МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Уроки грузино-осетинского конфликта

Минуло семь лет с начала пятидневной кавказской войны

Эта война если не навсегда, то весьма надолго посеяла взаимную ненависть между народами Грузии и теперь уже независимой Южной Осетии. 

А ведь было все иначе

«Мы ведь всегда жили вместе, — писал мне в социальной сети осетин Давид Пухаев, с которым мы служили еще в Советской армии. — Пока политикам не стало угодно нас разделить. Лично я по сей день считаю грузин своими братьями. Ты съезди в Сакартвело (самоназвание Грузии. — Авт.) и увидишь, какой это радушный и гостеприимный народ. Обязательно постарайся найти наших сослуживцев. И передай им от меня большой привет. Ведь я сам по понятным причинам поехать туда не могу».

Родившимся в Советском Союзе с детства твердили о том, что все народы могучей и многонациональной страны равны и что мы все вместе строим общее светлое будущее. Однако с развалом СССР вдруг сразу же появилась повсеместная межнациональная ненависть почти на всем постсоветском пространстве, во многих местах переросшая в тяжелые межэтнические конфликты.

«Черная кошка» пробежала между русскими и украинцами, армянами и азербайджанцами, грузинами и абхазами, грузинами и осетинами, осетинами и ингушами, киргизами и узбеками, узбеками и таджиками. И чем больше проходит времени, тем яснее мысль, что все это неспроста.

Со времен басаевского рейда в Буденновск в 1995 году ситуация на постсоветском пространстве год от года накалялась все больше и больше. Все шло к тому, что парад суверенитетов должен был продолжиться дальнейшим распадом республик, имеющих внутри себя автономии, на более мелкие образования. Хотя данный процесс был запущен еще до этого.

Из состава Грузии вышла Абхазия, а затем Южная Осетия. Из Молдовы «выпало» Приднестровье. Азербайджан лишился Нагорного Карабаха. А война в Чечне грозила оторвать от России весь Северный Кавказ, что в недалеком будущем могло повлечь за собой дальнейший ее распад.

Кавказский регион всегда отличался своей конфликтогенностью и турбулентностью в межнациональном, политическом и религиозном отношениях. Испокон веков там периодически возникали свары. Предмет спора между Азербайджаном и Арменией, как уже было сказано, Нагорный Карабах. Грузия никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии.

Теперь уже совершенно очевидно, что вся эта заварушка — результат действия внешних сил по контролю стратегически важного региона, имея там своих сателлитов и союзников, в разной степени исполняющих роль «троянских коней» Кавказа.

Сегодня уже не секрет, что подготовка Грузии к войне против Южной Осетии велась с 2005 года с непосредственным участием США, Израиля, Украины и Польши. Подготовка заключалась в том числе в поставках оружия Грузии. Три наиболее активных поставщика вооружений — США, Израиль и Украина.

Израиль в этой истории занимает особое место: главой Министерства обороны Грузии в тот период был гражданин Израиля, выходец из города Хайфа Давид Кезерашвили, имеющий, если верить некоторым источникам, весьма обширные и тесные связи среди израильского генералитета. Украина, потому что бывший в тот момент ее президентом Виктор Ющенко, как и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, были кадровой креатурой США. Это тоже уже давно не тайна. Есть сведения, что Генеральный штаб Вооруженных сил Украины принимал участие в подготовке диспозиции атаки на Цхинвал, выборе и обустройстве выгодных позиций для реактивных систем залпового огня типа «Град», «Ураган», «Смерч». Поскольку американцы или израильтяне не знают всех тонкостей этих образцов советского оружия.

Теория «Збига» в действии

Исход той войны всем известен, как известно и то, что в нее пришлось непосредственно вмешаться России.

— Когда это началось, объявили всеобщую мобилизацию, — рассказывает официант одного из тбилисских ресторанов Гогита или просто Гоги. — Каждый день на передовую увозили новые партии резервистов. Пришла повестка в военкомат и мне. Собрали в основном молодежь: парней, которые могут держать в руках автомат. До этого я никогда в жизни не держал оружия. Нас привезли очень близко к зоне боевых действий. Разместили в горном лесу. Раздали форму. Она оказалась кому-то маленькая, кому-то большая. Оружия не выдавали. Вообще, как оказалось, грузинской армии не хватало вооружения. Мы сидели и ждали своего часа. Приблизительно через три или четыре часа после того, как нас привезли, объявили, что сейчас русские начнут бомбить, и сказали, чтобы мы рассредоточились по лесу. Над нами несколько раз пролетели российские самолеты. Не бомбили, но было очень страшно. В дальнейшем мы видели тела погибших грузинских ребят. Сами грузили их на машины. Большинство из них — молодые парни, такие же, как я. В то время я отчетливо почувствовал запах войны. Это страшный запах. Сами представьте: я тогда был студентом, учился в университете. Строил жизненные планы. Ничего не предвещало войны. Летом, как и многие другие, подрабатывал, чтобы оплачивать учебу. И вдруг началась война. И я, как все, должен был защищать страну. Я был уверен в том, что меня убьют. У России очень мощная и многочисленная армия. Самое современное вооружение. А нас — грузин — всего четыре миллиона. Как может маленькая Грузия воевать с огромной Россией? Если бы мы нарвались на какое-нибудь российское подразделение, нам даже нечем было бы отстреливаться. Но мне повезло, потому что на следующий день после того, как мы туда приехали, боевые действия закончились. После того как нас распустили по домам, я три дня приходил в себя. Не включал телевизор, не слушал радио. Только и делал, что спал, стараясь забыть этот кошмар. Мы были братьями. Мы и сейчас братья. У меня мать русская. Я никогда не думал, что когда-нибудь между нашими народами будет братоубийственная война. Все это дело рук политиков. Они заставляют страдать простой народ. Нашим народам нечего делить. Война никому не нужна.

Слышали мы в Тбилиси и монологи иного плана. В основном со стороны молодежи, которая уже почти не говорит по-русски, зато свободно общается на английском. Молодые парни и девушки настроены к России в духе западной «демократии». Мол, зачем она сует свой нос в наши суверенные дела? Хотим дружить с Америкой и будем!

А вот люди постарше (от 40 и выше), наоборот, возмущаются политикой мирового гегемона. Дескать США «подставили» Грузию, специально поссорив ее с Россией. А выучившийся в Америке Саакашвили выполнил их волю.

Можно ли сегодня говорить о нормализации отношений между грузинами и осетинами, грузинами и абхазами? Увы. И дело даже не в войне, хотя ее последствия еще долгие годы будут определять отношения двух народов. Тому, кто был в этом заинтересован, удалось вбить огромный клин между этими народами всерьез и надолго, спровоцировав кровную обиду, которая на Кавказе забывается нескоро. Нигде не встретишь такого нежелания говорить о соседях, как в Грузии об осетинах или в Осетии о грузинах.

В российских и юго-осетинских СМИ, вспоминая о конфликте, говорят о преступной агрессии неадекватного «грузинского фюрера» или «галстукоеда». В грузинских — о вероломном нападении «империи зла» на молодую демократию. И ни малейшего намека на нормализацию отношений. Есть ли выход из этого тупика, сегодня не берется предсказать ни один политолог.

За всеми этим событиями усматривают «уши» Запада, поскольку все на постсоветском пространстве до недавних пор происходило в соответствии со сценарием «великого и ужасного» американского стратега, автора известной книги «Великая шахматная доска» Збигнева Бжезинского. Еще в 1999 году в своем выступлении по случаю присвоения ему «почетного гражданина Львова» этот человек заявил: «Украина для нас — это форпост Запада. Новый мировой порядок при гегемонии CША создается против России, за счет России и на обломках России». (Под Россией здесь подразумевался весь бывший СССР.)

Беглец от правосудия

Политические технологии сейчас средство востребованное и при правильном применении весьма эффективное. Можно с уверенностью сказать, что если не все, то большинство происходящих в мире процессов — результат политических технологий. Они могут быть применены ко всем без исключения, включая президента США (скандал с Моникой Левински) или директора — распорядителя Международного валютного фонда (Доминик Стросс-Кан). Они играют решающую роль в смене руководителей государств, что занимают недостаточно лояльную позицию по отношению к «оплоту мировой демократии».

Все произошедшие в мире цветочно-фруктовые бунты и зонтико-капюшоновые протесты — также результат более-менее результативного применения политических технологий. Относительно успешный их продукт — бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. Его восхождение на политический олимп осуществлялось постепенно, без резких движений, можно сказать, со студенческой скамьи, в соответствии со всеми разработанными стандартами и инструкциями.

То, что он действовал под чутким руководством Запада, подтверждает целый ряд визитов в Грузию высокопоставленных американских чиновников, призванных поддержать «молодого демократичного лидера», включая тогдашнего президента Буша-младшего, совершенных после поражения в конфликте. Сразу же за этим последовали военные реформы, в рамках которых в школах были вновь введены уроки военно-патриотического воспитания, отмененные в 2007 году.

А 26 декабря 2009 года на церемонии открытия нового здания управления Национальной гвардии Михаил Саакашвили заявил, что страна готова начать готовить резервистов для борьбы с врагом.

«Против Грузии ведется война, и нам угрожают каждый день, но враг не должен питать иллюзии, так как любая авантюра получит отпор от каждого военнослужащего, а также от каждого гражданина… Мы должны подготовить любого гражданина страны, в том числе и женщин, чтобы они были подготовлены и вооружены для оказания сопротивления врагу. Каждый город, дом, улица и семья должны стать оплотом сопротивления, мы все должны быть готовы к войне, — заявил он со свойственным ему красноречием. — Сто тысяч, двести тысяч, триста тысяч, а если понадобится, то и полмиллиона человек должны стоять с оружием в руках. У нас для этого достаточно автоматов, а боеприпасов даже более чем достаточно».

Сегодня этот человек — персона нон грата у себя на родине, где против него возбуждено сразу несколько уголовных дел. Его обвиняют в превышении полномочий при разгоне митингующих в Тбилиси 7 ноября 2007 года, причастности к разгрому телекомпании «Имеди», а также присвоении имущества покойного олигарха Бадри Патаркацишвили. Кроме того, Саакашвили, по данным прокуратуры, подозревается в организации избиения в 2005 году тогдашнего депутата грузинского парламента Валерия Гелашвили и убийства премьер-министра страны Зураба Жвания.

Апелляционный суд Тбилиси наложил арест на часть имущества экс-президента и членов его семьи — супруги, гражданки Нидерландов Сандры Руловс, матери Гиули Аласания и бабушки Мзии Церетели.

Отъявленный демократ покинул Грузию сразу же после инаугурации нового президента страны Георгия Маргвелашвили. И с тех пор не возвращался. В данное время он устанавливает демократию в Одесской области Украины и полностью игнорирует присылаемые запросы грузинской прокуратуры. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах