Стоит только начать разговор об этой категории должностных лиц, люди сразу машут рукой: все с ними ясно. Народ привык думать о таможне как об одной из самых коррумпированных государственных структур. Тому, конечно же, были причины. И теперь, чтобы "обелиться", Верещагиным потребуется немало времени. Корреспондент "МК в Казахстане" попытался понять, на самом ли деле так сладок хлеб таможенника, для чего отправился в знаменитый Хоргос и несколько дней проработал инспектором таможни.
Потерянное поколение
Прежде чем начать излагать свои впечатления, следует сказать, что главная проблема казахстанской таможни – несуны. Это люди, которые ничего, кроме как таскать сумки, не умеют и не хотят уметь. "Профессия" уже передается из поколения в поколение. И сегодня на границе работают потомственные несуны, предшественники которых появились в начале девяностых.
Это уже второе поколение, которое зарабатывает переносом с той стороны баулов и не платит никаких налогов. Однако тот факт, что пользы государству от них никакой, их самих нисколько не волнует, как не волнует и то, на что они будут жить в пенсионном возрасте.
Сегодня в Панфиловском районе, куда относится Хоргос, катастрофически не хватает рабочих рук. Некому трудиться в сельском хозяйстве, социальной и коммунальной сфере. К примеру, территорию города Жаркента (районный центр) убирают всего… семь дворников. Работать дворником неинтересно. Гораздо интереснее сбегать "на ту сторону", перенести пару сумок и заколотить в день столько, сколько дворник добывает в месяц.
Это их личное дело, скажете вы. Как бы не так. Каждый из них, помимо своей бесполезности, еще и потенциальный вредитель, т.е. контрабандист. И буквально с каждым приходится бороться сотрудникам таможни, в чем я убедился на личном опыте.
Обмотанные скотчем
Итак, первый день моей работы таможенником прошел в пассажирском терминале. В смене 13 человек, включая меня. Двое на наружных воротах, двое на металлодетекторе, двое на оформлении документов. В зале, куда все прибывают, вместе со мной семеро.
– Декларант несет ответственность за предоставленные таможенным органам сведения, – инструктирует меня перед выходом на службу заместитель начальника таможни "Хоргос" Александр Балаклеец. – Вначале мы должны осмотреть багаж с помощью рентгена. Если выявляем что-то подозрительное, проводим таможенный досмотр.
– То есть вскрываем сумку и смотрим, что в ней находится?
– Совершенно верно. При этом не забудьте спросить, везет ли декларант что-либо запрещенное и все ли он указал в декларации. Если он отвечает утвердительно, с этого момента несет ответственность. Административную или уголовную – зависит от количества найденного незадекларированного груза.
– Они будут идти отсюда? – спросил я, указывая на арку металлодетектора.
– Вначале они должны выбрать коридор. Их здесь два: красный и зеленый. Если у прибывающего нечего оформлять, он проходит по зеленому коридору. Но будьте внимательны: через зеленый коридор здесь пытаются пройти все.
– Даже те, кто с огромными сумками?
– Так точно.
– Но ведь они должны пройти процесс таможенного оформления?
– Это мы с вами так думаем. Они же убеждены, что должны пройти свободно, без уплаты таможенной пошлины. Как у вас с физической подготовкой?
– Не жалуюсь. А какое это имеет отношение к делу?
– Самое прямое. Ближе к вечеру здесь начнется такое, что без определенных физических кондиций выдержать будет крайне сложно. Как-никак полторы тысячи человек в сутки на весьма ограниченном пространстве против вас семерых.
"Подумаешь, создадут здесь очередь. Потолкаются пару часов, попотеют и разойдутся", – сказал я про себя, но, как вскоре выяснилось, сильно ошибся.
– Несуна вы распознаете легко, – продолжал инструктировать Александр Балаклеец. – У них на руку либо на пояс надет рулон скотча.
– А зачем?
– Им они полностью обматывают сумки, чтобы было тяжело вскрыть. Но мы при досмотре пользуемся перочинными ножами и не разматываем, а разрезаем скотч. После этого они заматывают их вновь.
Стоять насмерть!
В первой половине дня люди шли в основном в сторону заграницы. Чинно и спокойно, безо всякой суеты и толкотни садились в автобусы. Наша задача – контролировать, чтобы у всех имелись билеты, купленные на автовокзалах, а число пассажиров не превышало количества посадочных мест. Пока туристы проходили через специальный коридор, водители открывали багажные отсеки, и мы убеждались, что они пусты.
В течение пары часов после обеда обстановка была относительно спокойной. Тучи стали сгущаться, когда солнце склонилось к закату. С той стороны к воротам подъехал первый автобус. С виду стандартный, с сорока посадочными местами. Но народу вывалило из него почти в два раза больше. Не успел водитель открыть багажный отсек, как неорганизованная толпа бросилась за своими баулами, словно боясь, что их унесет кто-то другой. Забитые донельзя сумки расползались, как дряблая кожа от излишков ботокса на лице молодящейся "девушки" предпенсионного возраста. Перед зданием таможни возникла толкотня, периодически слышалась фольклорная ругань, и в помещение все заходили заведенными.
Вскоре подъехал второй автобус, и история повторилась. В считанные минуты зал заполнился баулами и мешками вперемешку с потными и злыми людьми. В таких условиях о качестве обслуживания граждан говорить не приходится, даже если сюда поставить 20 таможенников.
Толпа напирала. Как я понял, все это столпотворение на руку несунам. Пользуясь суматохой, кто-то попытался перекинуть сумку ожидающему товарищу. Но один из сотрудников заметил это, и ноша отправилась обратно. Семеро парней, включая меня, сдерживали практически обезумевшую людскую массу, не желающую платить таможенную пошлину. В создавшемся противостоянии я потерял пуговицу и едва не лишился мобильного телефона, прикрепленного на поясном ремне.
– Почему автобусы с той стороны приходят переполненными? – спросил я одного из своих новоиспеченных коллег, стараясь перекричать стоявший здесь шум.
– Поговорите с водителями! Они лучше расскажут! – так же громко, перекрикивая толпу, ответил он, не упуская из виду тех, кто, по его мнению, мог предпринять попытку проскочить "на шару".
Давление: звуковое и локтевое
Ближе к семи вечера стало еще жарче и на помощь пришли четверо сотрудников из других отделов.
– Будьте внимательны! – кричал мне мой коллега, слова которого я едва различал в стоявшем вокруг шуме. – Они специально орут, ругаются, тем самым создают на нас давление! Их цель – пройти без уплаты таможенной пошлины! Но среди них есть и добропорядочные туристы, которые не могут пройти из-за столпотворения! Несуны их специально зажимают, чтобы те тоже стали возмущаться и усилили давление на нас! Это отработанная тактика!
Такое безобразие продолжалось более трех часов. Уже подошел к концу рабочий день и закрылась касса. А народ продолжал безумствовать. За все это время, насколько я успел заметить, в сторону кассы направилось всего несколько человек. Как ни странно, но людей становилось все больше. Толпа напирала все сильнее и буквально прижала нас к пластиковой перегородке, в которой была заветная для несунов дверь. Под видом того, что мне нужно сфотографировать происходящее, я трусливо ретировался. Забравшись на второй этаж, перевел дух и стал снимать весь этот кошмар на свой фотоаппарат. Люди продолжали галдеть и размахивать руками. Кто-то даже упал в обморок.
– Не обращайте внимания, – подойдя ко мне, сказал заместитель начальника таможни Марат Еслямов. – Такие комедии они разыгрывают ежедневно.
– Начальник! – обратилась к нему женщина в слезах. – Вон тот отобрал у меня сумку с личными вещами!
– Что в сумке? – спросил я.
– Шортики.
– Сколько штук?
– Восемьдесят.
Комментарии, как говорится, излишни.
Весь неоформленный груз закрыли на временном складе, а людей впустили в страну. Свои все-таки. Наступило затишье. До завтра.