МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Я люблю тебя, Дракула

Борьба со скукой как немецкая национальная особенность

В этот день порадовали меня рекламные ролики — в продаже появился новый дезодорант, и мебельный магазин «Икеа» предлагает оригинальные и красивые варианты ванных комнат и спален. И рекламируют эти вещи милые такие ребятки вполне очевидной ориентации.

Светлана Фельде

Вампиры-мальчики любили таких же девочек

Видать, в Германии началась новая волна лояльности к нетрадиционникам. Но что же делать, из песни слов не выкинешь. Короче, насладившись рекламкой, решила я чего посмотреть по ТВ. Ну, ненапрягающего. Может, все дело было в дожде, выматывающем и нудном, а посему восприятие было очень критическим, только почти все каналы показывали кинУ про однополую страсть.

Лишь на одном канале шел фильм про вампиров. Совершенно не мой вариант. Но, если честно, он меня устроил больше. Как-то все было по старинке, привычно: мальчики-вампиры любили вампирских девочек, короче, все как у самых стандартных людей. Тянет, знаете ли, с возрастом, к стандартности. Есть в ней что-то успокаивающее.

А потом показали немой вампирский фильм Штефана фон Ботмера. Геноссе Штефан — один из самых популярных музыкантов в Германии и исполнитель синхронного сопровождения к 500 фильмам. На его концертах побывало свыше 50 тысяч зрителей. О таком успехе уроженец Нижней Саксонии в свое время даже не мечтал. Немецкий музыкант — если верить критикам — доказал, что церковный орган пригоден для сопровождения немых фильмов, в том числе — о вампирах.

Фон Ботмер считает, что орган способен воспроизводить звуки преисподней... Маэстро никогда не сомневался, что его концерты подходят и для церкви. Ведь даже комедии, показанные в церкви, могут заставить верующих задуматься о моральных вопросах и о вечном. Как сказал один священник: для фон Ботмера, все, что связано с человеком, имеет то или иное отношение к церкви. Ну, не знаю, может, я не права, думая, что озвучивать органом фильмы о вампирах не есть хорошо. А может, просто погода в тот день была плохая и все мне не нравилось, кто знает.

Не школа ведьм — а имени ведьмы

Например, не совсем мне понравилось — простите за брюзжание, — что в последнее время по ТВ то и дело идут передачи о реабилитации ведьм. Нет, поймите меня правильно, реабилитация — дело правильное, но поймите и другое: Украина, Россия, сексменьшинства, вампиры и ведьмы — других тем, что ли, для телевизионщиков нет?

Иногда мне всерьез кажется, что нет.

В недавнем решении городского совета Кельна говорится о «принципиальном осуждении процессов над ведьмами и морально-этической реабилитации жертв». О какой-либо материальной компенсации, по понятным причинам, не может идти и речи. Практически невозможной представляется и формальная юридическая процедура пересмотра судебных решений многовековой давности, так как все процессы шли еще во времена Вильгельма Телля.

Городской совет подчеркнул, что город Кельн и прежде делал все, чтобы жертвы средневековых преследований не были забыты. Так, еще в 1988 году на городской ратуше была установлена скульптура Катарины Хенот, казненной когда-то ведьмы. Кстати, ее автором была Марианна Людике — кельн-ский скульптор. Она является отдаленным потомком ведьмы-почтмейстерши. Именем Хенот названы одна из городских улиц и средняя школа.

О реабилитации средневековых ведьм задумались всерьез (думать, что ли, больше не о чем?) около десяти крупных немецких городов. Кроме того, по мнению пастора Хегелера и других активистов, церкви также следует не только принципиально осудить деятельность инквизиции (что уже сделано), но и найти способ «индивидуального подхода» к судьбам жертв. Соответствующий запрос был направлен в Кельнскую епархию.

Для мюнхенского историка Ральфа-Петера Фукса, автора исследования о преследованиях ведьм в районе Нижнего Рейна, процесс реабилитации важен прежде всего как повод «вызвать у общественности интерес к важным событиям прошлого».

«Следует проанализировать этот исторический период и обратить внимание на то, с какой скоростью обыкновенный человек может оказаться в положении маргинала, изгоя, — подчеркивает историк. — Это история, на которой действительно следует поучиться — как и на истории ХХ века». А вот что правда, то правда. Изгоем даже в Европе стать проще простого, историк прав.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Во что бы то ни стало

Для этого (для того, чтобы попасть в изгои) достаточно совсем немного отличаться от местного населения. А кто отличается — известно. Выходцы из разных других стран — турки, иранцы, греки, афганцы, ну и, понятно, русские.

Естественно, мнение мое субъективно, многое зависит от личности человека, но в общем и целом факт остается фактом — русским и немцам найти общий язык не всегда просто. Подумалось об этом в очередной раз все в тот же дождливый день, когда после просмотра фильма о вампирах я наткнулась на передачу о сложностях интеграции выходцев из России.

Много у бюргеров к нам претензий. Например, немцы считают нас очень неулыбчивыми. Что правда, то правда. Я тоже так почти и не научилась приклеивать на физиономию «дежурную» улыбку. Лично мне более естественным кажется нормальное и спокойное выражение лица. Которое, увы, немцами воспринимается типа «бука».

Невозможно объяснить дорогим соплеменникам, что на самом деле у «русской улыбки» всего-навсего отсутствует одна важная функция, которая есть в улыбках практически всех народов мира — функция демонстрации вежливости. Наша улыбка — продемонстрировать личное расположение к человеку, которому она предназначена. Основное предназначение немецкой улыбки — изобразить все, что угодно, только не то, что чувствует человек на самом деле.

Барон Мюнхгаузен, призывавший всех улыбаться, призывал к этому своих соплеменников, как мне кажется, не напрасно. Подозреваю, что барону, совершенно нетипичному немцу, не нравились немецкие дежурные улыбочки. Кстати, немцы барона не любят, все время фыркают, если о нем вспоминаешь.

Немцы и русские по-разному воспринимают понятие «общение». Для русского общение — это разговор по душам, разговор на интересные обеим сторонам темы. Для немцев общение — приятное чирикание ни о чем. Так называемый светский диалог. Совершенно согласна с мнением немцев о нас: русские не видят смысла в светских беседах и предпочитают в них не участвовать. Русскому общение — это диалог на тему о смысле бытия, немцу — о том, сколько стоили креветки на рынке во Франции.

Естественно, при грамотном подходе разные культуры должны взаимообогащаться. Например, русским стоило бы поучиться у немцев серьезному отношению ко времени и законам, а немцам у русских — теплоте, доброте, гостеприимности и искренности. Но немцы, увы, чаще всего ничего у русских перенимать не собираются. И даже если вслух не говорят, то думают примерно так: вы сюда приехали, вам под нас и подстраиваться. А не подстроишься — быть тебе изгоем.

Релакс в монастырских стенах

Выдержать напряг каждодневной жизни не всегда просто. Иногда хочется закрыть двери и уйти в монастырь — об этом была очередная передача, увиденная мной в тот самый дождливый день. Хочется, кстати, этого не только грекам, иранцам и русским, хочется этого и немцам. Видимо, не спасает их от усталости вечная доброжелательная улыбка. Да и как спасти, если искренности в ней — ноль. Видимо, именно поэтому — дабы побыть самим собой — все больше немцев проводят выходные в... монастыре. Нервы у них на пределе.

Если верить статистике, то свыше 60 процентам немцев не хватает в жизни тишины, покоя, и они просто объелись разного рода информацией.

Ну да, так вот, не все бегут от этого на пляжи и к морям, иные бегут в монастырские стены. Например, недалеко от меня, в городке по соседству, почти в Кобленце, есть монастырь Аренберг. Про него передачку и показали. Я даже решила, что поинтересуюсь в турбюро ценами и как-то тоже проведу там пару выходных дней.

Несколько лет назад монахини доминиканского ордена, спасая монастырь от полного разорения, решили переоборудовать его в современный Welness-отель.

Рассказывает сестра Беатрикс: «С понятием Welness мы поначалу никак не хотели мириться, ведь внешняя красота для нас большой роли не играет, здесь речь идет об исцелении как души, так и тела. Каждый, кто желает отдохнуть у нас, может отдыхать, как пожелает: плавать в бассейне, заниматься спортом или, например, посещать медитативные курсы».

Курсы, предлагаемые хозяйками отеля, не противоречат уставу ордена доминиканцев, скорее наоборот. В монастыре-отеле широко используется и водолечение по методике Кнейпа. Особенность отеля — завтрак в комнате «тишины».

Гости, привыкшие жить по плотному графику, первым делом пытаются продолжить свой «график» и в монастыре. Поэтому монахини «координируют» распорядок дня своих подопечных, ограничивая число занятий спортом курсом оздоровительных процедур и различных других оздоровлений до четырех в день. Иначе это не отдых, считает руководство монастырского отеля.

Сами монахини, работающие в монастыре, также стараются избегать излишней суеты и нередко снимают напряжение в спортивном зале или оздоровительном центре.

Короче, мне понравилось.

Вот дождусь очередной порции дождей в выходные и поеду в монастырь.

Может, брюзжать перестану.

Кельн — Алматы.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах