Сверили курсы и остались довольными
Как сообщили информационные агентства, освещавшие ход визита, встреча руководителей двух стран прошла в теплой и дружественной обстановке. Высокий гость выразил надежду на предстоящее плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество двух стран. В свою очередь казахстанский лидер отметил, что Япония — активный участник процесса межгосударственного взаимодействия, в том числе в странах Центральной Азии.
— Казахстан является крупнейшей экономикой в Центральной Азии, играет важную роль на международной арене, а также является дорогим для Японии партнером, — сказал, в частности, японский премьер. — Сегодня с президентом Нурсултаном Назарбаевым мы провели содержательный обмен мнениями. Теперь хочу ознакомить с тремя важными результатами нашей встречи. Япония будет и в дальнейшем поддерживать экономические реформы в Казахстане, мы это согласовали. В частности, что касается грядущего строительства АЭС в Казахстане, то мы будем взаимодействовать в его осуществлении. Мы это подтвердили. Также начнутся новое сотрудничество в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности и внедрение японской системы диагностики в медицине.
Таким образом Синдзо Абэ подтвердил информацию о том, что одна из японских компаний собирается строить в Казахстане атомную электростанцию, чем выразил заинтересованность Страны восходящего солнца в тесном сотрудничестве с Казахстаном в области энергетики. Он также добавил, что совместно с президентом нашей страны подписал договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
— Мы провели доверительный обмен мнениями по международным и региональным вопросам, — сказал в свою очередь Нурсултан Назарбаев. — Важным направлением представляется диалог «Центральная Азия — Япония». Наша страна неизменно демонстрирует приверженность международному праву в целях принципа устава ООН. Казахстан и Япония также придерживаются общих позиций по актуальным проблемам международной повестки дня, в том числе в деле ядерного разоружения и нераспространения.
Не остаться в стороне
Прошедший визит главы японского правительства, ставший первым за десять лет, не остался без внимания политологов, принявшихся выстраивать собственные версии его стратегических целей. Многие из них сошлись во мнении, что Япония намерена форсировать свои действия по сотрудничеству со странами Центральной Азии, которое формально началось 28 августа 2004 года.
Тогда министры иностранных дел всех центральноазиатских государств, за исключением Туркмении, провели многосторонние встречи на высшем уровне с главой дипломатического ведомства Японии Матимуро Нобутака. В том же году на саммите «Центральная Азия плюс Япония», состоявшемся в Астане, было выражено общее намерение по углублению сотрудничества в сфере экономического развития, безопасности и борьбы с терроризмом.
С тех пор особой активности Японии в ЦА не наблюдалось. Однако нынешняя ситуация подталкивает Токио к активизации присутствия в регионе.
Интересы этой страны здесь вполне объяснимы. Но их не следует рассматривать вне общего геополитического контекста. И Москва, и Пекин, давно и существенно инвестирующие в экономики стран региона, для Токио соперники. Причем очень серьезные. Однако экономическое развитие, вырисовывающееся в контуре интеграционных инициатив на евразийском пространстве, в которые, судя по всему, Япония надеется вписаться, а также глобальный проект «Новый Шелковый путь» не могут не привлекать ее внимания. И в этой связи, считают эксперты, ей важно увеличить инвестиции в азиатские энергетические рынки и не дать «Шелковому пути» доминировать в регионе.
В ходе визита стало известно, что Казахстан и Япония намерены подписать контракты на общую сумму 1,5 миллиарда долларов. Как пояснил министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев, помимо традиционных форм партнерства в сырьевых секторах, в добыче и переработке урана намечены новые направления сотрудничества в индустриальной сфере, транспортной логистике, сфере инноваций и сельского хозяйства.
— В области транспортной логистики крупнейшими японскими логистическими компаниями реализуются три проекта, которые обеспечат открытие логистических центров на Хоргосе и увеличение транзитных грузопотоков, — сказал он. — Начинается проект с компаниями по разведке редкоземельных металлов в Карагандинской и Костанайской областях, ведется активное партнерство по сборке автомобилей с компанией «Тойота моторс» в области сборки медицинского оборудования с компанией Shimatsu.
Разумеется, полтора миллиарда — это существенно меньше тех 23 миллиардов, что в инфраструктуру и энергетику Казахстана вложил Китай, причем только в этом году. Однако Токио обещает сопоставимые суммы странам Центральной Азии, где уже несколько лет активно инвестирует Пекин, и таким образом надеется изменить сложившийся расклад.
В основном все по-прежнему: ресурсы в обмен на технологии
И вот поэтому, помимо Казахстана, Синдзо Абэ в этот раз побывал в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и даже в Монголии, с которой и начал свое турне.
В Улан-Баторе подписан меморандум о сотрудничестве в реализации проекта по строительству новой железной дороги на восток с крупнейшего в мире угольного месторождения Тавантолгой. Кстати, именно с этим месторождением Монголия связывает надежды на ускоренное экономическое развитие.
В Бишкеке подписаны совместные документы о сотрудничестве в области социально-экономического развития, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и противодействия финансированию терроризма. Также подписаны кредитное соглашение о предоставлении правительству республики 1 миллиарда 630 миллионов йен (около 16 миллионов долларов) на улучшение оборудования в международном аэропорту «Манас», соглашение о предоставлении республике кредита для реабилитации участков автодороги Ош — Баткен — Исфана и оказании грантовой помощи для развития малого и среднего бизнеса.
Документы в сфере энергетики японская делегация подписала и в Туркмении. Корпорации Mitsubishi, Chiyoda, Sojits, Itochu и JGC заключили с государственной корпорацией «Туркменгаз» рамочное соглашение на обустройство части крупнейшего в мире газового месторождения «Галкыныш», откуда должен взять свое начало газопровод ТАПИ, который свяжет четыре страны региона — Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию. Предполагается, что Япония вложит в этот проект около 10 миллиардов долларов. Еще два миллиарда долларов Токио готов инвестировать в порт Туркменбаши. В общей сложности Туркмении «улыбаются» 18 миллиардов долларов инвестиций.
Восемь документов подписано в Таджикистане. Среди них соглашение о восстановлении системы водоснабжения в приграничном районе на общую сумму около 2,2 миллиона долларов, а также договор о безвозмездной помощи в борьбе с саранчой на общую сумму около 600 миллионов йен (пять миллионов долларов).
В Ташкенте достигнуты договоренности о реализации совместных проектов на сумму 8,5 миллиарда долларов. Среди них модернизация энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение и переработка минерально-сырьевых ресурсов, автомобилестроение, нефтегазовая и химическая промышленность, телекоммуникации, а также строительство газоперерабатывающего завода.
Очевидно, что подобная заинтересованность Страны восходящего солнца в сотрудничестве с государствами Центральной Азии продиктована тем, что она полностью зависит от импорта энергоносителей, являясь крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа, вторым импортером угля и третьим импортером нефти. И большую часть этих ресурсов Япония завозит из стран нестабильного Ближнего Востока и Ирана, торговля с которым для Токио может прекратиться в любой момент по сигналу из Вашингтона.
Как пишет японская Nikkei Asian Review, инвесторы поехали с премьером, чтобы наладить сотрудничество в вопросе богатых ресурсов стран Центральной Азии и тем самым усилить собственную энергетическую безопасность, снизив зависимость от ядерной энергетики.
Центральная Азия — часть «большой шахматной доски»
Что же касается Казахстана, тот здесь японские интересы гораздо специфичнее. Если верить японским СМИ, то правительство Синдзо Абэ намерено реанимировать атомную энергетику страны, от которой уже было отказалось после известной катастрофы. А это значит, что Японии вновь понадобится уран.
Не остался без внимания и тот факт, что экспорт из Казахстана станет намного привлекательнее с вводом в эксплуатацию коридора «Западная Европа — Западный Китай», по которому казахстанская продукция будет отправляться прямо в китайский порт Ляньюнган, откуда до Японии рукой подать. По этому же коридору японские товары могут поставляться в Центральную Азию и Европу. Стоит отметить, что Казахстану выгодно и то, и другое.
В целом же Япония, стремительно вытесняемая из Азиатско-Тихоокеанского региона динамично растущим Китаем и традиционным военно-морским лидером АТР — Россией, нацелена на укрепление своих экономических позиций за счет центральноазиатских рынков. При этом очевидно, что ее интересует не геополитическая борьба с двумя указанными державами, а доступ к энергоресурсам, основные из которых — туркменский газ и казахстанский уран, которые она намерена получать в обмен на технологии.
Япония переживает не лучшие времена, это касается и экономики, и демографии, и общей ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Противостоять Пекину Токио все сложнее, хотя в этом противостоянии активно заинтересован Вашингтон. Поэтому неслучайно, что визит японцев в Центральную Азию предварял большую поездку по этим же странам госсекретаря США Джона Керри. Страны «американской оси» все же рассматривают бывшие азиатские советские республики как площадку, которую не стоит уступать своим геополитическим конкурентам.