Поведение Бишкека все больше напоминает примитивный шантаж

Президент Кыргызстана сделал ряд весьма шокирующих заявлений

Якобы членство Бишкека в Евразийском экономическом союзе — вынужденная мера. К тому же в 2010 году «Казахстан устроил блокаду» своему соседу и она, блокада, якобы привела... к человеческим жертвам. Подобный демарш со стороны братского Бишкека весьма удивил казахстанцев. Особенно, если учесть объем дружеской поддержки, которую в последнее десятилетие получала соседняя республика от нашей страны.

Президент Кыргызстана сделал ряд весьма шокирующих заявлений

Так где они —жертвы?

Итак, на днях в интервью телеканалу «Евроньюс» президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, отвечая на вопрос журналиста о том, насколько выгодно его стране пребывание в Евразийском экономическом союзе, внезапно высказался и о Казахстане:

— Нам надо с кем-то торговать, нам надо как-то работать с соседями. Если бы мы не вступили в Евразийский экономический союз, нам просто грозила блокада. В 2010 году, когда Казахстан нам устроил блокаду на 1,5 месяца, у нас даже были человеческие жертвы. Такое было, потому что блокада — это плохая вещь.

Казахстанский МИД после такого заявления просто опешил и сообщил, что ждет объяснений от киргизской стороны относительно данного высказывания президента страны. Конечно же, недоумение вызвали «человеческие жертвы», и казахстанская сторона хотела бы узнать — откуда они взялись и в чем вина в этом Астаны? В итоге МИД Республики Кыргызстан все же дал разъяснение слов президента страны.

Напомним, что так называемая «торговая война», о которой упоминает в своем интервью киргизский президент, — это результат очередной революции в Кыргызстане, когда был свергнут президент Курманбек Бакиев и к власти пришла Роза Отунбаева. Случилось это в апреле 2010 года. Тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев весьма жестко воспринял новую силовую смену власти у соседей. В своем выступлении в конце апреля того же года президент Назарбаев назвал эту новую революцию в Кыргызстане «разбоем».

Однако на публичное обращение ряда видных деятелей Кыргызстана с просьбой открыть границу Назарбаев не дал никакого публичного ответа. Массовые беспорядки, мародерство, межнациональные столкновения и угроза перетока бунтовщиков и криминального элемента за пределы страны побудили соседние государства закрыть границы с Кыргызстаном.

И здесь необходимо отметить — речь идет не только о Казахстане, границы временно закрыл и Узбекистан. Закрытие границ было предусмотрено как для передвижения граждан (из-за опасения нелегального потока мигрантов), так и для передвижения товаров (тогда говорилось о большом скоплении огнестрельного оружия на киргизской стороне).

Как же так получается, что спустя годы по поводу жертв революции Атамбаев обвиняет именно Казахстан?

События в тот год развивались следующим образом. Спустя пару месяцев после закрытия границы Астана открыла три из двенадцати пограничных переходов. А в августе 2010 года открыла уже почти все пункты пропуска. Но лишь на тех участках границы, где киргизская сторона полностью контролировала ситуацию и гарантировала соблюдение всех таможенных и пограничных процедур.

В то же время именно Казахстан ходатайствовал перед комиссией Таможенного союза о том, чтобы товары, произведенные в Кыргызстане, завозились по нулевой ставке, без уплаты пошлины.

Единственным условием для Бишкека было налаживание лицензирования и сертификации продукции местных предпринимателей, чтобы предотвратить проникновение на территорию ТС товаров из третьих стран по ставкам этого союза. То есть беспошлинно. Более того, Астана, несмотря на временный запрет экспорта ГСМ, поставляла киргизским фермерам дизельное топливо.

Ты помогай, и тебя же назовут эгоистом

Надо заметить, что помимо этой ситуации Казахстан вообще весьма часто выступал гуманитарным донором для соседнего государства.

Однако другие аспекты торговых взаимоотношений Бишкек также предпочел почему-то назвать «торговой войной». Так, вступление Кыргызстана в ЕАЭС предполагает обязательство для Бишкека соблюдать нормы и правила этого экономического союза. «Дорожная карта», которую разработали для приведения законодательства Кыргызстана в соответствие с нормами ЕАЭС, выполнялась с нарушением всех поставленных для этого сроков. Двадцать три соглашения в рамках этой дорожной карты постоянно «зависали», что вызывало недовольство и ответную реакцию казахстанской стороны.

Например, Астана вводила запрет на ввоз некоторых видов продукции агропромышленного комплекса с киргизской стороны из-за наличия серьезных санитарных и фитосанитарных проблем у поставщиков с юга. В мае прошлого года Астана ввела временный запрет на ввоз картофеля из Кыргызстана из-за участившихся случаев завоза киргизского картофеля, зараженного карантинным объектом — золотистой картофельной нематодой.

В 2011 и 2015 годах Казахстан вводил временный запрет на ввоз уже мясной молочной продукции из Кыргызстана. В первом случае — из-за вспышки у соседей ящура и сокращения на 80 процентов сотрудников ветеринарных служб на границе. Кстати, тогда депутат киргизского парламента от фракции партии «Ар-Намыс» Талант Узакбаев заявлял, что казахстанское «табу» — результат халатной работы Минсельхоза Кыргызстана (цитируем): «Необдуманные действия недальновидных чиновников министерства нанесли колоссальный ущерб отечественным производителям мясо-молочной продукции».

Кстати, тогда Бишкек на вполне обоснованные требования Астаны заявлял, что готов в ответ объявить эмбарго на ввоз всей казахстанской продукции.

В 2015 год под запрет попало сливочное масло «Крестьянское» кыргызстанского производства из-за фактов «неоднократных нарушений санитарно-эпидемиологических и гигиенических показателей технических регламентов в части микробиологических показателей и по дрожжам».

Вступить, куда угодно, лишь бы дали…

Поведение Бишкека все больше напоминает какой-то примитивный шантаж: помогите нам, а то мы будем жаловаться. Например, в обмен на участие страны в ЕАЭС Бишкек выторговал себе помощь в размере полумиллиарда долларов от России, которая должна была пойти на вложения в развитие инфраструктуры горной республики.

В декабре прошлого года было решено, что Казахстан в рамках Соглашения между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Казахстан о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции окажет Бишкеку техническую помощь в размере 100 миллионов долларов на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры и модернизацию испытательных лабораторий.

Ощущение такое, что Бишкек возлагает проблемы своей экономики исключительно на соседние государства. Судя по словам Атамбаева, его страну в ЕАЭС едва ли не насильно загоняли, и теперь все государства-участники, в том числе и соседний Казахстан, просто обязаны тащить на себе соседские проблемы. Даже вопреки собственным интересам. В противном случае Бишкек пытается «включить» старую песню: мы, мол, выйдем из Евразийского экономического союза, если вы не войдете в наше положение.

Подобная политика выглядит довольно странно. Атамбаев говорит в своем интервью «Евроньюс»: «Куда нам вступать? В Афганистан, что ли? Пожалуйста, мы готовы и сегодня вступить в Евросоюз. Я предлагал это, но мне открыто сказали: у нас нет общих границ. Тогда что ж вы нам предлагаете? У нас шесть миллионов человек. Замкнуться и жить, как в джунглях, что ли? Мы должны развиваться, нам нужен рынок».

То есть президент Кыргызстана ждет, когда его стране ПРЕДЛОЖАТ рынок и развитие, а не добивается как глава государства, чтобы его страна БЫЛА в рынке, чтобы она развивалась.

Эти иждивенческие формулировки можно было бы оправдать, если бы они прозвучали из уст рядового гражданина или скандального политика, или даже журналиста, но никак не главы государства, который избран на свой пост, чтобы, надо полагать, улучшать жизнь граждан, вести взвешенную внутреннюю политику и налаживать взаимоотношения с соседями. А не заниматься выторговыванием лучшей жизни для кыргызстанцев у соседних президентов.

Впрочем, объяснить логику подобного поведения Алмазбека Атамбаева несложно. В ноябре в Кыргызстане пройдут очередные выборы президента. Атамбаев, как он уже заявлял ранее, баллотироваться на второй срок не будет, как и не планирует выдвигаться в премьер-министры или спикеры парламента. Однако политическая карьера его на этом вряд ли завершится.

И, судя по всему, сейчас г-н Атамбаев пытается создать себе некую политическую «подушку безопасности», отыскивая крайних в своей не самой успешной для государства политике, обвиняя в экономических неудачах соседей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру