Всех несогласных попросят в Парк советской скульптуры
Поделиться
В Алматы поднялся шум по поводу решения властей об исключении 35 городских памятников из списка исторических и культурных объектов, охраняемых государством. Одни считают недостойным перечеркивать таким образом свое недавнее прошлое, каким бы оно ни было; другие уверены, что за посягательством на памятники стоит элементарная чиновничья жадность: мол, территория под ними будет отдана под постройку новых торговых и бизнес-центров, которые и так уже расплодились словно грибы после дождя.
Интересно, что постановление правительства об исключении ряда объектов из государственного списка памятников истории и культуры местного значения за номером 1672 вышло еще 30 декабря прошлого года. Но некоторые общественные деятели узнали об этом совсем недавно. Так, например, председатель экологического союза "Табигат" Мэлс Елеусизов очень негативно отозвался о данном решении на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе.
– Я считаю, это варварством и беспределом, – заявил главный эколог страны. – Исторические объекты должны охраняться государством вечно, а не выбрасываться на свалку. Неважно, что памятники идеологические и принадлежат революционерам. Во многом эти люди были честнее ныне живущих, потому что они боролись за идею. Кроме того, изваяния очень искусно сделаны и украшают город. Я считаю, что акиматовские власти зарабатывают на этих клочках земли, где скоро будут возвышаться новые "стекляшки", которые рассыплются при первом же землетрясении. Вместо того чтобы сносить памятники, лучше бы ухаживали за ними. Мы недавно провели акцию в четырех городах Казахстана, где волонтеры до блеска отмыли по одному монументу, выбранному путем интернет-голосования. Я сам лично принял участие в помывке памятника Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой. Он был в ужасном состоянии – приходилось даже отбивать молотком наросты грязи.
Примерно такого же мнения придерживается большинство людей старой закалки, чья молодость прошла в Советском Союзе. Однако если присмотреться к ситуации пристальнее, то окажется, что идеологических памятников в нашумевшем списке не так уж и много, причем некоторых из них уже просто "нет в природе". По словам начальника отдела историко-культурного наследия и музейно-библиотечной работы акимата Алматы Ляззат Сагындыковой, это постановление нужно было прежде всего для наведения порядка в документах.
– На сегодняшний день в Алматы начитывается 146 памятников истории и культуры местного и республиканского значения, – говорит Сагындыкова. – Это объекты архитектуры и градостроительства, монументального искусства и археологии. Впервые государственный список памятников республиканского значения был утвержден в 1982 году решением правительства КазССР, после чего в 1984 году утвердили список местного значения. В 80-е годы туда вносилось множество дополнений. Но во время становления независимости Казахстана – в начале 90-х годов – некоторые памятники были утрачены по разным причинам: снос, уничтожение, разрушение, потеря первоначального облика.
В рамках государственной программы "Культурное наследие" в Алматы при акимате в 2006 году был создан отдел историко-культурного наследия, основная деятельность которого направлена на выявление, изучение и сохранение памятников. Согласно закону, такой статус объект приобретает на основании утверждения государственного списка. Тут я хотела бы отметить, что раньше археологические памятники Алматы вообще не значились в списке, их внесли туда только в 2000 году, и за отсутствием госконтроля некоторые из них были практически полностью уничтожены. Например, в Алатауском районе много исторических объектов перестало существовать вследствие самозахвата земель и проведения на них строительных и хозяйственных работ. Поэтому в первую очередь нам потребовалось пересмотреть существующий перечень охраняемых государством памятников. Мы провели экспертизу и выяснили, что 35 из них, в том числе 15 археологических, не имеют исторической, культурной и художественной ценности.
– Больше всего людей волнуют памятники архитектуры и монументального искусства. Что можете сказать по поводу их исключения из списка?
– Все исключения проводились на основании историко-культурной экспертизы. Например, значившегося в списке здания старого аэропорта просто нет физически – оно сгорело. Гостиницы "Медео" тоже не существует. Что касается Софийской церкви 1858 года постройки, то в 2000 годах на этой территории был сооружен новый храм. Многие люди ошибочно полагают, что Софийская церковь стоит, а ее взяли и исключили… Нет, это уже совершенно другая постройка.
Или возьмем клуб-театр НКВД, чей первоначальный облик был изменен до неузнаваемости. На его месте уже давно находится уйгурский театр – полностью стеклянное здание. Если посмотреть паспорт памятника и сравнить с тем, что мы видим в жизни, никто не скажет, что это один и тот же объект.
Теперь касательно монументального искусства. Во время становления независимости некоторые объекты были вообще утрачены, например, памятник Кирову или бюст Емелева. Как они пропали – неизвестно. То есть получается, что до выхода активно обсуждаемого сейчас постановления №1672 в государственном списке числились, по сути, несуществующие монументы.
Что касается существующих, то исключение их из государственного списка отнюдь не является сигналом к уничтожению. Ведь они – свидетели нашей истории и были выполнены по макетам знаменитых скульпторов. Памятники Ленину, Калинину и Фрунзе в свое время перенесли в парк Ауэзовского района за кинотеатром "Сары-Арка" в связи с утратой их политического значения. И сейчас они никуда не денутся, потому что мы планируем создать здесь уникальный в своем роде парк советской скульптуры. Всего у нас 9 памятников, потерявших политическую актуальность. В их числе, как я уже сказала, есть физически утраченные. Парк советской скульптуры откроется после того, как мы перенесем туда все монументы.
На днях, кстати, состоится перенос памятника Борцам за октябрьскую революцию, находящийся на пересечении улиц Пушкина и Раимбека. Работа уже начата. На его месте до конца года мы планируем увековечить Раимбек-батыра. Затем в парк Ауэзовского района отправится бюст Виноградова.
Хотелось бы подчеркнуть, что мы не только исключаем объекты из государственного списка памятников истории и культуры местного значения, но и дополняем его новыми. В частности, туда попало здание государственного музея, телебашня "Кок-Тобе", гостиница "Достык", бывшая гостиница "Иссык", памятник Макатаеву, а также 16 археологических объектов, в том числе боралдайские сакские курганы. Он и дальше будет пополняться.
– Как собираетесь ухаживать за археологическими памятниками, чтобы не допустить их дальнейшего разрушения?
– Согласно закону мы выявляем пользователя или собственника памятника и заключаем с ним договор, где фиксируются состояние объекта и основные требования по его сохранению. А затем следим за выполнением этих требований.
– Почему чистотой и ухоженностью монументов больше озабочены общественные организации, а не городские власти?
– У нас есть постановление акимата от 2003 года, согласно которому уход за памятниками и благоустройство близлежащей территории поручено районным акиматам.
– Они выполняют это поручение?
– В общем да, но случаются и неприятные моменты. Памятники, которые находятся на территории массовых гуляний, на площадях, часто подвергаются надругательствам. Молодежь нередко оставляет там оскорбительные надписи, которые не всегда вовремя удаляются.
– Ситуация с выведением памятников из-под охраны государства характерна только для Алматы?
– Насколько я знаю, сейчас и в других областях пересматривают списки и делают историко-культурные экспертизы. Но у них это пока находится на уровне согласования.
– Как вы относитесь к мнению значительной части горожан о том, что акимат зарабатывает на ликвидации или переносе памятников?
– Я полностью отрицаю эту информацию. Акимат лишь приводит в порядок государственные документы.
Мы попросили прокомментировать ситуацию человека, далекого от политики, художника Сакена Бектиярова.
– Я полностью согласен с постановлением правительства и считаю, что время от времени государству нужно избавляться от мусора, в том числе идеологического, – сказал он. – 90% вычеркнутых из списка памятников, в сущности, не имеют эстетической ценности.
Памятник Ленину, который ныне стоит за кинотеатром "Сары-Арка", – исключение, потому что он сделан мэтром, Героем советского социалистического труда, великолепным скульптором, которого признали во всем мире, Евгением Вучетичем. Ему, как вы знаете, принадлежит также знаменитая скульптура "Родина-мать" в Волгограде. Вот монумент Ленину имеет эстетическую ценность, но есть большое "но" – он идеологический. Что касается исторической ценности, то тут самый верный судья – время.
Не все памятники выдерживают испытание временем. И это не только у нас – во всем мире. Что-то ставится, что-то убирается, но самое настоящее в конечном итоге останется. В Европе сотни памятников снесли, мы просто этого не знаем и думаем, что там сразу шедевры устанавливают. Настоящие шедевры появляются очень редко!
– А у нас они имеются?
– В Астане есть несколько скульптур, а Алматы – город сложившийся, здесь мало чего ставят. Я, например, в восторге от памятника Токашу Бокину, который стоит напротив бани Арасан. Хотя с идеологической точки зрения его тоже надо бы убрать, ведь Токаш был коммунистом. Причем он убивал людей, забирал у них имущество, за это его и сожгли в возрасте 23 лет. Этот человек, по сути, зверствовал. Но памятник очень хороший.
– Вы за то, чтобы его тоже убрали?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что с художественной точки зрения он очень ценный. Я бы убрал его в музей, так же как и памятник Ленину. Это исторические раритеты, их надо просто хранить, но не выставлять на всеобщее обозрение.
Ответственный секретарь Казахского общества охраны памятников истории и культуры Гаухар Найзагарина также не выказала ни малейшего беспокойства по поводу сложившейся ситуации. В ее письменном ответе говорится, что организация с пониманием относится к постановлению правительства за номером 1672 и считает, что перемены неизбежны.