МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Казахстанцам напомнили, что они живут в условиях рыночной экономики

А потому власти отпустили тенге в свободное плавание

Главный банк страны с завидным усердием опровергал слухи о предстоящей девальвации, последнее заявление прессе было сделано в конце позапрошлой недели, когда в социальных сетях появилась информация о возможном повышении курса доллара до 220 тенге. 

Тенге учится плавать

На самом деле, и здесь в банке не солгали: никто ведь не спрашивал напрямую, останется ли он, этот коридор.

На этой неделе как никогда актуальна притча про одного мудреца, стоявшего у обочины дороги. Убегавший человек попросил его не показывать, в каком направлении он скрылся. И когда мудрец увидел преследователей, которые спросили у него, видел ли он кого-либо, тот ответил: «Пока я сижу на этом камне, никто не пробегал». И сказал истинную правду, так как при беседе с первым путником он стоял.

О том, что страну ожидает что-то глобальное, можно было предположить в среду вечером, когда журналистам сообщили о намерении премьер-министра страны выступить с площадки РГП «Служба центральных коммуникаций при президенте РК». Дело в том, что с апреля 2014 года заседания Кабмина проводятся в закрытом режиме. С этого времени чиновники (а потом и депутаты) рассказывали журналистам о работе правительства в ходе брифингов. А сам премьер-министр Карим Масимов выступил на этой трибуне впервые, что стало знаковым событием.

За час до этого в правительстве было проведено селекторное совещание с приглашением прессы. Сначала журналисты, которые полтора года не были в стенах Кабмина, принялись обсуждать меню в столовой, где можно неплохо позавтракать и заплатить за это не более 100 тенге (поэтому не удивительно, что чиновники всегда заявляют о том, что в стране низкий уровень инфляции и прожить можно на обозначенный ими прожиточный минимум), и рассматривать давно знакомые помещения, но позже самые креативные работники пера и микрофона, которые, как оказалось, оделись в одежду черного цвета, стали в шутку изображать «крах тенге».

«Национальный банк и правительство РК приняли решение приступить с 20 августа 2015 года к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, отменить валютный коридор и перейти к свободно плавающему обменному курсу», – отметил премьер, подчеркнув, что с этого момента обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом внутренних и внешних макроэкономических факторов.

По словам Карима Масимова, формирование рыночного курса без участия государства создаст предпосылки для восстановления экономического роста, повышения кредитной и инвестиционной активности, создания новых рабочих мест и снижения инфляции до 3-4 процентов в среднесрочной перспективе.

С одной стороны, свободный курс тенге выгоден производителям Казахстана, которые просили выравнять тенге с российским рублем, чтобы обеспечить равную конкурентоспособность, а также экспортерам сырья, продающим товар за доллары. С таким рыночным механизмом отпадет необходимость вкладывать государственные деньги в сдерживание ослабления тенге.

А деньги немалые, только с начала текущего года объем Нацфонда уменьшился почти на 3,5 миллиарда долларов, из которых полмиллиарда фактически ушло на валютные интервенции для поддержания курса.

Но, несмотря на увещевания членов Кабмина, что социально уязвимые слои населения будут поддержаны, а цены на продукты первой необходимости не будут повышены, для подавляющего большинства казахстанцев 20 августа запомнится надолго, ведь мы являемся импортозависимой страной даже в отношении продуктов питания.

И если обратить внимание на отечественное производство, то себестоимость этих товаров также (где-то в большей, где-то в меньшей степени) привязана к курсу доллара, так как используется импортная техника и сырье.

Поручив всем акимам регионов принять меры по недопущению необоснованного роста цен на продукты и услуги в связи с переходом на новую экономическую политику, премьер заявил, что в ближайшие 5-7 лет Казахстан будет жить в другой экономической ситуации.

«Тот цикл, когда цены на металлы, на нефть и на основные сырьевые продукты постоянно росли, к нашему сожалению, закончился. Мы предполагаем, что ближайшие 5-7 лет как минимум, а может, и больше мы будем жить в другой экономической ситуации», – предостерег Карим Масимов в ходе брифинга. По его словам, цены на нефть будут находиться в пределах 30-50 долларов США за баррель. (Как отметил в ходе брифинга министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, бюджет страны в 2016 году будет сформирован из расчета цены нефти в 40 долларов США за баррель.)

Удивляет особый подход чиновников в выборе терминов к происходящему. К примеру, девальвации в феврале прошлого года не было – была корректировка валюты. (Представителям государственных СМИ строго-настрого запретили использовать слово «девальвация».) Не было девальвации и в этот раз, это был переход к инфляционному таргетированию.

Но как оказалось, в правительстве не стали обыгрывать слово «кризис». Он все-таки есть. Как заявил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, затронул он все отрасли экономики. «Все тенденции кризиса, которые мы имеем сегодня, коренным образом отличаются от кризисов, которые были в 1997-1999 и 2007-2009 годах. Кризис затронул все отрасли, в отличие от секторального в прошлые кризисы, и тенденция продолжается второй год», – резюмировал Ерболат Досаев.

Пока члены Кабмина успокаивали население, что инфляция будет в пределах нормы, а страна должна научиться жить в новых рыночных условиях, на казахстанской фондовой бирже обменный курс тенге рухнул на 26 процентов – до 255,26 тенге за американский доллар, обменные пункты приостановили продажу валюты, а магазины техники, так же, как и в феврале прошлого года, закрылись для изменения всех ценников в соответствии с новой денежно-кредитной политикой государства. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах