С начала нового года казахстанские аэропорты приняли решение повысить тарифы на аэропортовые услуги в связи с отменой регулирования тарифов аэропортов со второго полугодия 2017 года. Это стало причиной ухода из Казахстана ряда международных авиаперевозчиков. В том числе, KLM, British Airways и лоукостер «Победа». Об этом шла речь на пресс-конференции в Астане, в которой приняли участие Комитет перевозчиков аэропорта Астаны, международные и казахстанских авиакомпании и представительство ИАТА в Центральной Азии.
Мировая практика такова, что аэропорты оповещают авиакомпании о любых увеличениях стоимости, направленных на создание дополнительных удобств и улучшение сервиса для пассажиров. Эффективность аэропортов, а также увеличение их прибыли может быть достигнуто за счет дополнительных сервисов, не связанных напрямую с авиацией. Например, в Европе и США аэропорты активно развивают различные виды коммерческой концессии, такие как сдача помещений и оборудования в аренду, реклама и прочее. Данная неавиационная деятельность способствует улучшению качества существующих услуг, внедрению новых сервисов и приносит аэропортам доход до 30-40%, что позволяет снизить тарифы для авиакомпаний.
Однако казахстанские аэропорты выбирают более легкий путь получения доходов путем повышения тарифов.
Так, невзирая на то, что авиакомпании были заверены в полной прозрачности и возможности обсуждения тарифов, столичный аэропорт увеличил оплату за посадку-высадку международных рейсов на 30%, обеспечение безопасности — на 100%, базирование самолета — на 157% и сверхнормативную стоянку воздушного судна — на 188%.
В результате повсеместного повышения тарифов на услуги казахстанских аэропортов многие зарубежные авиаперевозчики ушли с местного рынка. Так, Austrian airlines, KLM и Asiana Airlines прекратили рейсы в Астану. China Southern и FinAir приостановили полеты в Астану, а Etihad, LOT и AirArabia сократили количество частот. Перестали также летать в Казахстан British Airways, Air Baltic, Czech Airlines и лоукостер «Победа».
Все эти авиакомпании были вынуждены свернуть свою деятельность в Казахстане по экономическим причинам, в том числе из-за непрозрачных цен и продажи аэропортами топлива по чрезмерно завышенным ценам.
Данные действия аэропортов Казахстана противоречат 68-му пункту Плана нации «100 конкретных шагов» Нурсултана Назарбаева, в котором говорится об улучшении эффективности госрегулирования авиаперевозок для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан.
Как сообщил, представитель ИАТА по Центральной Азии Джордан Карамалаков, авторитетные перевозчики, как Turkish Airlines, Lufthansa, LOT, Air Arabia и FlyDubai, направили в КГА и МИР РК официальные письма о своем несогласии с новыми ценами. Отсутствие четких правил для определения аэропортовых тарифов и отказ от предварительных консультаций с перевозчиками делает Казахстан непривлекательным для авиакомпаний.