В Казахстане лишь три региона сохранили горячее питание в школах, но в большинстве случаев плохого качества

03.04.2018 в 14:21, просмотров: 2348

В последние годы в сфере школьного питания произошло немало перемен. Началось все с того, что в 2015 году президент Казахстана на расширенном заседании правительства заявил: “Казахстанцы должны сами оплачивать кефир и булочки своим детям-школьникам”.

В итоге бесплатные обеды для учеников младших классов отменили. Такую “привилегию” оставили лишь для определенной категории детей из социально-уязвимых слоев населения: имеющим право на предоставление адресной социальной помощи; живущим в семьях, где доход ниже прожиточного минимума; требующим экстренной помощи в результате ЧС, сиротам и оставшимся без попечения родителей и тем детям, которых выбирает коллегиальный совет школы.

Но некоторые регионы все же изыскивали средства в своих бюджетах на горячее питание для учеников начальных классов. Так, в учебном 2014-2015 году в школах бесплатно питались 700 тысяч детей. В 2015-2016-м - 435 тысяч школьников, а годом позже - уже 300 тысяч.

Сегодня лишь считанное количество регионов и городов добровольно оставило ученикам младших классов горячее питание в школьных столовых. Это Атырауская, Западно-Казахстанская области и Астана. В столице на бесплатное питание детей-льготников и учеников начальной школы в прошлом году выделили 3,5 миллиарда тенге.

Но даже в главном городе страны в сфере школьного питания нет показательного порядка. В результате комплексного изучения 47 из 84 столичных школьных столовых за нарушения санитарных норм и правил торговли государственным органом наложили 45 штрафов арендаторам, отстранили от работы 10 человек, дали 45 предписаний для устранения обнаруженных недостатков.

На недавнем совместном заседании постоянных комиссий маслихата города Астаны депутат городского маслихата Кайырлы Таукен поднял тему питания в школах. В частности, качества пищи. По его словам, “во многих школах учащиеся ограничиваются только одним блюдом, потому что зачастую второе бывает несъедобным”. “Редко в меню этих школ встретишь каши, а первое блюдо больше похоже на водянистые смеси. Поставщиков услуг это обстоятельство не волнует, ведь с бюджета им оплачивается по полному меню”, - отметил депутат и предложил пересмотреть ассортимент реализуемой продукции, запретив продажу вредных продуктов. При этом руководство школ не следит за качеством блюд до тех пор, пока кто-нибудь не пожалуется или не отравится.

Проблемы продолжают существовать, несмотря на то, что нынешняя практика обеспечения питанием детей школьного возраста постепенно налаживается путем принятия новых нормативных актов по выбору поставщиков. Ранее поставщик услуг по организации питания в школьных столовых определялся согласно Закону “О государственных закупках”, где основным критерием выбора победителя являлась стоимость предлагаемых услуг.

В погоне за низкими ценами зачастую имел место принцип: не качество, а количество. В школьных столовых были скудные меню, которые не соответствовали требованиям СанПиН и не учитывали физиологические потребности детей в биологических ценных веществах и энергии. Помимо некачественных продуктов питания причиной массовых отравлений в школах являлось халатное отношение поставщиков услуг: несоблюдение правил санитарной гигиены, отсутствие санитарных книжек у сотрудников столовых. Усугублял ситуацию мораторий на проверки малого и среднего бизнеса.

По словам министра здравоохранения Елжана Биртанова на одном из недавних заседаний правительства, в республике внедряют единые стандарты школьного питания. Процесс выбора поставщиков услуг по организации школьного питания вывели из сферы государственных закупок и регулируют Правилами организации питания обучающихся в организациях среднего образования, утвержденных приказом и.о. министра образования и науки РК от 31 декабря 2015 года № 717.

Но это не сильно улучшило ситуацию в сфере школьного питания. По-прежнему ассортимент блюд в школьных столовых не отличается разнообразием - используют много теста, риса, которые мешают усваиванию. Готовят пищу порой обычные повара, многие из которых не имеют представления о технологии общественного питания, санитарии и гигиене. Материально-техническая база пищеблоков слабая, в сельской местности технологическое и холодильное оборудование и вовсе требует списания.

Чтобы организовать правильное питание учащихся, нужны современные столовые, оснащенные новым оборудованием с передовыми технологиями приготовления пищи на пару, что, в свою очередь, требует профессионализма школьных поваров, создания школьной индустрии питания. Это все, в свою очередь, стоит огромных капиталовложений, что в пересчете на все действующие государственные школы составит немалые бюджетные средства.

В соседней России в каждом регионе есть свои программы по школьному питанию, реализуют экспериментальные проекты. Более того, есть специализированные комбинаты, предусматривающие приготовление полуфабрикатов высокой степени готовности.

В Казахстане тоже планировали построить школьные комбинаты, где готовили бы еду для учеников, при этом четырехнедельное меню разрабатывают ученые с учетом микроэлементов и витаминов, а также возрастных групп. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы предполагается на основе ГЧП в областных центрах, городах Астане и Алматы построить 16 энергосберегающих школьных комбинатов питания.

Но этого не произошло. Однако в ряде управлений образования считают, что лучше потратить деньги на приобретение нового оборудования для столовых, а не на строительство школьных комбинатов. Какое бы современное оборудование ни поставили, ситуация со школьным питанием не изменится, если под нее не подвести научную базу.