Между тем Азими считает, что талибы не способны контролировать всю территорию страны, а потому провокационных действий стоит ожидать только в восточных провинциях Афганистана, граничащих с Пакистаном. Да и там, заверил генерал, афганские силы безопасности готовы противостоять нападению.
На прошлой неделе ситуацией в Афганистане озаботились и казахстанские политические диагносты. На заседании в алматинском Институте политических решений (ИПР) российский политолог Александр Князев попытался ответить на следующие вопросы: повлияет ли на безопасность Казахстана и всей Центральной Азии вывод американского военного контингента и как изменится расстановка сил в регионе?
В апреле 2014 года в Афганистане пройдут очередные выборы президента. Действующий глава государства Хамид Карзай уже объявил, что не будет баллотироваться на новый срок и с удовольствием останется экс-президентом. Он также заявил, что лидер движения "Талибан" мулла Омар сможет выдвинуть свою кандидатуру и "дать афганцам возможность голосовать за него или против него". Опровергает штампы и Князев.
– Я давно говорю, что талибы – одна из важных политических сил Афганистана, с которой нужно считаться и разговаривать, – считает координатор региональных программ Института востоковедения Российской академии наук. – Недавно я разговаривал с одним бизнесменом, который живет в Казахстане, а работает там. Он мне сказал такую фразу: новый президент Афганистана пуштуном (племена пуштунов составляют 55% населения Афганистана; также значительная их часть сосредоточена на территории Пакистана. – Т.А.) не будет. Я ему отвечаю: президент же не может не быть пуштуном? Тогда будет два президента, рассуждает он. Поэтому здесь надо говорить не о позитивном развитии, а о тех угрозах, которые Афганистан несет для нашего региона. За 10 лет присутствия западной коалиции главная из угроз – наркотики. Их производство выросло в разы. Второе – террористическая угроза. Сегодня группировки свободно располагаются на территории Афганистана, даже при полном присутствии Пентагона и НАТО. А что будет, когда их контингент сократится? За 10 лет в Афганистане не созданы настоящие и эффективные силы безопасности, а потому вывод западных войск подразумевает еще большую конфронтацию этого пространства.
Между тем
<p>Афганистан занимает одну из верхних строчек в печальном списке стран с самой высокой детской смертностью и одну из самых низких – по уровню жизни населения. C 1978 года в стране непрерывно идет гражданская война, царят голод и безработица, а также ежегодно выращивается несколько тысяч тонн опия-сырца. Месяц назад в Алматы участники "Стамбульского процесса" тоже искали пути решения афганской проблемы. В город прибыли главы внешнеполитических ведомств 11 региональных государств, министры и представители различных международных организаций. Как отметил глава нашего государства, "мировому сообществу важно всецело поощрять развитие межафганского диалога". – Поддержку должны получить те силы, которые демонстрируют готовность к установлению в Афганистане мира и порядка, – сказал президент Н. Назарбаев. – При этом важным является расширение сети железных дорог вокруг и внутри Афганистана, чтобы наши страны были связаны транспортными магистралями, что является основным моментом сотрудничества в регионе.</p>Афганистан – учебная база для террористов, напомнил Князев. Сегодня на территории этой неспокойной страны базируются различающиеся по этническому признаку религиозные экстремистские группировки. Но ведь ислам не имеет национальности…– Для чего это делается? – рассуждает политолог. – Я вижу только два мотива: облегчение управления и подготовка к действиям на территории собственной страны.
Облегчить "афганский синдром" можно только через усиление своих и чужих рубежей, уверен Князев. В частности, странам Таможенного союза стоит побеспокоиться за таджикско-афганскую и таджикско-кыргызскую границы. За Узбекистан, которому многие эксперты прочат радикализацию в 2014 году, переживать не стоит, говорит он:
– Позитивного развития не будет, и на сегодняшний день с точки зрения безопасности Казахстану и России нужно срочно решать вопрос взаимодействия с Кыргызстаном и Таджикистаном. Узбекистан вышел из ОДКБ, но я думаю, что за ту часть границы можно беспокоиться значительно меньше: она небольшая, узбеки ее просто заминируют, и граница будет на замке… Да она и сейчас, наверное, заминирована. Гораздо сложнее таджикский участок и дальнейшая прозрачность получающегося коридора между Китаем и Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. А там уже и выход на Таможенный союз. Поэтому Казахстану, Беларуси и России нужно стремительно решать вопрос: как быть с Кыргызстаном и Таджикистаном? Их надо максимально вовлекать в деятельность ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и укреплять границы через Таможенный союз… Либо, если не умеете и не получается, отказываться и строить границу на реке Шу.
Цитатник
Искандер Аманжол, журналист-афганист:
– Приближается 2014 год. Эта дата станет рубежной для многих. Сейчас аналитики, эксперты и политики ломают голову над тем, что же произойдет в Афганистане, потому что, во-первых, Афганистан называют сердцем Азии, а во-вторых, многое в нашем регионе зависит от того, насколько будет стабильна эта страна. Я занимаюсь Афганистаном с начала 2000-х годов, посещал его не один раз и пришел к выводу, что многое из того, что пишут о "Талибане", не соответствует действительности… Мировые СМИ изображают "Талибан" как нечто черное и не способное к каким-либо изменениям. На самом деле "Талибан" – это объективная реальность, которая возникла из двух факторов. Первое – это пуштунский ответ на модернизацию страны: когда основная масса населения неграмотна, эта модернизация становится убийственной. И второе – это ответ на захват власти нацменьшинствами. Вот две побудительные причины, которые и привели на политическую сцену это движение.
Существует очень много вещей, о которых мировая пресса предпочитает не упоминать. Скажем, на последнем этапе своего правления "Талибан" позволил женщинам выходить из дома без сопровождения мужчины, присоединился к празднованию 8 Марта и разрешил женщинам управлять автомобилем. Это говорит о том, что "Талибан" несколько иной.
В Кабуле мне рассказывали, что если сейчас к власти придет "Талибан", это будет "Талибан" в галстуках.
Эндрю Сигарс, директор отдела стратегии и координации программ USAID в Казахстане:
– Будущее Афганистана напрямую зависит от сотрудничества и взаимоотношений с его соседями. Эти взаимоотношения помогут стране бороться со многими негативными вещами, такими как торговля людьми и наркотрафик.
Во что верят США касательно будущего Афганистана? В этом вопросе США полностью поддерживают мнение международного сообщества. Стабильный и процветающий Афганистан возможен только в стабильном и процветающем регионе. Мы видим это в рамках программы нового Шелкового пути, которая была объявлена госсекретарем Клинтон. Это создание экономических коридоров, которые позволили бы соединить основные экономические сектора – сельское хозяйство, полезные ископаемые и мелкое производство. Именно интеграция с южными районами Азии помогла бы поднять экономическую интеграцию в регионе в целом.