Что произошло?
Первая информация о гибели чиновника появилась в информагентствах 8 сентября и была весьма скудной.
«Глава МЧС РФ Евгений Зиничев погиб на учениях в Норильске. Об этом сообщили в среду в министерстве. По информации ведомства, Зиничев погиб при исполнении служебного долга, спасая жизнь человека. Министр находился в Норильске на межведомственных учениях по защите арктической зоны от чрезвычайных ситуаций. Зиничев занимал должность главы МЧС с 18 мая 2018 года», — сказано в сообщении ТАСС.
Позже начали открываться подробности происшествия. Согласно сообщению МЧС России, 55-летний министр погиб, пытаясь спасти кинорежиссера Александра Мельника, который работал на месте учений и приехал в Норильск, чтобы выбрать место для съемок документального фильма о развитии Арктики и Северном морском пути.
Но как раз на этом моменте возникает сразу несколько версий происходящего. По одной из них Мельник, как и говорилось выше, приехал снимать документальное кино. По другой версии, ни о каком документальном кино не идет и речи, а режиссер, который был одновременно и оператором, занимался «ведомственной съемкой». То есть готовил материалы о том, как МЧС проводит учения.
Третья версия вообще отметает две предыдущие, и если верить ей, то погибшие оказались у места трагедии как простые туристы для ознакомления с красотами местных окрестностей.
Кстати, о том, где именно произошла трагедия, также нет четкой информации, во всяком случае на момент подготовки материала. По одной из версий, все могло случиться на озере Лама в 120 километрах от Норильска, на охраняемой территории в западной части Путоранского заповедника. Это место считается достопримечательностью заповедника, и туда нередко привозят VIP-гостей. Для этого там даже построили визит-центр.
Согласно другим источникам, трагедия произошла на водопаде Китабо-Орон на реке Иркингда, который расположен в западной части заповедника. Туристов туда возят только на вертолетах. Места там опасные. По словам опытного инструктора, людей привозят, чтобы те немного походили с проводником, сделали фото и улетели назад вертолетом.
Много вопросов и касательно того, как именно развивались события в момент трагедии.
Согласно одной версии, режиссер, поскользнувшись на мокрых камнях, упал в воду, и Зиничев, пытаясь его спасти, прыгнул следом за ним. При этом спасатель ударился о выступ камня, в результате чего ему самому потребовалась помощь. Пострадавших вертолетом доставили в больницу No1 Норильска, но полученные ими травмы оказались несовместимыми с жизнью.
По другой версии, которую также можно найти в открытых источниках, в тот момент, когда режиссер поскользнулся, он рукой схватился за главу МЧС, и они оба рухнули вниз.
Министр и его свита
На самом деле не так важно, по какому именно сценарию развивалась эта трагедия, как то, почему она была допущена. Если это действительно были учения, пусть даже «работающие на камеру», то в окружении было множество специалистов, работа которых как раз и заключается в том, чтобы спасать людей. При этом, находясь в момент происшествия на месте, они ничего не смогли сделать, чтобы спасти своего главного руководителя...
Собственно, вся их работа и сводится к спасению своего начальника. Именно за это они и получают зарплату. Именно этому их и учили всю жизнь. За государственный счет. Именно они являются лучшими в своей профессии. Поэтому и охраняют, защищают первого руководителя.
Почему служба безопасности допустила ситуацию, которая могла привести и привела к трагедии?
Здесь важно понимать, что, когда речь идет о замене чиновника такого ранга, трагедия обретает невероятный масштаб, практически неизбежным следствием являются кадровые перестановки.
Министр в США или Европе — это просто рабочее место. Да, высокопоставленная должность, но западные министры могут спокойно передвигаться на велосипедах и трамваях, а в случае увольнения просто собирают свои вещи в картонную коробку и уступают место своему последователю. Без перетряски всего ведомства.
В странах СНГ, и Казахстан, увы, не исключение, назначение на высокую чиновничью должность схоже с церемонией коронации со всеми вытекающими из процессии последствиями. «Король» ведь не может быть голым, это вам не пьеса Евгения Шварца, тут все по-настоящему: и свита, и кони, и даже перья от предшественника уже не годятся, ведь писаться будет новая история... Есть ли тут место уходящей эпохе?
Действие это действительно затратное в первую очередь для государственной казны, а значит, и всех законопослушных налогоплательщиков. Ведь далеко не все сотрудники усидят в своих креслах, а при увольнении, согласно законодательству, нужно выплатить компенсацию в виде двухмесячной заработной платы. Много ли это? Тут все зависит от числа замов, замов замов и так далее.
Согласно данным из открытых источников, заместители руководителя структурного подразделения получают в среднем от 550 до 870 тысяч тенге. И это лишь среднее значение без учета премиальных и, естественно, за вычетом всех налогов. То есть в случае смены команды, что эквивалентно увольнению сотрудников, при смене руководства сумма компенсаций может составлять десятки, а может, и сотни миллионов тенге. И это только то, что касается кадров.
Следующий затратный этап — обновление оргтехники, мебели, транспорта и даже шариковых ручек. Зачем? Здесь есть удобный ответ — «для безопасности и сохранения конфиденциальности». Не секрет, что акимат — это очень сложная и в некоторой степени жесткая конкурентная среда, где постоянно идет борьба за место под солнцем. Никто не хочет прощаться со своим креслом, а даже если это и произошло, то чиновник всеми силами будет пытаться вернуть его обратно.
И что может быть лучше, чем дискриминация?! Если вдруг выяснится, что новая команда не справляется с возложенными на нее задачами... Открыто об этом, естественно, никто не говорит, а в качестве рационального довода приводят «исключение возможности шпионажа». Этого довода достаточно, чтобы за бюджетные средства провести капитальный ремонт во всех кабинетах, приобрести новую — и не самую дешевую — мебель, оборудовав кабинеты нового состава новейшими компьютерами и техникой.
Следующий важный момент — временный вакуум в министерстве. Нередко чиновников назначают на министерскую должность не из пула замов ведомства, в котором происходит замена, а из совершенно другого подразделения. И здесь вполне логично, что человек, оказавшийся в совершенно новой для себя среде, должен адаптироваться и, так сказать, плавно вникнуть в ход дела.
Ведь, не зная особенностей структуры, грамотно руководить не получится при всем желании. То есть назначают консультантов, которые на определенный промежуток времени являются путеводителями вновь назначенного человека, пока он не войдет в колею.
Все это время, пока «воспитывается» новый министр, все министерство движется на холостом ходу. Конечно, оно не бездействует вовсе, и локальные вопросы на уровне подразделений, управлений и служб все-таки решаются. Но в масштабах страны и решений министерского уровня здесь, естественно, возникает определенный вакуум. Этот процесс становления может затянуться не на один месяц — период, в течение которого в работе всего министерства будет наблюдаться простой.
Другой мир
Возвращаясь к теме произошедшей трагедии, налицо халатное отношение к своим прямым обязанностям всей службы безопасности. Именно на плечи этой структуры ложится обязанность сохранения жизни министра. Чиновник такого уровня требует защиты не только от потенциальной угрозы во время проведения массовых мероприятий, но и от себя самого. Именно просчет потенциальных рисков и возможного стечения обстоятельств — то, что стоит во главе угла каждого подразделения СБ.
Почему, когда режиссер и глава МЧС РФ оказались на краю обрыва, служба СБ не отреагировала? Все риски лежали на поверхности, однако никаких мер принято не было. Даже если допустить, что учений не было и это была просто «министерская прогулка» по знаковым местам региона, охрана обязана была все организовать таким образом, чтобы их босс не оказался на краю пропасти.
То, что Евгений Зиничев погиб как герой, спасая жизнь другого человека, достойно самых высших наград. Но разве он должен был нырять? Конечно, нет. Для этого существуют специально обученные люди в числе служб охраны и собственной безопасности. Где были эти люди? Вряд ли глава МЧС отправился в дикие места без охраны.
Если приводить в пример структуру организации органов управления в странах Европы и США, налицо более совершенная система, в которой чиновник — винтик, замена которого не повлечет за собой каких-то колоссальных трат из бюджета.
В странах СНГ все наоборот, это очень дорогое мероприятие. Имея такие кейсы, действительно, идея пересадить чиновников на велосипеды, выглядит по меньшей мере нецелесообразной. Ведь в этом случае риски возрастают в разы. Того же министра — хотя и крайне сложно представить в общественном транспорте — просто задавят или покалечат в переполненном автобусе, если он окажется в нем в час пик. Не привыкший к суровым условиям передвижения, слуга народа может выпасть во время движения, как это уже было с простыми гражданами. Политик может просто оказаться под колесами машины, когда будет (естественно, в теории) двигаться по велодорожке.
Ставки слишком высоки, и здесь нужно либо менять систему и брать у Запада не только опыт платных парковок, но и устройство структуры органов управления по принципу «простых винтиков», либо продолжать финансировать вольготное их содержание, как это происходит сейчас. Дорого казне обходятся перемены, слишком дорого.