Если нет справедливости реальной, найди ее в сети виртуальной
Можно бесконечно долго рассуждать на тему того, что интернет в общем и различные социальные сети в частности «калечат» человеческое сознание, захламляя его потоком бесполезной информации, но есть в нем и свои достоинства. Именно эта повсеместная вовлеченность в многочисленные мессенджеры и соцсети позволяют информации распространяться моментально, причем не в рамках района или даже города, а в масштабах страны и за ее пределами.
Посредством интернета любые «неудобные» для некоторых людей сведения превращаются в то самое «шило в мешке», которое не утаить.
На днях произошел вопиющий случай, который нельзя оправдать ни состоянием алкогольного опьянения, ни какими-то другими отговорками, списывая на влияние которых, некоторые несознательные граждане зачастую пытаются снять с себя хоть какую-то часть ответственности. Речь идет о факте вандализма, который случился в ночь с 21 на 22 мая: неизвестные осквернили Монумент славы, расположенный в Алматы в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, закидав его сырыми яйцами.
Что это было: простое хулиганство молодежи, не знающей своей истории. Быть может, подростки, пытающиеся таким образом самоутвердиться перед сверстниками или четко спланированная акция разжигателей розни с фашистскими замашками? Во всяком случае совершить свое деяние днем им не хватило смелости, ведь, по убеждению работников, следящих за порядком в парке, вечером мемориал был чист, а наутро его уже забросали яйцами.
Возможно, эта ситуация так и осталась бы незамеченной, если бы не бдительность и глубокое чувство долга перед родиной одного из алматинцев. Факт вандализма был зафиксирован примерно в восемь часов утра — время, когда сотни людей проходят мимо монумента, и лишь один из них — Иван Агеев — оказался неравнодушен к произошедшему.
Со слов очевидца (Ивана), работница по уборке уже собиралась приступить к своим прямым обязанностям и хотела смыть с Мемориала славы остатки яичной скорлупы и прочий мусор… Но Агеев остановил ее, чтобы попытаться пролить хоть какой-то свет на сложившуюся ситуацию. Но, даже вызвав полицию, сдвинуть вопрос с мертвой точки тогда так и не удалось...
Серьезная волна возмущения поднялась после того, как Агеев разместил эту информацию в социальных сетях. Причем критика посыпалась не только в сторону неизвестных вандалов, но и по отношению к органам власти. В некоторых СМИ прошла информация о том, что полицейские отказались принимать у Агеева заявление, что только накалило обстановку.
Ситуация начала обрастать слухами и требовала четкого разъяснения, что вкупе с самим происшествием и стало поводом для проведения 24 мая экстренной пресс-конференции.
Опомнитесь, это не Арбат
Несмотря на то, что тема была предана огласке не сразу, сама ситуация послужила стартером, позволившим поднять наверх целый ряд пограничных вопросов, позволяющих предположить, что инцидент не случайность и баловство, а, увы, закономерность.
Президиум на конференции составили Айгуль Байкадамова — внучка генерала Ивана Панфилова, Алибек Шапенов — первый секретарь Алматинского горкома Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК), Вячеслав Артемьев — председатель Совета ветеранов Алматинского горкома КНПК, Иван Агеев — очевидец происшествия.
В качестве первого спикера выступил Шапенов, подчеркнув в своем монологе, что важно чтить память о людях, которые заплатили за наше мирное небо своими жизнями. Сам же произошедший факт вандализма посчитал ничем иным, как пощечиной всем казахстанцам, также высказав свою точку зрения об «однобоком» видении случившегося со стороны правоохранительных органов.
— Вопиющий случай вандализма, произошедший в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, стал публично известен благодаря неравнодушному горожанину. Но это правонарушение не было оформлено должным образом полицией города Алматы, — считает Шапенов. — Вандализм, особенно проявляемый в отношении памятников, мемориальных комплексов и могил, остро воспринимается всем нашим обществом.
В ходе войны погибли десятки миллионов советских людей. Около 1,2 миллиона казахстанцев героически бились на полях сражений, не жалея своих жизней. А подвиг Панфиловской дивизии не может не вызывать уважения и преклонения перед нашими дедами — героями ВОВ. Осквернение мемориала — это прежде всего пощечина всем казахстанцам — наследникам победы, доставшейся великой ценой: более 600 000 казахстанцев так и не вернулись к своим близким.
— Какими бы мотивами ни руководствовались осквернившие памятники — это преступление! — сказал представитель компартии, — мы уверены, что те, кто осквернил памятник, делали это намеренно. Подобное действие характеризует одну из самых страшных черт общества — фашизм. В нашей стране этого быть не должно! Коммунисты требуют добиться установления личности вандалов и применить к ним наказание согласно действующему законодательству РК.
Представители КНПК считают, что именно неотвратимость наступления ответственности за акты вандализма вкупе с другими мерами должна стать профилактикой неуважительного отношения к истории страны.
Следующее слово взял Агеев, что и позволило расставить все точки над «i». Он не только подробно рассказал, как все происходило, но и призвал к большей бдительности жителей и гостей города.
— Я хотел бы обратиться к согражданам и гостям Алматы: важно понимать, что Мемориал памяти — это в первую очередь памятник культуры и истории, но никак не место для развлечений. Я и раньше пытался призвать к этой проблеме, но безрезультатно. Теперь, на волне общественного резонанса, у меня появилась возможность повториться: многие люди не понимают значимости Монумента славы, позволяя себе сидеть или лежать на нем. Некоторые родители сами ставят детей ногами на лабрадорит лишь для того, чтобы сделать красивую фотографию, сами не осознавая, они прививают своим детям неуважительное отношение к героям, павшим в период ВОВ. Акимату следует обратить внимание на этот момент, ведь наверняка подобные инциденты случались уже не один раз. Как минимум, нужно поставить пост полиции, но, вероятно, правильным решением мог бы стать монтаж ограждений.
Также хочу отметить, что к сотрудникам полиции у меня претензий нет. И та информация, которая выходила в некоторых СМИ о том, что у меня не хотели принимать заявление, — это клевета. Я его не написал, следовательно и принимать было нечего.
На самом деле ситуация получилась неоднозначной, ведь, с одной стороны, Иван сам не подавал заявление, с другой, по утверждению Шапенова, дело должны были завести по факту совершения акта вандализма независимо от третьих лиц. Забегая вперед, скажу, что после конференции Агеев все-таки пошел в полицию и написал заявление, следовательно уголовное дело было заведено, а меры и все сопутствующие розыскные мероприятия будут проведены.
Так рождаются манкурты...
Мемориал с его массивными элементами поражает своим величием уже несколько десятилетий, он является достопримечательностью не только Алматы, но и всего Казахстана. Однако, как рассказала в интервью Байкадамова, в последние годы Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев постоянно находится под прицелом и прессингом разных личностей, пытающихся если не стереть монумент с лица земли, то хотя бы «перекроить» его облик по-своему.
— Это последняя точка в деле осквернения Мемориала славы, — считает Айгуль Байкадамова. — Сначала все происходило на словах: накануне 70-летия формирования Панфиловской дивизии вышла статья о том, что общественность требует переименовать парк, дав новое название имени Бауржана Момышулы. Дальше — больше! Перед 9 мая выпускается теперь уже скандально известный журнал, посвященный 125-летию Адольфа Гитлера. Потом требовали снять с монумента надпись: «Велика Россия, отступать некуда — позади Москва!», приводя в оправдание сомнительный довод: «Причем тут Россия, мы казахстанцы…». Здесь нельзя забывать, что речь идет о великой войне, и в то время были одна страна, единый народ, были одна война и общая боль. Если мы начнем нарушать этот принцип, объединяющий наши народы, то страшно представить, к каким последствиям это может привести… Позднее парк вновь пытались переименовать и даже предложили снести памятники панфиловцам!
Перед нами, наследниками Победы, стоит цель: оберегать память о героях и не допускать таких фактов. На протяжении десяти лет мы неоднократно обращались в различные инстанции, в том числе и в акимат, предоставляя план мероприятий по охране Мемориала славы. Сотни камер видеонаблюдения были поставлены по всему городу, но средства для установки одной-двух в парке почему-то не нашлось. (К слову, по данным ДВД Алматы, по состоянию на июль 2016 года в Алматы установлено более 64 000 видеокамер. — Прим. ред.). Мы предлагали сделать ограждение в виде цепей, окантовывающих зону вокруг Вечного огня. Понятно, что с каждым поколением подвиги солдат — героев ВОВ уходят все глубже в историю. В действительности сейчас молодежь может и неосознанно вести себя так из-за банальной неосведомленности. Не в наших силах заставить каждого читать книги, но можно поставить одну информационную табличку с правилами поведения на мемориале. Эти примитивные меры позволили бы избежать целого ряда инцидентов. Но ни по одному из этих пунктов добиться продвижения не удалось.
Самое страшное, что теперь мы наблюдаем действие: именно так рождаются манкурты — люди, утерявшие историческую память и духовные ценности. На самом деле это опасная тенденция, и не обращать на нее внимания просто нельзя! Так считает внучка легендарного генерала Панфилова.
Конечно, сейчас не Средневековье, и не стоит организовывать публичную «казнь» тех, кто сделал селфи, пусть даже оставив отпечаток подошвы на плите мемориала. Но вандалов найти и привлечь необходимо! Ведь они забросали яйцами не парковую аллею и не брусчатку на территории мемориала, а плиту с надписью «601 011 казахстанцев пали смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны», показав тем самым свое отношение к священной памяти об этих людях.