МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Жители Казахстана переживают по поводу девальвации национальной валюты

Девальвация национальной валюты затрагивает каждого жителя страны

И потому парламентарии предложили законодательно обязать Нацбанк оповещать население перед каждой грядущей девальвацией тенге 

Девальвации - дело весьма болезненное. Как для рядовых граждан, мгновенно теряющих накопления (в инвалютном эквиваленте), так и для экономики, которой перестают доверять инвесторы.

Но главное - это отток капитала из страны. Так, за период медленной девальвации рубля в этом году из России утекло более 110 миллиардов долларов (до конца года ожидается, что сумма превысит 120 миллиардов), из них 25 миллиардов - это частные накопления. При этом значительные суммы потерял и золотовалютный запас РФ: валютные интервенции на бирже (для поддержания курса рубля) только в октябре составили около 27 миллиардов долларов. В отдельные дни сумма интервенций достигала 2,7 миллиарда, в том числе и под воздействием активизации оттока капитала из страны.

В общем, антирублевый ажиотаж никого до добра не довел. Правительство страны было вынуждено в начале ноября еще больше опустить курс национальной валюты, чтобы пополнить рублевый бюджет. Чтобы, как было тогда заявлено, было чем платить зарплаты и пенсии.

Впрочем, у нас ситуация с платежным балансом была тоже не ахти перед каждой из двух девальваций. Обесценив тенге, власти пополнили тенговые запасы страны, сохранив при этом золотовалютные резервы. Как неоднократно заявляли в Нацбанке оба “девальвационных” его главы, плавная девальвация ухудшила бы ситуацию в экономике. Как в России.

В общем, девальвация - палка о двух концах: с одной стороны, надо пенсии платить, с другой - не допустить потери валютных запасов и “сохранить лицо” перед инвесторами. Ну хотя бы попытаться.

Но, видимо, эти сложности экономики за счет простых граждан слишком сложны.

А потому член парламентской фракции “Народные коммунисты” Айкын Конуров предложил законодательно обязать Национальный банк Казахстана оповещать население о девальвации тенге. “Изменение курса национальной валюты влечет за собой серьезные социально-экономические последствия, оказывая воздействие не только на деятельность предприятий, но и на благосостояние населения, его сбережения и пенсионные накопления. Одномоментная девальвация позитивно влияет на отдельно взятые отрасли экономики, однако остальные отрасли и население не должны становиться заложниками их интересов”, - обратился депутат к премьер-министру.

И предложил “подготовить изменения и дополнения в законы о Национальном банке, о пенсионном обеспечении, о банках и банковской деятельности, о государственной накопительной системе, которые бы предусмотрели следующее: регламентацию основания для проведения одномоментного изменения курса национальной валюты, установление предельно допустимого порога для проведения одномоментной коррекции курса нацвалюты и порядок информирования населения и участников рынка, а также определение мер компенсации потерь в результате одномоментного снижения курса нацвалюты по долгосрочным банковским вкладам в нацвалюте, пенсионным накоплениям и образовательным, накопительным вкладам”.

По сути, заявление депутата - отражение недоверия населения к обещаниям властей индексировать все накопления (пенсионные, в первую очередь). Злость на инфляцию, которая сопровождает каждую девальвацию. И недоверие к собственной валюте в принципе.

“Несмотря на принимаемые меры по повышению доверия к национальной валюте, в том числе изменение ставок вознаграждения по вкладам, уровень сбережений в тенге остается беспрецедентно низким. Так, общая доля депозитов в иностранной валюте превышает 45 процентов, а по депозитам физических лиц - 55 процентов. Тот факт, что население страны предпочитает хранить свои сбережения в валюте иностранных государств, является тревожным сигналом”, - заявил мажилисмен. Стоит еще добавить к этому объемы хранения народных сбережений “под подушкой”, и картина становится совсем неприглядной.

Станет ли курсовая политика страны “четкой и прозрачной”, как того хочет депутат, или останется в монопольном ведении Нацбанка, станет ли Нацбанк, как уполномоченный орган, “обладать определенной степенью гибкости при проведении курсовой политики, чтобы оперативно реагировать на рыночные изменения”, - премьер-министр ответит депутату в течение месяца.

Комментарий “НП”

Впрочем, девальвация - это такое сложное явление, что мы рискнем назвать палкой даже не о двух, а о трех концах. Имеем здесь в виду то обстоятельство, что резкое падение курса тенге плохо только для рядовых граждан да, возможно, государства, национальная валюта которого при этом “теряет лицо”. Однако очевидно, что определенная группа лиц (и не последних в стране) благодаря девальвации только выигрывает. А именно - те высокопоставленные чиновники, которые единственно и знают о предстоящем изменении курса и, не исключено, извлекают из этого немалую финансовую выгоду.

Причем, заметьте, обманывают не каких-нибудь своих коллег-олигархов, а снимают сливки с денежных накоплений обычных казахстанцев. Всех.

Рискнем предположить, что именно эта финансовая выгода является подлинной причиной проводимых время от времени “внезапных” девальваций, а вовсе не забота о платежном балансе и т.п. Тем более что, как следует из данных, обнародованных депутатом, все декларируемые “плюсы” девальвации перечеркиваются соответствующими минусами. Якобы меньше капитала утекает за рубеж, но при этом население перестает хранить деньги в национальной валюте и вообще ей не доверяет (а в ее лице, следовательно, - и государству).

В общем, ничего не остается, как поддержать предложение уважаемого мажилисмена. Здесь, правда, возникает один вопрос. Если последуют поправки в законодательство, что Нацбанк должен будет предварительно оповещать население о девальвации тенге и регламентировать ее основание, то что ждет представителей регулирующего финансового органа в случае нарушения этой нормы? То есть если новый закон примут, а о девальвации, несмотря на это, вовремя не предупредят. Что ждет преступников и будет ли это вообще считаться преступлением? Сколько лет тюрьмы ожидает преступников? Что за это получит лично председатель Национального банка?..

Или, как всегда, дело ограничится тем, что его слегка пожурят и переведут на другую работу?

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах