Как в Казахстане притесняют владельцев автомобилей, оборудованных ГБО

Экономия на топливе для авто может обойтись дорого

Для всех казахстанских автомобилистов 2020 год начался с новости о достаточно ощутимом увеличении стоимости бензина и дизтоплива. Это известие вновь заставляет многих автолюбителей задуматься над установкой газобаллонного оборудования (ГБО), ведь автогаз почти в два раза дешевле. Но и здесь казахстанцев ждут не самые приятные нововведения.

Экономия на топливе для авто может обойтись дорого

Новогодний «подарок»

Чиновники с завидным постоянством предлагают казахстанцам перевести частный транспорт на экологически более чистый вид горючего — газ. Увы, появляются такие предложения, как правило, исключительно в периоды «топливного кризиса».

С одной стороны, действительно, голубого топлива в стране более чем достаточно. В списке государств по доказанным запасам природного газа Казахстан занимает 15-е место в мире. Чего уж скромничать, ежегодно просто сжигают на факельных башнях миллиарды кубометров попутного нефтяного газа, выделяемого при добыче нефти. Это ресурс, которому можно было бы найти более практичное применение, чем «обогрев» атмосферы. Эксперты еще в 2017 году предлагали использовать его для газификации регионов РК, но радикально вопрос до сих пор не решен.

Установка ГБО на машины с бензиновыми двигателями позволяет использовать, в зависимости от вида оборудования, два типа автогаза: компримированный природный газ (КПГ), он же сжатый природный газ (СПГ) — метан и сжиженный нефтяной газ (СНГ) — пропан-бутановая смесь. В мировой практике газ на третьем месте по популярности, уступая бензину и дизтопливу. Не удивительно, что и в рядах казахстанских автолюбителей он также занимают определенную нишу: в стране 8-10% автомобилей оборудовано ГБО. Для стимуляции и привлечения новых потребителей к началу 2019 года в Минэнерго намеревались пересмотреть оптовые цены на голубое топливо в сторону удешевления (!), причем на четверть. Но... чуда так и не произошло, а наступивший год принес еще больше сложностей, которые, скорее всего, отобьют желание заморачиваться с ГБО у тех, кто только подумывает перейти на экотопливо.

Еще 30 декабря 2019 года вступила в силу новая редакция правил пожарной безопасности, которые в том числе ужесточают требования к эксплуатации автомобилей, оборудованных ГБО. Впредь такие машины запрещено оставлять в подземных гаражах и крытых паркингах. В принципе, и прежняя редакция правил запрещала ставить авто в подземках, но это касалось лишь тех, у которых технически неисправная (в том числе негерметичная) газовая система питания.

Постановление об изменении правил разработало МВД РК. В нем говорится, что «не допускается стоянка автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, во встроенных в зданиях иного назначения и пристроенных к ним, а также расположенных ниже уровня земли автостоянках закрытого типа». Другими словами, владельцам автомобилей с ГБО запрещено парковаться во внутренних, подземных и наземных гаражах различных жилых, торговых комплексов и офисных зданий.

На честном слове

И здесь, вполне естественно, возникает ряд справедливых вопросов.

Во-первых, как и кто это нововведение (запрет) будет контролировать? Ведь, если владелец такого автомобиля живет в частном доме и паркует машину, скажем, под навесом, то к нему никаких претензий. А если это подземный паркинг в жилом комплексе? Не стоит забывать и о том, что в ЖК жильцы выкупают парковочные места, а не получают их в придачу с купленной квартирой. Мы изучили рынок недвижимости, и оказалось, что «ночлежка» в уютном и теплом подземелье для любимого авто — еще какая роскошь. За самый дешевый паркинг, выставленный на продаже в Алматы, хозяева просят 960 тысяч тенге. Самое солидное предложение — 7,9 миллиона тенге! За эти деньги можно приобрести вполне солидный внедорожник, причем в хорошем состоянии.

Так вот, отдав за парковочное место даже один миллион тенге, его владелец вряд ли будет законопослушно оставлять свой автомобиль где-нибудь на улице, а то и вовсе — за пределами ЖК. Если смотреть глобально по республике, то процент машин с ГБО пусть и солиден, но не велик, однако в локальном разрезе ситуация совершенно другая. Для примера, в Актау таких автомобилей от 70 до 80 процентов от всего автопарка!

Если четко следовать букве закона, то немного «дешевле» было бы отказаться от самого оборудования. Полная стоимость монтажа ГБО 4-го поколения, включая все услуги и расходные компоненты, обходится от 180 до 420 тысяч тенге. Здесь все зависит от объема двигателя, а точнее, от числа цилиндров в нем. Но даже с этими деньгами прощаться добровольно вряд ли кто-то захочет.

И вот здесь уже становится любопытно. Как отличить обычный автомобиль от переоборудованной машины? В большинстве случаев это сделать невозможно, ведь визуальных отличий практически нет. Вернее, их не видно, если не заглянуть под капот или в багажник автомобиля. Не будет же охрана ЖК устраивать тотальный досмотр каждой въезжающей машины, да и полномочий таких у «дозорных» попросту нет.

Возможно, как-то и удастся выделить эти автомобили в общем потоке транспорта, если на законодательном уровне обязать переоборудованные автомобили отмечать соответствующими маркерами-наклейками. Как, например, это делают инвалиды или когда устанавливают на машину колеса с шипованными покрышками. В этом случае тех, кто не будет соблюдать норму, будут штрафовать. Ведь в техпаспорте отметка о переоборудовании должна быть (если не брать в расчет совсем уже кустарные экземпляры). В этом случае полиция в режиме реального времени во время движения сможет вычислить недобросовестных любителей экономной езды.

Во-вторых, многим не выгодно контролировать и отправлять нарушителей на улицу. Например, всевозможные ТРЦ, моллы и гипермаркеты. Они прекрасно понимают, что если будут дискриминировать своих посетителей, то это в итоге ударит по их карману. Никто не захочет посещать центр, в котором тебе не рады, а развивать наземные парковочные места, особенно в условиях больших городов — непозволительная роскошь.

Приземленные задачи

О том, что послужило причиной ужесточения правил пожарной безопасности, остается только догадываться. Не исключено, что решение это приняли после серии взрывов газового оборудования, произошедших в стране за последнее время. Напомним, в июне 2019 года в Костанае была полностью разрушена станция по установке ГБО. Причиной ЧП оказался взрыв баллона в переоборудованном автомобиле, находившемся в этот момент на станции. В результате пострадали семь человек, пятерых из которых госпитализировали.

Следом, в сентябре, только теперь уже в городе Туркестане, на территории одной из гостиниц загорелся автомобиль ЗИЛ с последующим взрывом газового баллона. В общей сложности от пожара пострадали 11 человек.

Здесь, вероятно, правильнее было бы не бороться со следствием, а сделать акцент на причину, то есть сфокусировать внимание на производстве действительно качественного, а главное — отечественного оборудования.

Известно, что ни одна автомобильная компания в мире не выпускает серийные авто, оборудованные ГБО. В некоторых странах допускается опция переоборудования, позволяющая сохранить гарантию на машину, если установку ГБО проводят в официальном центре. Но в большинстве случаев авто все же «слетает» с гарантии, поскольку автопроизводитель рекомендует заправлять его именно тем видом топлива, который предписан изначально. О причинах такой политики автогигантов мы расскажем в последующих публикациях.

Если же рассматривать само оборудование, то у казахстанцев есть достаточно неплохой выбор. В широком ассортименте представлены итальянские бренды, которые зарекомендовали себя как наиболее надежные. Также различные мастерские предлагают польские и российские установки. Не исключено, что на рынке присутствует и китайское оборудование. Что мешает отечественным инженерам взять все самое лучшее из того, что представлено на рынке, и не ограничивать себя лишь гаечной сборкой, а сделать свой собственный продукт?

Согласитесь, это намного перспективнее производства вертолетов или той же компонентной сборки отнюдь не отечественных авто. Спрос на товар есть, а это залог успеха для любого предприятия. Тем более если цены на топливо действительно сравняются с российскими, то процентное соотношение пользователей ГБО существенно изменится. Нет, космос тоже нужно покорять, но, когда есть приземленные задачи, способные не только взбодрить малый и средний бизнес, но и сделать жизнь казахстанцев комфортнее и безопаснее, то почему бы не заняться именно ими.

Сам же процесс легализации доработок машины достаточно последователен. Сведения о произведенном переоборудовании заносят в свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС). Для внесения изменений в СРТС его владелец обращается в административную полицию с заявлением, в котором отражает вид переоборудования. После получения письменного ответа он обращается в организацию (предприятие), имеющую материальную базу и квалифицированных специалистов, в которой производит переоборудование транспортного средства с предоставлением документов о произведенном переоборудовании. Далее по результатам осмотра транспортного средства сотрудником административной полиции (техническая инспекция) после произведенного переоборудования владельцу выдают свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. На его основании в свидетельстве о регистрации транспортного средства указывают конкретные изменения конструкции. Например, установлено газобаллонное оборудование.

Процедура, конечно, требует времени, но это обоснованно, поскольку происходит непосредственное вмешательство в работу всего автомобиля. Это не только механическое врезание газовых форсунок в коллектор, но и программное вмешательство — в некоторых случаях приходится «перепрошивать» бортовой компьютер, то есть мозг всего автомобиля. А эту операцию стоит доверять только высококвалифицированным мастерам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру