Дрифт не для тех, кто «дрейфит»
Каждый водитель со стажем испытывал то неприятное чувство, когда из-за каких-то внешних факторов колеса теряют сцепление с дорогой и машина, отправляясь в снос или занос, становится неуправляемой. Вытащил из заноса, сумел остановить автомобиль без происшествий — считай, что тебе повезло. Таков расклад типичного водителя, но не дрифтера.
Тут все в точности до наоборот, если машина не скользит, ты — юзер. Основная цель дрифтера — «сорвать» заднюю ось с дорожного полотна и как можно дольше оставаться в состоянии скольжения. Лишь тогда он получает чувство самоудовлетворения, а порция адреналина усиливает это чувство многократно.
На самом деле, дрифт — это весьма зрелищный вид спорта даже для тех зрителей, которые не разбираются ни в машинах, ни в гонках как таковых. Его можно сравнить с фигурным катанием на коньках — мастера расписывают каток воображаемыми узорами, вызывая восторг и овации. Но основа фигурного катания изначально подразумевает скольжение, чему способствует ледовое покрытие. В дрифте «фундамент» танца — сухой асфальт, и тут уже властвуют совершенно другие правила и законы.
И если фигуристу для скольжения достаточно сделать один толчок ногой, то для того, чтобы отправить в управляемый занос полуторатонный автомобиль, нужно разогнать его до 100-120 километров в час. Кто-нибудь пробовал на такой скорости дернуть ручной тормоз? Вряд ли. Даже на подготовленной трассе страшно представить, как от такого «фокуса» поведет себя авто. Но для профессионального дрифтера отлаженный рывок «ручника» — это вступительный аккорд, с которого и начинается его виртуозное выступление.
Кстати, вхождение в первую фазу заноса — это один из важнейших моментов в дрифте, ведь от того, как ты войдешь в поворот, под каким углом атаки, с какой скоростью и насколько точно, определяется «рисунок» первой декады выступления. Неточный вход или «заступ» за линию — снижение очков, слишком рано потянул «ручник» — риск остаться вне зачета, поздно — оказаться за пределами трека, что в итоге не позволит пройти квалификацию. На скорости 100 километров в час автомобиль за секунду проезжает 28 метров, так что тут момент принятия решения исчисляется ее долями.
В дрифте существуют два типа заездов: одиночные и парные. Победитель обычно определяется в нескольких заездах. В одиночных заездах судьи начисляют гонщику определенное количество очков в зависимости от скорости, траектории, угла заноса и зрелищности заезда в целом.
Кстати, на первый этап «D.visions в Казахстане» приехал Ярослав Проскунов, который является главным судьей RDA. В парных заездах первый участник должен проехать оцениваемый участок в соответствии с заданием (чаще всего, по максимально правильной траектории), задача второго участника — как можно сильнее приблизиться к своему сопернику во время движения в заносе, делать синхронные перекладки.
Для определения победителя совершаются два заезда, во втором правила те же, но противники меняются местами. Победителем является тот пилот, который проехал ближе и лучше, будучи «догоняющим». Также, если оба заезда были безупречными или количество ошибок обоих пилотов суммарно одинаковое, судьи могут назначить повторный заезд.
Казахстан и пятый элемент
— Сами по себе соревнования, прошедшие у нас, по-своему уникальны, — рассказывает пресс-секретарь «D.visions Казахстан» Владимир Кислицын. — Ведь «D.visions Казахстан» — это одно из отделений российской организации Russian Drift Alliance (RDA), которая образовала Континентальную дрифт-лигу. По сути, это разросшаяся организация, состоящая из пяти дивизионов, четыре из которых распределены по России (Восток, Запад, Центр и Урал), пятый дивизион — это мы, Казахстан.
В планах RDA — привлекать и другие страны постсоветского пространства, но это в будущем. Сейчас же прельщает то факт, что Казахстан — первый дивизион вне России, где проводятся соревнования.
Гонка собрала более 30 пилотов из Казахстана (Астана, Алматы, Караганда) и Кыргызстана (Бишкек). Соревнования по дрифту и раньше у нас проводились, но столь масштабные, с привлечением такого числа участников и зрителей (более 2000), впервые.
Собственно говоря, это не единичная акция, планируется расширять как список участников, так и развивать популярность этого вида спорта в Казахстане. В этом году «D.visions Казахстан» проведет еще три этапа соревнований, два из которых пройдут летом и один — осенью.
Другое ощутимое отличие этих гонок было в самой организации и привлечении солидных спонсоров. Так, ведущая в Казахстане сеть АЗС Helios подарила каждому победителю по 1200 литров бензина марки АИ-98. Собственно, это объем топлива, которого в повседневности может хватить на целый год беззаботных поездок по городу. А, как известно, чем солиднее призовые, тем более опытных и сильных спортсменов можно привлечь. В конечном итоге, этот фактор положительно сказывается на шоу как таковом, и зрители получают неописуемое зрелище, когда ближе к финалу лучшие из лучших показывают невероятное ювелирное вождение.
Соревнования «D.visions Казахстан» разделены на два класса — PRO и Challenger, где первый класс рассчитан на участие профессиональных спортсменов, второй — на начинающих. В классе Challenger судейский состав закрывает глаза на многие оплошности, но этот отдельный класс важен и нужен. Он создан для развития спорта и вовлечения новых спортсменов, а новичкам, как известно, нужно давать фору. Теперь попробовать свои силы и окунуться в атмосферу соревнований может почти любой желающий.
ГАЗель’ированные трюки
И без того наполненное эмоциями соревнование было дополнено шоу каскадеров в исполнении Василия Тарабанько, его сына Владимира и новой звезды — мотокаскадера Владислава Марченко. В качестве разминки каскадеры показали мастерство и филигранную технику вождения автомашин ВАЗ-2107. Кто бы мог подумать, что эти автомобили способны ездить на двух колесах и под руководством асов делать разворот в торможении на 360 градусов. Но крутились «Жиги», как накрученные юлы, без малейшего намека на переворот.
Чем дольше продолжалось шоу, тем в большее восхищение приходили зрители. Следующим трюком было «переобувание» авто на ходу. Тарабанько поставил машину на два колеса, и, пока машина находилась в движении, помощники открутили и выбросили два колеса, которые находились на весу. Показав зрителям «босую» «Ладу», они достали запасные колеса из багажника и прикрутили их на положенные места. Все это происходило в движении, пока машина двигалась торцом. Лишь только «обувшись», автомобиль уверенно встал на все четыре колеса и закончил выступление.
Другой трюк и вовсе можно назвать уникальным. Владимир Тарабанько смог поставить на два колеса малотоннажный грузовик «ГАЗель». Полноприводный «Соболь» в экипировке «Скорой помощи» проехал боком два круга. Все это действие сопровождалось включенными сиреной, проблесковыми маячками, а фоном лилась симфоническая музыка.
— Такого в мире еще никто не делал, — рассказывает в интервью заслуженный тренер Казахстана по автоспорту, каскадер международного класса Василий Тарабанько. — Даже в России, где и производится «ГАЗель», никто не проделывал такой трюк. Пытались многие, но смогли только казахстанцы. И потом — из-за вчерашнего штормового ветра и проливного дождя мы не проводили ни одной тренировки. Сегодня прогрели машины — и сразу на трассу.
Кульминацией трюкового шоу стали прыжки на автомобиле, а потом и мотоцикле. В помощь каскадерам был небольшой трамплин, который вкупе с правильной скоростью позволял преодолеть земное притяжение и перелететь через поперек стоящие автомобили. Начали с пяти машин, после каждого прыжка увеличивая расстояние. Так, «Жигули» Тарабанько перелетел через восемь машин, а Марченко на своем кроссовом байке преодолел 12 авто. Но и этого ему оказалось недостаточно, Владислав пошел на личный рекорд и сумел перелететь через 14 автомобилей. Во время исполнения этого трюка встали все: и зрители, и судья, и дрифтеры.
— Я совершенно недавно открыл для себя каскадерство как профессию, — говорит Владислав. — Мотокроссом я занимаюсь давно, но подобные выступления для меня что-то новое, что сильно нравится и притягивает. На тренировках я прыгал через 12 машин, но 14 — впервые, и на ваших глазах. Конечно, хочется большего, расти и увеличивать этот разрыв, но нужно тренироваться и готовиться к столь серьезным полетам.
— Какими видами спорта Вы увлечены?
— Мотокросс, ралли, шоссейно-кольцевые гонки — это те дисциплины, в которых я чувствую себя уверенно, четвертая — каскадерство, пока новая.
— Как Ваши родные и близкие относятся к столь экстремальному образу жизни?
— Переживают, волнуются, но поддерживают. Экстрим мне очень нравится, и с этим ничего не поделать. Упертая натура позволила мне уже сейчас получать призовые места, и это не может не радовать. Собственно говоря, зная, что со мной спорить бесполезно, родня одобряет мой выбор.
— Владислав, Вы только начали пробовать себя в качестве каскадера. Дальнейшие трюки будут связаны с мотоциклом или Вы планируете пересесть на машину?
— Нет, автокаскадеры уже есть, да и потом, моя стезя — это байки. Я с самого детства с ними вожусь, работа также связана с мотоциклами, поэтому вставать на четыре колеса я не хочу. Сейчас мое самое большое желание — попасть в команду Mobilex, чтобы постоянно выступать с такими именитыми каскадерами, как Тарабанько. Если будет принято решение и на следующий этап включить мотовыступление в программу каскадеров, то перечень трюков будет еще более насыщенным и интересным.
Нам есть, кем гордиться
Гонки подошли к концу, и по итогам Ярослав Проскунов неоднократно отмечал высокий уровень мастерства наших пилотов, а ему есть, с чем сравнивать. Были такие моменты, когда он стоя аплодировал, оценивая выступление гонщика. Было много фаворитов, но в этой дисциплине не может быть компромисса, и на первое место может подняться только один пилот. Так, все призовые места заняли алматинцы, и самое почетное место на пьедестале в классе PRO взял Александр Бочкарев на Nissan 200SX. Второе завоевал Вадим Лукьяненко на Nissan 200SX. Третье за Антоном Шарымовым на Subaru Forester.
В классе Challenger призовые места распределились следующим образом: 1-е — Александр Герасименко, Toyota Mark II (Алматы); 2-е — Виталий Ядришников, Toyota Mark II (Алматы); 3-е — Артем Данилов, BMW E30 (Астана).
Были и поощрительные призы для выделившихся спортсменов: «Лучший отжиг» — Борис Мачкалян, BMW E30; «Воля к победе» — Олег Бугреев, Nissan Skyline; «Лучший корч» — Андрей Иванов, Nissan 200SX; «Крэш дня» — Темур Ципурия, BMW E30.
Битва закончилась, и автолюбители и профессионалы отправились по домам и на тренировки продолжать жечь резину, ведь впереди еще не один этап, а биться есть за что.