МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Полицию не обманешь

Сотрудники алматинского УДП нашли "противоядие" от ввоза киргизских машин в Казахстан

В прошлом номере мы рассказали о том, как отечественные водители, обалдевшие от выросших на порядок пошлин на ввозимые в Казахстан машины, нашли три сравнительно честных, по их мнению, способа гонять авто из Киргизии, при этом вроде бы не нарушая закон (см. "Развод по-киргизски", "МК в Казахстане" от 17.08.2011). Безудержный наплыв автомобилей из соседнего государства всерьез обеспокоил дорожных полицейских (похоже, пока только алматинских). Увеличение количества нарушений ПДД владельцами киргизских машин, а самое главное – невозможность найти и привлечь к ответственности этих нарушителей не могла остаться без реакции рыцарей свистка и жезла. И она не замедлила последовать.

Фото: Тимур БАТЫРШИН

Аналитики Управления дорожной полиции ДВД Алматы перелопатили законодательство в поисках "противоядия". Как оказалось, документы, что выдают их киргизские коллеги при переоформлении автомобилей, у нас недействительны.

– Мы установили, что 85 процентов машин с киргизскими номерами в Алматы управляются казахстанцами, – рассказал сотрудник дорожной полиции майор Еркин утегенов. – И большинство их в качестве регистрационного документа на автомобиль предъявляют технический талон. Но, согласно Венской конвенции о международном движении 1968 года, к которой присоединился и Казахстан, водитель, участвующий в международном движении, обязан иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС).
 
Киргизские же автомобили, продолжает майор Утегенов, попали к нам хоть из ближнего, но всё же зарубежья. А значит, подпадают под действие Венской конвенции, и движение на них является "международным". И чтобы не иметь проблем со стражами правопорядка, их владельцам нужно отправиться в ближайший отдел дорожной полиции и поставить машину на временный учет – "со всеми вытекающими" в виде получения СРТС и казахстанских госномеров. Только в этом случае в документе будет отметка, что он действителен до момента вывоза авто за пределы страны. А эта дата оговаривается в таможенной декларации, которую водитель заполняет при пересечении киргизско-казахстанской границы. Однако все эти меры носят временный характер (по закону граждане государств – членов Таможенного союза могут ввозить автомобили для личного пользования, зарегистрированные на территории других стран, на срок не более шести месяцев). И такую процедуру периодически придётся повторять, пока не надоест. Но дело здесь не только в формальностях. 
 
Незнание закона  не освобождает  от ответственности 
 
– Только за последний месяц владельцами машин с киргизскими номерами в Алматы было допущено более полутора тысяч нарушений ПДД, – пояснил другой представитель дорожной полиции – подполковник Мухтар Бисенов. – Из них девять человек были задержаны в состоянии алкогольного опьянения. 
 
Наказать, по словам полицейских, удалось далеко не всех. Штрафы заплатили лишь те, кто сразу же после нарушения имел беседу с инспектором. А вот камеры видеонаблюдения и уличные фоторадары оказались бессильными, поскольку установить фамилии и адреса обладателей зафиксированных ими автомобилей с иностранными желтыми номерами, начинающимися на KG, просто невозможно: их нет в базе данных нашей полиции. Это значит, что мимо "спанджбобов" (это такой жёлтый квадратный фоторадар) они могут пролетать со свистом и даже улыбнуться в камеру, твёрдо зная, что им за это ничего не будет. В качестве примера можно сказать, что в Алматы с начала года видеорадары зафиксировали более трёхсот нарушений ПДД, совершённых водителями машин с киргизскими номерами. Общая сумма штрафов за эти нарушения должна была составить порядка семь миллионов тенге. А взыскали всего лишь восемьсот тыс. тенге. Но это ещё полбеды. Куда хуже, говорят дорожные полицейские, если такие машины скрываются с места ДТП или используются при совершении преступлений.
 
Разумеется, долго так продолжаться не могло.
– Согласно закону о безопасности дорожного движения, любой автомобиль, ввезённый на территорию Республики Казахстан на период более двух месяцев, подлежит обязательной регистрации в дорожной полиции, – продолжил Мухтар Бисенов. – Но до сегодняшнего дня никто из тех, кто пригнал машины из Киргизии, этого не сделал.
 
В минувшую пятницу, 19 августа, дорожные полицейские Алматы провели первый специальный рейд по проверке машин с киргизскими номерами, поучаствовать в котором пригласили и наших корреспондентов. Оказалось, их в городе уже столько, что только за первый час работы "тормознули" шестнадцать таких авто. То, что их автомобили подлежат регистрации в дорожной полиции, все остановленные водители слышали впервые. И заявление дорожных полицейских, что машины теперь отправятся на штрафную стоянку, у всех вызывало лёгкий шок.
 
– Я езжу с тем, что мне дали. Я ведь не могу требовать больше, – тихо возмущался владелец купленной в Киргизии машины Марат Карменов. – Все законные платежи я заплатил.
– Этот документ не дает вам права эксплуатировать машину на территории Республики Казахстан, – твердил неумолимый инспектор, тыча пальцем в технический талон.
– Но ведь таможенники пропустили меня через границу…
– Вашу машину пропустили как временно ввезенное транспортное средство. Но по нашим законам оно подлежит регистрации. Вы этого не сделали. Если вы совершите ДТП или преступление, мы не сможем вас найти, – и такой разговор повторялся с каждым задержанным водителем. 
 
Всех – на штрафстоянку! 
 
– Отныне эта работа будет проводиться постоянно, – говорит Мухтар Бисенов. – Появилась тенденция роста нарушений ПДД водителями машин с киргизскими номерами. А мы не можем повлиять на ситуацию, так как не знаем, кто управляет машиной. Поэтому с сегодняшнего дня (19 августа. – А.Е.) все автомобили с киргизскими госномерами на желтом фоне будут водворяться на штрафные стоянки до устранения нарушений. Если водитель не зарегистрировал ввезённое транспортное средство в дорожной полиции, это расценивается как управление транспортом без регистрационных документов. И в соответствии со статьёй 470 КОАП РК наказывается штрафом в размере пять МРП (7560 тенге. – А.Е.).
 
– А если на машине установлены не желтые, а белые киргизские госномера?
– Здесь ситуация несколько другая. Этими автомобилями управляют граждане Киргизии. Пересекая границу, они заполняют соответствующую декларацию, на основании которой управлять ими могут только они.
– А казахстанцы могут на них ездить по доверенности?
– Могут, но при условии уплаты таможенных платежей и налогов. Но в этом случае также обязательна регистрация на определённый срок в дорожной полиции, по истечении которого автомобиль подлежит вывозу за пределы государства.
– Но почему в таком случае таможенники не разъясняют это автовладельцам при пересечении границы?
– Таможенники работают по своему кодексу и за безопасность дорожного движения не отвечают. У них нет оснований их не пропускать.
 
В общем, так обрадовавшая было казахстанских автовладельцев лазейка в таможенном законодательстве с каждым днем становится всё уже. И, возможно, вскоре вовсе прикроется. Как ни крути, а как минимум два из трёх способов, описанные в прошлом номере нашей газеты, уже не дают возможности стать полноправным хозяином автомобиля, купленного в Киргизии. Ведь для этого автомобиль должен пройти полную таможенную очистку, что многим просто не по карману. И если машину с левым рулем теоретически растаможить возможно, то с праворульками здесь полная засада. Их ввоз, как известно, на территорию Казахстана запрещен.
 
– Если в первый раз можно въехать на шесть месяцев, на какой срок можно завезти машину во второй раз? И сколько раз можно выезжать и заезжать?
– Это вопрос к таможенникам, – говорит Еркин Утегенов. – Они дают разрешение на ввоз и устанавливают сроки. Наше дело – зарегистрировать эти машины и взять их на учёт.
 
То есть в этом случае как минимум два раза в год придется ездить туда-сюда и каждый раз "разводить" с государственными органами обеих стран. Что касается "ведра с болтами" (напомним, это ещё один "финт ушами", когда машину ввозят из-за границы, а в Казахстане покупают такую же модель в "убитом" состоянии по дешёвке; затем поэтапно меняют кузов, двигатель и т.д., их замену регистрируют в дорожной полиции – и фактически получается новый автомобиль. – А.Е.), то эта хитрость еще действует. По словам полицейских, они пока не могут доподлинно установить, каким образом кузов или двигатель попал в страну: приехал на колесах или был действительно завезён в качестве запасной части. Но мы считаем, что это дело времени.
 
– А как так получается, что кузов заезжает в Казахстан в качестве автомобиля, а хозяин предъявляет декларацию о растаможке его как запасной части?
– Опять же вопрос не к нам, – ответил Еркин Утегенов. – Человек приносит  документы, на основании которых мы производим регистрацию замены кузова. А как он их получил – не наша забота.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах