, но воды все меньше
Кроме того, согласно отчету Казахского НИИ водного хозяйства, «в ряде городов и почти повсеместно в сельской местности имеющиеся системы водоснабжения в силу их длительного срока эксплуатации, устаревшей системы водоочистки не обеспечивают подачу потребителям воды питьевого качества».
Понимая всю важность проблемы, в Казахстане принимаются специальные программы, о чем рассказывает секретарь Балхаш-Алакольского бассейнового совета, национальный координатор Центральноазиатской региональной сети по повышению потенциала в сфере водных ресурсов Анар Тлеулесова.
— У нас уделяется достаточно много внимания программам по рациональному использованию водных ресурсов, в частности, сейчас действует Государственная программа управления водными ресурсами, — говорит Тлеулесова. — Но в то же время иногда делаются и недостаточно продуманные законодательные послабления. Внесли корректировки во многие статьи Водного и Экологического кодексов РК, которые влияют на природные ресурсы, в том числе и водные. Например, согласно статье 103 Водного кодекса РК, все предприятия должны были переходить на оборотное водоснабжение с последующей экономией свежей воды. Также предприятия должны устанавливать современное оборудование, которое будет экономить воду. Но минувшей осенью парламентарии эту статью изменили. Хотелось бы призвать новых депутатов к тому, чтобы они не ослабляли нормы закона в отношении водных ресурсов, а ужесточали их, если все мы хотим, чтобы наши дети и внуки были снабжены питьевой водой, а не страдали от ее нехватки, как уже сейчас происходит в ряде стран мира.
И если в предгорных областях Казахстана дефицита пресной воды не ощущается, то есть такие регионы, где природных источников пресной воды практически нет.
На полуострове Мангышлак жители преимущественно используют опресненную воду Каспийского моря, которой их снабжает многофункциональное предприятие
«МАЭК-Казатомпром», обеспечивающее всеми видами воды, включая питьевую, дистиллированную и горячую, практически 70 процентов населения области. В советское время опреснение в городе Шевченко, а ныне Актау, проводилось с помощью уникального, единственного в мире реактора на быстрых нейтронах БН-350. Сейчас в Мангистауской области используется преимущественно технология дистилляции, предполагающая нагревание соленой воды для получения пара, который затем конденсируется и собирается уже в виде питьевой воды.
Впрочем, у метода дистилляции существуют свои подкатегории, а оборудование становится все совершеннее. Последний запуск дистилляционной опреснительной установки (ДОУ) произведен «МАЭК-Казатомпром» в 2013 году — тогда были запущены производственные комплексы, оснащенные горизонтально-трубными пленочными испарителями (ГТПИ). Также в регионе работают израильские опреснительные установки и поставленное еще во времена СССР опреснительное оборудование АО «СвердНИИхиммаш».
Но дефицит питьевой воды в Мангистауской области все равно растет, и если сегодня он составляет 40 тысяч кубометров в сутки, то к 2020 году, по оценкам специалистов, эта цифра достигнет 70 тысяч кубометров.
Только вместе, тогда хоть что-то получится
Назрела необходимость в новом опреснительном оборудовании, и в конце прошлого года принято решение о создании казахстанско-российского СП, которое построит перспективные опреснительные установки, способные даже занять нишу на международном рынке.
— В настоящее время работа по проекту создания новой дистилляционной опреснительной установки производительностью 300 кубометров дистиллята в час (ДОУ-300) находится на первом этапе, — пояснил и.о. директора департамента по маркетингу и преддоговорной работе АО «СвердНИИхиммаш» Дмитрий Иванов. — Всего в проекте три таких этапа. Сейчас продолжается научно-исследовательская и конструкторская работа по отработке оптимальных конструктивных решений ДОУ-300 и созданию «горячего стенда» — одной полноценной испарительной ступени установки, работающей на реальной воде Каспийского моря. Срок окончания этой работы запланирован на начало 2017 года. После подтверждения заявленных показателей на опытном модуле установки запланировано создание головного образца ДОУ-300 для поставки и эксплуатации на ТОО «МАЭК-Казатомпром», обкатки оборудования на действующем производственном предприятии. Новую установку запустят в промышленную эксплуатацию с выходом на проектную мощность к концу 2017-го — середине 2018 года.
Следующим этапом проекта станет создание совместного предприятия (СП), в которое войдут АО «СвердНИИхиммаш» (Екатеринбург), АО «Русатом Оверсиз» (ГК «Росатом») и ТОО «МАЭК-Казатомпром». Целью этого СП станет развитие, совершенствование и производство ДОУ-300, а также создание на ее основе, с учетом наработанного опыта эксплуатации на казахстанском предприятии, высокопроизводительной ДОУ-700. Третьим этапом станет период коммерческого запуска опреснительной установки ДОУ-700 с выходом на международные рынки.
Преимуществами новой установки станут сниженные потребности в объемах металлоемкости, сокращенные удельные энергозатраты, увеличенная на пять процентов производительность и более длительный срок службы установки по сравнению с ведущими мировыми производителями.
В условиях нарастающего дефицита питьевой воды опыт Мангистауской области, «МАЭК-Казатомпрома» и его сотрудничества с российскими коллегами может быть весьма интересен и с точки зрения выхода на международный рынок, так как потребность в опреснительном оборудовании до 2030 года оценивается примерно в четверть триллиона долларов, а востребованность современных опреснительных технологий в мире постоянно растет.
Ежегодно Всемирный день водных ресурсов проходит под эгидой какой-либо отдельной темы. В 2016 году она звучит как «Водные ресурсы и трудоустройство». Сегодня половина работающего населения планеты — 1,5 миллиарда человек — трудоустроена в сферах, связанных с водными ресурсами.
Несмотря на серьезность и инновационность технологий и разработок, призванных помочь в решении проблемы нехватки воды в стране, а также на глобальность и важность этой проблемы для всего мира, казахстанцы не должны забывать, что в данном случае и от каждого из нас зависит дальнейшая судьба водных ресурсов. Рациональным и эффективным использованием воды, ее ежедневной экономией каждый из нас может внести свой скромный, но важный вклад в дело сохранения водных ресурсов на планете.