Технопарк "Сколково" ищет проекты в Казахстане

Интеграция происходит не только в экономике, но и в создании инновационных структур

Завершился первый зарубежный этап Всероссийского стартап-тура, организованного технологическим парком «Сколково». Причем Казахстан — первая страна, куда приехали с предложениями специалисты из России 

Интеграция происходит не только в экономике, но и в создании инновационных структур

Можно придумать все, кроме реальной науки

Для тех, кому интересно, стартап — это новая компания, основанная на современных технологиях. Именно такой считается сегодня технопарк «Сколково». Он и объявил конкурс перспективных инновационных проектов, способных подтолкнуть казахстанскую науку к принципиально новым решениям в сфере высоких технологий для применения в реальном секторе экономики.

Нет худа без добра, гласит народная мудрость. Сегодняшняя геополитика меняет мир. К лучшему или худшему, покажет время. Ясно одно: экономические санкции, применяемые одной стороной по отношению к другой, не проходят бесследно.

С одной стороны, они, безусловно, наносят вред экономике оппонента. (Но вред, надо признать, не такой, чтобы свалить его с ног. Здесь еще вопрос, кто страдает больше.) Но вот с другой — тот, в отношении кого эти самые санкции применяются, вовсе не намерен сидеть, сложа руки, и ждать своей участи и использует силу оппонента против самого оппонента, осуществляя программу импортозамещения и развития собственных современных технологий производства. Причем делает это не только сам, но и стимулирует своих партнеров.

В общем, рухнувшие цены на нефть заставили нас и не только нас основательно задуматься над тем, что не нефтью единой должна жить страна. И, как сказал советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен:

— Нужно было существенно уронить цены на нефть, чтобы дать вам ощутимый толчок к развитию инноваций и технологичного бизнеса.

Если оценить место Казахстана в мировом научном пространстве, то оно пока, к сожалению, весьма и весьма скромное. Согласно данным организации SCOPUS, отражающим вклад Казахстана во все области науки и технологии за последние 15 лет, по показателю условного вклада в науку на душу населения мы уступаем США в 46,1 раза, Германии — в 33,8 раза, Франции — в 29,5 раза, Польше — в 6 раз, России — в 2,5 раза.

При этом то, что мы делаем сегодня, мы в большей степени делаем за счет остатков «советско-имперского» наследия. И, к сожалению, большая часть того, что возникло в Казахстане в период независимости, пока носит буферный характер, будучи лишенным всяких признаков мирового или даже евразийского гения. Хотя у нас немало тех, кто, несмотря ни на что, творил в период тотального развала и продолжает творить и сейчас. Другое дело, что изобретают они в большей степени для души, поскольку одного лишь просвещения духа для претворения в жизнь открытий чудных явно не достаточно.

Еще Ленин говорил, что коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны. (Электрификация в то время была таким же инновационным чудом, как сегодня автомобиль, способный ездить без бензина и водителя, или самолет на солнечной энергии.)

А еще он призывал ученых приумножать научный потенциал, увеличивать количество научных разработок и внедрять их в народное хозяйство молодой Страны Советов, чтобы скорее достичь главной цели, к которой стремилось социалистическое общество. Коммунизм, правда, сейчас не в моде.

Но признать то, что вождь мирового пролетариата был абсолютно прав в том, что без науки, техники и передовых технологий развитие государства невозможно, все-таки нужно.

В наши дни потребность в инновационных разработках увеличивается ежегодно. Сегодня экономика страны со своей задачей справляется. Но без индустриализации, развития и внедрения инновационных технологий в промышленные процессы говорить о «тридцатках», «двадцатках» и «десятках» самых развитых стран мира, куда мы стремимся, вряд ли стоит.

У нас будет своя «силиконовая долина»

Осознание этого есть как у нас, так и у наших соседей, и союзников по Евразийскому экономическому союзу. Технологический парк «Сколково» решил выехать за пределы своей страны. И первым государством, которое посетили представители российской «кремниевой долины» в рамках своего стартап-тура, оказался Казахстан и, в частности, Алматы.

Выбор южной столицы в качестве первого зарубежного мероприятия «Сколково» не случаен. Во-первых, Алматы — это финансовый центр не только Казахстана, но и всего Евразийского экономического союза. Во-вторых, созданный Алматинский технологический парк (оказывается, есть и такой) возглавит инновационное движение алматинского региона, под эгидой которого в стране должны появиться свои бизнес-инкубаторы, технопарки, словом, полный и всеобъемлющий научно-технический креатив.

Участников мероприятия приветствовал вице-премьер правительства страны Асет Исекешев.

— Для наших казахстанских стартапов это хорошая возможность для развития бизнеса, — сказал он. — Сегодня фонд «Сколково» проводит стартап-тур в Алматы. В июне мы собираемся посетить Startup Village в «Сколково». В этом году мы планируем провести некоторые стартапы в «кремниевую долину». Главная задача для нас на сегодня — стать ведущими в инновационном направлении в Центральной Азии. Правительство Казахстана всячески оказывает и будет оказывать поддержку инновационному бизнесу. Надеемся, что именно в Алматы появится критическая масса новых стартапов, которые создадут каркас для мощного бизнеса.

Согласно оглашенному с трибуны мнению, такие мероприятия делают очевидным то, что Евразийский экономический союз движется в правильном направлении. Это прозвучало настолько убедительно, что теплые слова в адрес ЕАЭС нашлись даже у известного медиамагната Арманжана Байтасова (!).

— Очень хорошо, что идут большие интеграционные процессы на всем евразийском пространстве, — сказал он. — Я верю, что та инициатива, которая пришла к нам из «Сколково», будет обязательно иметь успех. И наши ребята-казахстанцы, которые сегодня участвуют, внесут свой вклад не только в евразийскую, но и в мировую науку.

Санкции санкциями, но бизнес по расписанию

Таким образом, до недавнего времени можно было бесконечно говорить и сыпать красивыми фразами о необходимости высокотехнологичного развития. Но всегда стоял вопрос: как это все организовать. И здесь «Сколково» любезно делится опытом.

— Мы ездим по странам не только бывшего Советского Союза, — говорит старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Василий Белов. — У нас большое количество проектов и из дальнего зарубежья. В частности, из азиатских стран. Мы считаем, что инновации — это действительно та сфера, в которой необходимо обширное сотрудничество. И только компании с международными амбициями, в которых представлены ключевые компетенции, знания и навыки, могут добиться существенных успехов. Поэтому — это, скорее, возможность компаний из Казахстана стать частью глобального мирового сообщества. Сегодня в рамках наших программ нам удалось привлечь большое количество иностранных экспертов, венчурных фондов, технологических предпринимателей. Партнерами фонда «Сколково» являются более пятидесяти наиболее известных компаний, таких как Microsoft, Intel, IBM, Siemens и многие другие. Все они являются активными участниками нашего проекта. Их сотрудники становятся менторами, а корпоративные венчурные фонды инвестируют деньги в стартап. Это та возможность, которую, мы надеемся, предпринимательское сообщество Казахстана также использует для своего блага.

Стоит отметить, что экономические санкции оказали свое влияние на деятельность «Сколково»?

— Мы чувствуем определенное влияние, как любой другой субъект экономики страны, но мы не изолированы от остального мира. Влияние в первую очередь проявляется в том, что рынки капитала стали более требовательными. Иностранные инвесторы присваивают более высокий профиль риска для проектов, которые осуществляются в стране. Это, наверное, негативный тренд. И его сложно отрицать. С другой стороны, сегодня предприятия производят высокотехнологичную продукцию, в структуре себестоимости которой человеческий труд и заработная плата составляют львиную долю. Эти компании, благодаря изменениям курса, стали конкурентнее в среднем в два — два с половиной раза на мировом рынке. Фактически это означает, что экспорт высокотехнологичной продукции в ближайшие годы должен вырасти. Это не произойдет быстро. Но это отличная предпосылка для инвестирования именно в эти сферы. Потому что с точки зрения эффективности производительности труда сегодня мы являемся одними из наиболее интересных рынков, в которых можно развивать такого рода производства. И в области информационных технологий, где Россия исторически является серьезным игроком на глобальном рынке в области программирования, и материаловедения, и ряда других отраслей. Поэтому, как у любого кризиса есть краткосрочные негативные влияния и негативные эффекты, так и большие возможности. Кризис — это прекрасное время для начала чего-то нового.

— Как иностранец и как представитель Европейского союза я должен сказать, что предприниматели не уделяют много внимания вопросу санкций, — сказал в свою очередь советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. — Они сконцентрированы на своем бизнесе. Наши компании не являются крупными производителями, нуждающимися в огромных капиталах. Поэтому влияние санкций на существующие сейчас стартапы я бы оценил как умеренно-сдержанное. Однако есть другой элемент, который являют собой санкции. Многие полагают, что сейчас в рамках программы импортозамещения именно на этом сконцентрированы усилия компаний. Но я думаю, что со мной согласятся другие представители «Сколково», я советую компаниям не начинать бизнес только для того, чтобы противостоять санкциям. Потому что развитие бизнеса похоже на то, как мы растим детей. Это не моментальный процесс. Он длится годы. Поэтому концентрироваться на краткосрочном периоде — это совершенно неправильно. То, что делает «Сколково» и Российская Федерация в целом, рассчитано на долгосрочное развитие. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру