Ботагоз Омар
Уже на протяжении последних нескольких лет в одно и то же время в преддверии уборочной в Казахстане начинается настоящий бензиновый коллапс. Не стал исключением и этот год. Первая волна об отпуске популярных видов бензина в ограниченном количестве прокатилась по южной столице, затем - по Уральску и Костанайской области.
Еще 1 августа представители Казахстанской топливной ассоциации (КТО) заявляли, что КМГО не справляется с объемами нефтепродуктов, которые закупаются у российских производителей.
Кроме того, еще одной причиной топливного кризиса они считают отсутствие регулирования оптового рынка. Предельные цены на пистолете устанавливаются только для розничных реализаторов, оптовики в этом плане могут действовать более раскованно. Так как АЗС не могут работать себе в ущерб, и возникают проблемы с обеспечением рынка.
В некоторых столичных АЗС бензин АИ-92, в отличие от проблемных регионов, есть в наличии, но отпускается только по пять литров на один автомобиль.
В то время, как, заверили в КМГО, тотального дефицита бензина в Казахстане нет. По данным компании, фактический объем ввоза бензина из РФ в Казахстан в июне-июле составил 43,2 тысячи тонн.
Представители компании считают, что одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке Казахстана является сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке Казахстана.
Текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах по состоянию на 15 августа составляют: в Алматы и Алматинской области - 20 050 тонн, Западно-Казахстанской - 2427 тонн, Костанайской - 8946 тонн.
“Вышеуказанных запасов бензина марки АИ-92 достаточно для обеспечения потребностей этих регионов в течение 7-10 дней. Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ Казахстана составляет 5,5-5,8 тысячи тонн, оснований для возникновения тотального дефицита в республике нет”, - говорится в сообщении компании.
В августе планируют поставить 10 тысяч тонн АИ-92, 15 тысяч тонн дизельного топлива и пять тысяч тонн АИ-95.
“Относительно текущей ситуации по дефициту нефтепродуктов в определенных регионах Казахстана в городах Уральске, Кокшетау, Костанае и Алматы сообщаем, что наблюдается значительный рост реализации в сети АЗС “КазМунайГаз” в связи с приостановлением продаж определенных видов топлива на частных АЗС”, - отметили в официальном сообщении КМГО.
Что касается обещанной модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, о которых говорится в государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 годы, то, по данным главного энергетического ведомства страны, она завершится в 2016 году.
Как говорил в апреле, выступая на правительственном часе в мажилисе, экс-министр ныне преобразованного Министерства нефти и газа Узакбай Карабалин, для комплекса ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в 2013 году доставлено все необходимое оборудование, предприятие начнет работать во втором полугодии 2014 года.
По проекту модерни¬за¬ции Павлодарского неф¬те¬хи¬мического завода за¬клю¬чен контракт на первый этап работ с компанией Rominserv, продолжается организация финансирования проекта. По Шымкентскому НПЗ одобрена стратегия ускоренной реализации проекта и перехода на инвестиционный этап, приняты решения по выбору генерального подрядчика и схеме финансирования, а также начаты строительные работы.
Ожидается, что после модернизации трех казахстанских НПЗ в 2017-2022 годы республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5.
Пока при прогнозируемом потреблении, равном 4,168 миллиона тонн, отечественные НПЗ в этом году могут произвести не менее 2,885 миллиона тонн бензина. Таким образом, импортируется не менее 1,2 миллиона этого вида топлива.
Аналогичная картина складывается и по дизельному топливу: при потреблении 4,946 миллиона тонн в республике будет произведено 4,194 миллиона. Поэтому импорт дизтоплива, как ожидается, составит не менее 750 тысяч тонн.
Астана