Казахстан все же выступит в полном составе
Допинговые интриги существовали с тех пор, как стали награждать за достижения в спорте. Уже на древнегреческих Олимпийских играх спортсмены в качестве допинга использовали всевозможные составы: от простого чеснока до медово-орехового микса. Конечно, они не давали таких сверхчеловеческих показателей, которых удается добиться при помощи современной «химии», но и контроля, как такового, тогда не было.
Сейчас же попасть в хронику антиспортивных новостей можно в два счета, оказавшись без вины виноватым. Скажем, съел кусок мяса, а в его составе оказалось запрещенное вещество, которое животному кололи при жизни. Вот и получается, что целенаправленно спортсмен ничего не употреблял, но микродоза обнаружена. Вердикт — виновен.
На самом деле современному спортсмену достаточно сложно выживать среди сотен запретов и тысяч ограничений. Но еще больше досаждают не столько суровые правила, сколько внешнеполитические «терки» между государствами. Один из принципов Олимпиады гласит, что в спорте нет места политике. И вроде бы оно так, но если посмотреть на все прецеденты, случившиеся в олимпийской среде за прошедшие три-четыре десятилетия, то большая часть из них, увы, связана именно с играми политиков. И не важно, какая из сторон выиграет в этой «гибридной» (сегодняшний политологический термин), никому непонятной войне, крайним останется спортсмен.
Вот и предстоящая Олимпиада в Рио-де-Жанейро не обошлась без интриг и расследований, которые, как видно из хроники последних новостей, только начинаются. Еще много открытых вопросов, но уже сейчас это отразилось на карьере многих спортсменов, после того, как были перепроверены результаты допинг-проб, взятых на Олимпиадах в 2008 и 2012 годах.
В число «провинившихся» стран вошел и Казахстан. В конце июня сборную РК по тяжелой атлетике лишили двух олимпийских лицензий в Рио из-за допинга. Запрещенные препараты были обнаружены в пробах олимпийских чемпионов Ильи Ильина, Светланы Подобедовой, Майи Манезы и Зульфии Чиншанло. Эта ситуация поставила под вопрос участие всей сборной тяжелоатлетов с формулировкой «дисквалифицировать на год из-за наличия положительных допинг-проб у трех и более участников».
Но 21 июля на официальном сайте Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) было опубликовано сообщение о допуске к участию казахстанских тяжелоатлетов на Олимпийских играх-2016, правда, уже совершенно в другом составе.
Может, просто месть?
Было много громких лишений лицензий и в других странах, но наиболее пристального внимания была удостоена российская сборная, которую практически накануне соревнований предложили отстранить от Олимпиады всем составом.
18 июля независимая комиссия ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) под руководством Ричарда Макларена опубликовала доклад, в котором рекомендовало МОК (Международный олимпийский комитет) полностью отстранить российских спортсменов от игр в Рио. Это заявление повергло в шок не только российскую, но и всю мировую спортивную общественность.
Ни для кого не секрет, что у этого предложения тут же нашлись сторонники в лице десятка стран-участниц, которые тотчас его поддержали. Видимо, для них устранение одного из сильнейших соперников — это единственный способ более-менее успешно бороться с оставшимися в олимпийском составе спортсменами.
На самом же деле эта интрига берет свое начало намного раньше, чем канун Олимпийских игр. Детонатором сегодняшних событий стало интервью Юлии Степановой, бывшей спортсменки сборной РФ, которая снялась в скандальном фильме о допинговой «паутине», в которую вляпалась чуть ли не вся российская спортивная элита. Правда, и сама она нечиста на руку: в 2013 году Всероссийская федерация легкой атлетики дисквалифицировала Степанову (тогда еще по девичьей фамилии Русланову) на два года с лишением всех наград.
Быть может, таким образом Степанова решила отомстить федерации за двухлетнюю допинг-«отсидку»? К слову сказать, не дожидаясь развития событий, Степанова вместе с супругом Виталием Степановым, который также причастен к скандалу, попросили убежища в Канаде.
Но оставим этих особ и вернемся к спортсменам. Безжалостная машина была запущена: на основании показаний этого докладчика был выдвинут ряд обвинений, которые в первую очередь коснулись сборной РФ по легкой атлетике. Идея сработала — спортсменов отстранили от Олимпийских игр до выяснения обстоятельств.
Конечно, презумпция невиновности имеет право на существование, но на ожидание времени не оставалось, ведь Олимпиада на носу. Так, Олимпийский комитет России (ОКР) и 68 спортсменов подали иск к Международной ассоциации легкой атлетики (IAAF) относительно участия в соревнованиях. Но 21 июля Спортивный арбитражный суд (CAS) отклонил его, допустив лишь одну российскую легкоатлетку — прыгунью в длину Дарью Клишину. Особым обстоятельством, которое повлияло на такой реверанс, стал факт, что Клишина последние два года тренировалась за границей, т.е. вне пределов РФ.
Урок тяжелый и наглядный
Карьера спортсмена не так уж и продолжительна, и зачастую возможность попасть на Олимпиаду выпадает лишь единожды. Конечно, проще всего судить спортсменов лежа на диване и делая вид, что в спорте почти специалист. Но для настоящих спортсменов, даже не имеющих отношения конкретно к этим Играм, развивающиеся события — это не «горячая новость», а отчасти личная трагедия.
И все же, чтобы дать объективную оценку всему происходящему, накануне заключительного вердикта, вынесенного МОК, мы обратились к известному казахстанскому спортсмену Валихану Тену. Он уже не раз возглавлял пьедестал, позволяя наслаждаться нашим гимном во многих странах мира: чемпион Азии и Европы, призер чемпионата мира по пауэрлифтингу, и еще сотня наград — этот человек четко понимает всю сложность сложившейся ситуации именно изнутри.
— Валихан, ситуация с отстранением всей российской сборной от Олимпийских игр-2016 неоднозначна. Как вы считаете, справедлива ли дисквалификация для «чистых» (не уличенных в допинге) спортсменов?
— Ситуация непростая, и тут вопрос гораздо шире, чем уличение какого-то конкретного спортсмена в употреблении допинга. Предложение о дисквалификации не только тех, кто попался на допинге, но и «чистых» спортсменов — это, конечно, несправедливо! Но ситуация многогранна, ведь запрещенный препарат обнаружился не у одного-двух спортсменов, речь идет о гораздо большем числе атлетов.
Конечно, как спортсмен, я понимаю тех ребят, которые прошли допинг-контроль, получили отрицательные результаты, но все-таки попали под запрет. Им обидно вдвойне! Коллективная ответственность — это не тот инструмент, который показывает эффективную работу. Пожалуй, сейчас сложней всего МОК, ведь сложилась двоякая ситуация: с одной стороны, хочется, чтобы спортсмен выступил и не терял эти годы тренировок, с другой — Олимпийский комитет обязан бороться за чистый спорт.
— Олимпийские игры — это своего рода Эверест в спортивной карьере — вершина, забраться на которую дается шанс крайне редко. Наверняка для каждого спортсмена отстранение — это стресс! Насколько сложно продолжать тренировки в заданном ритме?
— Ситуация действительно стрессовая! Ты, полностью выкладываясь, готовишься на протяжении четырех лет и за несколько недель до старта узнаешь, что тебя снимают со старта… Это очень бьет по психике спортсмена! Но, я думаю, что профессиональные спортсмены, которые состоят в олимпийских сборных, способны преодолеть даже такие преграды. Ведь большой спорт — это работа не только над телом, но и над духом. Достойно принять то же поражение — это искусство, которое нужно постичь. Ну а если речь идет о дисквалификации из-за допинга, то тут без комментариев… И так все понятно.
— Как могут отразиться на молодежи те отстранения лучших спортсменов стран СНГ, которые сейчас мы наблюдаем? Не ударит ли это по рукам юниорам, которые решили посвятить свою жизнь большому спорту и делают на этом пути свои первые шаги?
— Для молодого поколения этот пример должен быть показательным, который говорит, что спорт должен быть чистым! Искушение добиваться высоких результатов, в том числе и подъема на пьедестал, принимая при этом какие-либо запрещенные препараты, должно быть зарублено на корню. Скандал с допинг-пробами служит наглядным уроком для подрастающих спортсменов: «химия» — это не шутка, она в одночасье может загубить карьеру в самом ее начале. Это не первый пример — много знаменитых спортсменов, которые практически всю жизнь отдали спорту, заработали имя и награды и уже на завершении карьеры лишились всего.
— Какие выводы можно сделать из допинг-скандала, в частности, для казахстанских атлетов?
— В первую очередь должны сделать выводы тренерские составы — это касается всех федераций, включая те, которые не были задействованы в скандале. Управленцы, тренерский состав — они должны более качественно относиться к подбору спортсменов, которые выходят на такие международные соревнования. Олимпийские старты очень сложны, и поэтому, я думаю, усиленная предпроверка должна быть изначально здесь — в самом государстве.
Ситуация с нашими спортсменами тяготит. Ведь многие болельщики возлагали большие надежды на них. Победа на Олимпийских играх любого нашего спортсмена — это достижение национального масштаба. Каждый олимпийский чемпион для нас — это пример для подражания и национальная гордость! Именно поэтому больно наблюдать за тем, что сейчас происходит. Надеюсь, что ситуация все-таки разрешится и невиновность наших спортсменов будет доказана! В допинг-скандале много аргументов, которые вызывают сомнение, но разобраться со всем этим должны компетентные органы.
Если наших чемпионов все-таки лишат медалей, то это будет очень страшно. Мы все на них равняемся, они в любом случае останутся нашими героями, независимо от результатов расследования. Я могу заверить, что это уникальные спортсмены, которые уже доказали всему миру профессионализм теми выступлениями, которые мы видели. Любой выход спортсменов на помост или на старт — это переживание миллионов жителей Республики Казахстан, неважно, в каком виде спорта это происходит, мы болеем за каждого нашего олимпийца. Искренне желаю им достойно выйти из этой ситуации, ну и, конечно же, огромную помощь должны оказать тренерский состав и управление Олимпийского комитета.
Подытожив сказанное, добавлю, что по ситуации в целом, уверен, МОК примет «соломоново решение», которое, вероятно, понравится не всем, но будет единственно верным.
30 сребренников и бочка дегтя
Как выяснилось позже, слова Валихана оказались пророческими. Минувшие выходные стали по-настоящему напряженными для всего спортивного мира. Все внимание было приковано к стенам штаба МОК, за дверьми которого решалась судьба всей российской олимпийской сборной.
Вечером 24 июля глава МОК Томас Бах объявил, что российская делегация допускается к участию в летних Олимпийских играх-2016, правда, поедут не все — уличенные в допинге дисквалифицированы. Остальным спортсменам придется пройти жесткий контроль, формат которого определит каждая федерация самостоятельно, но для большинства российских спортсменов это уже одна большая победа.
ВАДА собрала большую бочку дегтя, но ее все-таки разгребли и сумели добавить ложку меда: ранее агентство допустило к Олимпийским играм Юлию Степанову, но, по решению МОК, озвученному в этот же вечер, ее дисквалифицировали за допинг. При этом Томас Бах выразил «признательность госпоже Степановой за вклад в борьбу с допингом и чистоту спорта».