Как столица Казахстана пережила невиданный ранее снежный ураган

Порывистый ветер сбивал людей с ног, срывал билборды и светофоры, а на трассах мело так, что замерзали не только дизельные, но и бензиновые двигатели. Так почему же в век цифровых технологий люди по-прежнему оказываются в «зимних капканах»?

Как столица Казахстана пережила невиданный ранее снежный ураган

Расслабились?

Гололед, туман, метель — каждое из этих погодных условий представляет собой большую опасность для автомобилистов и пешеходов, а когда они накладываются друг на друга, то число чрезвычайных происшествий увеличивается в десятки раз в сравнении с обычными зимними буднями.

Для северных регионов нашей страны сильные ветра и низкие показатели температуры дело привычное. И все же в последние пять лет погода баловала жителей Астаны относительно безобидной зимой, что в некоторой степени их расслабило. Однако события 11 января заставили пересмотреть отношение к стихии. В этот день безобидная метель переросла в буран, который наломал не только дров, а точнее деревьев, но и разгромил витрины магазинов, сорвал крыши с домов, а людей опрокидывал и кувыркал как тряпичные куклы.

По официальным данным, озвученным представителем комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Русланом Иманкуловым, менее чем за сутки на пульт «112» поступило более четырех тысяч звонков о необходимости оказания помощи. И это только по Астане! Решением акима города Асета Исекешева 11 января объявили о чрезвычайной ситуации природного характера местного масштаба.

А в кризисном центре ДЧС организовали оперативный штаб и по мере ухудшения погоды — патрулирование на автотехнике высокой проходимости по объездным трассам и по периметру города. Как оказалось, не зря: в ходе патруля эвакуировали 149 человек, из них 17 детей, и отбуксировали 66 единиц техники.

Из-за ухудшения погодных условий ввели ограничение движения для всех видов автотранспорта, и не только в Астане, но и во всей Акмолинскойобласти, а также еще в пяти: Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской.

Однако, несмотря на принятые меры, «чрезвычайщикам» все-таки пришлось вести спасательные работы не только в черте города, но и на междугородных трассах. На контрольно-пропускных пунктах только в Акмолинской области в разных районах скопилось более 100 автомашин, застигнутых в пути непогодой, которым требовалась помощь спасателей. В усиленном режиме работали сотрудники КЧС и в трех районах Карагандинской области, на пульт которым поступило более 1300 звонков с просьбами о помощи.

Но вот что всегда в таких случаях вызывает вопрос: все это «упало» на указанные регионы внезапно? Отнюдь. Изменение погоды не было внезапным, и метеорологи заранее сообщили о приближении метели. Но, как говорилось ранее, люди почему-то расслабились и с пренебрежением отнеслись к этой информации и тем предупреждениям, которые службы ЧС распространяли через средства массовой информации.

Понятно, что даже сейчас, в век цифровых технологий, многие наши сограждане не верят в прогнозы метеорологов. И это недоверие, надо заметить, небезосновательно, процент неточных прогнозов слишком велик. Тут, как говорится, верить или нет — дело каждого, но когда спасатели трубят об опасности, задуматься перед тем, как покинуть безопасное помещение, все-таки стоит.

Беспечность порой хуже холода

Этому свидетельствует и статистика — за зимний сезон 2016-2017 годов в зоне риска оказались и были спасены более пяти тысяч казахстанцев.

Мы почерпнули эти данные в МЧС, откуда получили сведения о количестве спасенных за этот период: «В Астане, а также в Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях спасатели при взаимодействии с местными исполнительными органами и дорожными службами из снежных заносов спасли 11 человек, эвакуировали более 5500 человек, в том числе 439 детей. Также 1694 единицы техники вызволено из снежного заноса».

На первый взгляд, это сухие цифры, но на самом деле за ними скрыты часы страха и ожидания людей, попавших в катаклизм, а также титанический труд спасателей, которые, рискуя жизнью, их вызволяли.

В интервью «МК» Руслан Иманкулов рассказал, что ежегодно перед наступлением зимнего периода МВД совместно с местными исполнительными органами проводит превентивные мероприятия по подготовке к реагированию на чрезвычайные ситуации зимнего периода.

Помимо приведения в готовность снегоочистительной, дорожно-строительной, железнодорожной техники и прочих работ проводится информирование населения о правилах безопасности на льду и поведения в зимний период. Также вводится ограничение выезда автотранспорта за пределы населенных пунктов при ухудшении погодных условий.

Но, несмотря на все усилия, некоторые водители пренебрегают этими мерами. И если на севере страны они к таким ограничениям относятся с пониманием, то на юге нередко возникают разногласия между гражданами и представителями служб безопасности.

Один из наиболее ярких примеров — горные перевалы Шакпак и Куюк. Дело в том, что они расположены на стыке Южно-Казахстанской и Жамбылской областей, и люди, двигающиеся с юга, где светит яркое солнце и сохраняется ясная погода, не понимают, почему дорогу на перевал закрывают. В свою очередь, как отмечают специалисты, стоит проехать всего несколько десятков километров вглубь одного из перевалов, безобидное синее небо резко сменяется сложнейшими погодными условиями.

Именно на этом отрезке чаще всего происходят ДТП, а также машины попадают в снежные заносы. Шакпак и Куюк считаются особо заносимыми перевалами и уже давно являются «больным местом» служб спасения, а главное — подобных опасных зон в республике немало.

И все же в силу географического положения наибольшее число ЧП происходит в северной части Казахстана. Так, только за ноябрь и декабрь 2017 года спасательными подразделениями комитета по чрезвычайным ситуациям эвакуировано более 250 человек, в том числе 10 детей.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на большое число происшествий, нашим спасателям удалось сохранить тысячи жизней, что говорит не только о высоком уровне подготовки, но и о хорошем техническом оснащении. Специалисты рассказали, что сейчас подразделения комитета по ЧС укомплектованы всем необходимым набором аварийно-спасательного инструмента, а также современной автомобильной техникой повышенной проходимости для обеспечения эвакуации попавших в снежные заносы людей.

Единственным слабым звеном является сложность определения точного местонахождения людей, попавших в снежные заносы, особенно в случаях отсутствия покрытия территории сетью мобильной связи. Практически все дороги Казахстана покрыты сетью сотовых операторов, однако в сложных метеоусловиях связь может оказаться нестабильной или полностью отсутствовать.

Возможно, ключом решения этой проблемы станет внедрение в автомобили «тревожной кнопки» — системы ЭВАК (экстренный вызов при авариях и катастрофах). Запуск этой программы запланирован на 2018 год, но когда именно это произойдет, пока неизвестно.

Собственно, не это главное. Ведь больший акцент следует сделать именно на осведомление граждан о той опасности, которая может подстерегать за границей городов, ведь кнопка SOS позволит ускорить процесс спасения, а не предотвратить происшествие.

Снять на видео или помочь?

За тем, как развивались события в Астане, можно было следить и не дожидаясь выпуска новостей. С каждым часом усиления бурана в социальных сетях появлялось все больше роликов, снятых очевидцами. И, с одной стороны, это большой плюс, ведь такие спонтанные мобильные репортеры позволяют взглянуть на картину происходящего под разными углами. Однако не каждого оператора можно похвалить за проделанную работу, и вот почему.

Известие об усилении ветра до 25 метров в секунду вряд ли наберет на личной страничке соцсети много просмотров и лайков, а вот видео, в котором две девушки, хватаясь за тоненькое деревце (фактически саженец), пытаются устоять при таком ветре — это, как говорит продвинутая молодежь, огонь. Причем автор того сюжета ведет съемку из салона автомобиля, в котором тепло и комфортно, где эти самые 25 метров в секунду кажутся лишь голыми цифрами…

Просмотрев ролик до конца, увы, в нем мы так и не увидели самоотверженности и смелости в попытке помочь этим девушкам.

И если этот автор лишь бездействовал, то другие более предприимчивые соотечественники пытались еще и «навариться» на чрезвычайной ситуации. Так, делая попытки укрыться от обмораживающего ветра, люди пытались поймать такси. К слову, даже в обычный снегопад поймать машину бывает непросто, а в таких условиях… Можно, но втридорога!

Некоторые «бомбилы» останавливались, но цена за посадочное место в теплом кресле оказывалась в три-четрые раза выше, чем в обычный день.

Между тем более 20 человек обратились в отделения травматологии за помощью, а большинство из них пострадали, как выяснилось, из-за бурана. Особо тяжелыми оказалось два случая — на женщину 1984 года рождения упал рекламный баннер, а 67-летний мужчина получил серьезные ушибы из-за того, что его шквальным ветром ударило о здание.

Не обошлось и без жертв. К концу недели стало известно, что в Северо-Казахстанской области пропавшего учителя нашли мертвым. Двадцатилетний педагог пропал еще в декабре — он вышел из школы и домой не вернулся. Известно, что по пути, заблудившись, он заходил в дом односельчанина, после чего в условиях плохой видимости из-за бурана ушел в неизвестном направлении. Вскрытие покажет истинную причину смерти, однако специалисты придерживаются мнения, что с большой долей вероятности она заключается в переохлаждении.

Стихия не прощает ошибок, и с ней нельзя договориться тет-а-тет, поэтому, выходя за порог дома, стоит несколько раз подумать, стоит ли это делать. Несмотря на то, что наша служба спасения самоотверженно бьется за жизнь каждого человека, она не может быть всесильной и приходить на помощь моментально. Да и на соотечественников рассчитывать, как оказалось, не стоит. Не исключено, что есть сотни примеров, когда люди подбирали голосующих на дороге, и в этом героизм таких водителей. Но, как уже говорилось ранее, это выход из экстренной ситуации, а не ее предупреждение.

Что делать, если машина попала в снежную пургу (занос):

• подать сигнал о помощи, повесив на шест (антенну) яркую ткань;

•периодически прогревать машину, но не постоянно, так как неизвестно, сколько еще времени вы проведете на дороге. Нужно экономить заряд аккумулятора;

•периодически приоткрывать двери машины, расчищая снег, иначе сугробы могут закрыть пути выхода;

•укрыться теплой одеждой, прижаться друг к другу;

•слушать экстренные сообщения по радио.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру