Юлиана Жихорь
Казахстан, расположившись в геополитическом центре Евразии, получил вместе с удобным транзитным месторасположением массу проблем: Афганистан с его талибами и опиумом да неугомонный и вечно бурлящий политикой Кыргызстан.
Наша страна, как этакий оазис спокойствия, используется многими как буферная зона, а заодно и как место рекрутинга новых адептов. Благо молодежи, оставшейся не у дел в период бурного развития рыночных отношений, более чем достаточно. Да и высокая развитость сети интернет вкупе со значительным объемом безработных заключенных играет на руку многим “проповедникам”.
Неудивительно, что несколько лет назад все эти факторы сложились в неблагоприятную картину, когда в стране произошел целый ряд террористических актов, в которых погибли люди: с 2011 года в Казахстане зафиксировано свыше 10 случаев террористических актов, в которых погиб 21 человек, среди них 17 сотрудников правоохранительных и специальных органов (в Алматы, Астане, Таразе и Актобе).
“Известно, что свыше 100 человек находятся в зарубежных террористических организациях. Не секрет, эти организации распространяют свою отрицательную политику в Казахстане”, - сообщил сенаторам заместитель генерального прокурора Жакип Асанов. В Атырау, например, казахстанец “вошел в террористическую группу Афганистана через социальные сети и призывал стать боевиками”. За что и был осужден на восемь лет. А в апреле нынешнего года “двое приверженцев радикальной религиозной идеологии пропагандировали поехать в Сирию и участвовать в военных действиях против правоохранительных органов. Решением суда они осуждены на 5 лет. Зарубежная террористическая группа специально подготовила нашего гражданина и отправила в Казахстан для создания террористической вооруженной группировки. Месяц назад он был задержан в Кыргызстане, возвращен в страну, сейчас возбуждено уголовное дело”.
В общем, желающих объявить джихад кому-нибудь - более чем достаточно.
Власти борются в этим, в том числе, признавая многочисленные угрожающие организации террористическими и экстремистскими, а их адептов, соответственно, участниками таких организаций. С 2004 года всего в стране в их число вошла 21 организация (15 - террористических и шесть - экстремистских).
Возможно, что в скором времени их число расширится. Тем более, что поправки в законодательство по вопросам экстремизма и терроризма, принятые вчера парламентом, предусматривают ускорение процесса закрытия террористических организаций. По словам Асанова, сегодня процесс признания и закрытия подобных образований занимает до двух месяцев. “Прокурор должен подать иск, суд рассматривает в течение месяца, потом потребуется еще 15 дней на вынесение решения. Только после этого решение суда направляется в компетентный орган для исполнения. То есть для прекращения действия незаконной организации необходимо минимум два месяца.
Рассматриваемый законопроект сокращает указанный срок - после принятия судом решения оно подлежит незамедлительному исполнению... Такой порядок дает возможность срочно прекратить действие экстремистской организации”, - сказал, представляя депутатам законопроект, заместитель Генерального прокурора Жакип Асанов.
А заодно - и конфисковать ее имущество. В действующем законодательстве не предусмотрен механизм конфискации имущества организации, признанной экстремистской. Поэтому “эти организации меняют свои названия и продолжают свою деятельность”. За лицами, осужденными за террористические и экстремистские преступления, тоже будут вести контроль. Финансовый. “Это обозначает, что все финансовые операции данных граждан контролируются, а если они незаконны, то принимаются меры”, - пояснил Асанов.
Что же касается граждан, которые “работают террористами”, выезжая за рубеж, то КНБ таких отслеживает. И может привлечь к уголовной ответственности.
Астана