Охотник сайге не товарищ

Общая площадь пространственной связи между государственными природными резерватами Иргыз-Торгайский и “Алтын Дала” составила более двух миллионов гектаров

Впервые в Казахстане создали экологический коридор Иргыз - Торгай - Жыланшык в степных экосистемах на территории Костанайской области для охраны естественных путей миграции и окота бетпакдалинской популяции сайги.

Общая площадь пространственной связи между государственными природными резерватами Иргыз-Торгайский и “Алтын Дала” составила более двух миллионов гектаров

Ольга Шишанова

Сегодня в Казахстане обитают три популяции сайги - бетпакдалинская, уральская и устюртская. Больше всего сайги, по учетным данным 2014 года, бетпакдалинской популяции - 216 тысяч особей.

В то время как в устюртской популяции, как рассказал “НП” руководитель управления животного мира Комитета лесного и охотничьего хозяйства МОСВР РК Бакытбек Дуйсекеев, сегодня наблюдают снижение. Причин много - это и антропогенные факторы (в том числе нефтяная и газовая добыча), и непрекращающееся браконьерство (сайга этой популяции находится в постоянной миграции между Казахстаном и Узбекистаном).

Так что о том времени, когда численность сайги достигнет такого количества, благодаря которому станет возможным ее изъятие из природы в целях использования в народном хозяйстве, как это было в конце 1950-х годов, говорить пока еще рано.

Между тем сайга числится в Красной книге только на территории России, Туркмении и Узбекистана. В Казахстане это промысловый охотничий вид, добыча которого постановлением правительства РК временно находится под запретом до 2020 года в целях увеличения его численности до промысловой. Для этого количество поголовья сайги должно достигнуть хотя бы полумиллиона, тогда как на сегодня ее общая численность составляет, по данным МОСВР, 256 тысяч особей.

Ее давно могло быть больше, но уменьшение численности сайги всегда было связано с браконьерством, точнее, с добычей рогов, якобы обладающих целебными свойствами. Причем рога, из-за которых и происходит ее периодический отстрел, имеются только у самцов, которых уничтожается больше, чем самок, а это уже грозит, если не будут предприняты серьезные меры, нарушением биологического воспроизводства сайги.

Так, пару недель назад в Акмолинской области браконьеры отстрелили 73 сайги, из которых у 66 отпилили рога.

По мнению Бакытбека Дуйсекеева, помощь в борьбе с браконьерством помимо экологического коридора могла бы исходить и от охотничьих хозяйств, которых на территории Казахстана сегодня насчитывается около семисот. Дело в том, что сегодня в республике 93 вида животных являются объектами охоты, в том числе и сайга. В связи с этим каждому охотхозяйству выдают квоту на изъятие, определенную лимитом биологического обоснования, которое оно должно контролировать хотя бы по той простой причине, что наличие необходимой для нормального функционирования биосистемы численности животных является их бизнесом. Как говорит Дуйсекеев, “квота охотхозяйствами никак не может быть превышена, она делается на основании учетных данных”.

Но в то же время, сетует руководитель управления, менталитету наших охотников еще далеко до соблюдения законов. Например, французские охотники, имея пятизарядную винтовку, зарядят всего три патрона из пяти, “потому что у них так принято”.

А у нас ввиду отсутствия охотничьей сознательности приходится тратить бюджетные деньги на охрану животных. Сегодня профинансировано сохранение пока пяти видов - это сайга, архар, кулан, тугайный олень и джейран.

Кроме того, впервые в этом году Казахстан решил вплотную заняться этой проблемой в целях сохранения и восстановления численности снежных барсов в республике, ареала их распространения, проведя в этом направлении совместную работу с Киргизией, Китаем и Узбекистаном.

В рамках ЕАЭС также предполагается, но уже с россиянами, реализация совместной программы (на основе сотрудничества с WWF) по восстановлению туранского тигра, когда-то обитавшего в районах Каспия и Балхаша.

Если снова вернуться к сайге, то с той же Российской Федерацией, по данным КЛОХ МОСВР РК, сейчас подписано соглашение по сохранению уральской популяции, которая довольно часто мигрирует в Волгоградскую и Саратовскую области.

Алан Байтенов

Середина 80-х прошлого столетия. Казахстан. Где-то в степях. “Вертушка” готова к запуску, и мужики, кряхтя и ругаясь матом, грузят покрышку от трактора “Кировец” на борт. Взлет, 15 минут пути, и внизу показывается косяк сайги. Навскидку - до 100 особей. Снижаются, сайга бежит - она так устроена. “Ниже, еще ниже!” - орет самый крупный участник экспедиции. “Давай, бросай уже!” - командует все тот же атаман. Покрышка диаметром метра два, перевернувшись в воздухе, накрывает часть стада...

Когда пыль улеглась, было видно, что некоторые все еще дышат. Это те самые ценные, к которым нужно успеть подбежать и пустить кровь. Иначе мясо не годится в пищу - вот такое оправдание перед собой и небом. Зачем так жестко? Да просто патроны тратить незачем...

Так поступали не всегда только браконьеры. Так “работали” по сайге в советское время, когда популяция насчитывала более двух миллионов голов. То есть, когда вертолет поднять было гораздо проще, чем добыть свежего мяса и при этом не тронуть ни свою, ни казенную скотину. Тогда границы были закрыты, а контроль над ними был куда серьезнее нынешнего (особенно на рубежах с Китаем). В это время сайга и расплодилась. Мяса этой антилопы было много, и в городах стоило оно по рублю за килограмм. Брать-то его особо и не брали. Но, как говорят знающие люди - потому, что готовить не умели. А там, в степях, сайгачатину ценили - баран, корова, лошадь денег стоят, а вот сайги валом, никто по ней учет не ведет. Рога особой ценности не имели, девать их некуда было. Максимум что можно было сделать, так это рукоять камчи, ножа или декоративный кисет. Ну еще из копыт делали пепельницы, а сухожилия могли использовать для язычков тростниковых дудочек. Все. Чуть позже стена рухнула, и сайгой опять заинтересовались серьезно - можно было “рубить” ее, но уже с совершенно другим коммерческим успехом - пилить рога и продавать в соседний Китай. Там к сайге всегда относились с уважением. Медицина потребляла все, что добывалось. Отчего Китай давно уже выбил всю сайгу на своей территории. А потом принялся “осваивать” наши земли. Благо ренегатов хоть отбавляй - они берут все: сайгу, медведей, корни горного пиона и ничуть не жалеют об этом. Не смотрят на то (хотя, наверное, даже не задумываются), что та же сайга - это один из наших главных символов, который рассказывает о свободе, о степях, о выносливости. И то, что сайга, как говорят специалисты, пережила мамонтов, но может споткнуться, упасть и уйти безвозвратно в нашем веке, тоже не в счет. Для дельцов это обыкновенные купюры, которые обязательно надо положить в свой карман. Даже если они не принадлежат тебе - ограбить и отобрать.

Астана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру