Ольга Шишанова
Такое опасение высказал секретарь секретариата Комитета агропромышленного комплекса Национальной палаты предпринимателей РК Бауржан Касенов. По его мнению, в агросекторе республики, несмотря на набранные темпы, до сих пор существуют определенные проблемы, связанные с агроклиматическими условиями. Ведь не секрет, что Казахстан находится в зоне рискованного земледелия, а это значит, что засуха, пыльные степные бури, саранча - вечные спутники казахстанских аграриев, несмотря на все применяемые ими мыслимые и не очень технологии.
Достаточно вспомнить период 2009-2011 годов, когда у аграриев, особенно в зерносеющих регионах, обнаружились серьезные проблемы с урожаем. В 2009/2010 году на полях разразилась засуха, а в 2011 году пусть и удалось собрать рекордный урожай - 27 миллионов тонн зерновых в чистом весе, но не весь удалось его сохранить - в тот год наблюдались случаи, когда собранное зерно попросту гнило под выпавшим снегом.
А значит, ни о каких деньгах, ни о каких проплатах за собранный урожай в те годы говорить не приходилось, что, собственно, и повлияло на своевременность возврата крестьянами кредитов, которые под 13 процентов годовых и выше они занимали на посевную и уборочную кампании у финансовых институтов. Например, только по различным программам АО “НУХ” КазАгро” их набралось на сумму более 100 миллиардов тенге.
Как бы там ни было, проблема оздоровления СХТП возникла не сегодня. К ее решению правительство подтолкнули многочисленные обращения крестьян, и наконец оформленное решение приняли в конце 2013 года.
Как рассказал управляющий директор “НУХ “КазАгро” Канат Жауымбаев, “эта программа нацелена на реструктуризацию, рефинансирование и пролонгирование сельхозтоваропроизводителями своих кредитов со снижением процентной ставки”.
При этом условия для аграриев составляют семь процентов годовых, субсидируемых со стороны государства, а общий срок кредита может быть пролонгирован до девяти лет. Одновременно с крестьянина обещают списать все штрафы и пени по этому кредиту и предоставляют возможность льготного периода до двух лет. Воспользоваться этим могут практически все СХТП, даже те, “у кого дела идут не совсем хорошо”. Однако, напомним, что эти правила пересмотрели и внедрили совсем недавно, буквально в мае этого года.
Кроме того, хотя сегодня в программе оздоровления и заложено 300 миллиардов тенге, по словам Бауржана Касенова, в свое время провели аналитическую работу, на основе которой указывалось, что потребность в оздоровлении отрасли АПК - не менее 500-700 миллиардов тенге, то есть сумма в два раза большая, чем та, которая озвучена сегодня.
По логике вещей напрашивается вопрос: почему, если ранее предполагалось, что требуется никак не меньше полутриллиона тенге - провели определенные расчеты, подсчитали примерное количество нуждающихся в этих деньгах аграриев - оказалось выделено всего 300 миллиардов, пусть и коммерческих, а не бюджетных средств? Ведь их может не хватить.
Однако даже эти деньги могут остаться неосвоенными. Как правило, чиновникам или местным исполнительным органам это не нужно. В качестве примера можно привести южные регионы республики, откуда сегодня, несмотря на востребованность Программы финансового оздоровления субъектов АПК, к ней не наблюдается никакого интереса, что организаторы программы связывают с недостаточной информированностью крестьян теми же акимами на местах. Да и финансовые институты не спешат проявлять активность в кредитовании аграриев, прекрасно сознавая все риски.
Запросы, пусть и медленно, поступают только от аграриев трех основных зерносеющих областей - Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской.
Между тем не следует сбрасывать со счетов и опасения самих крестьян, которым уже приходилось сталкиваться с неработающими программами, “благодаря” которым СХТП становились банкротами.
Пока на сегодняшний день одобрили только 217 заявок на общую сумму 169,4 миллиарда тенге, хотя и сроки, и финансовые средства у нынешней Программы финансового оздоровления субъектов АПК ограничены до конца текущего года.
Астана