Громкий визит
Отношения между нашими двумя странами, несмотря на внешний лоск, нельзя назвать простыми. Конфликт назревал уже не первый год. Возможно, доводы, приведенные киргизским президентом, послужили лишь поводом для него. Сложно представить, что Алмазбек Атамбаев в нем искренне заинтересован. В таком случае речь может идти о третьей стороне. А кто может быть этой стороной — вопрос интересный.
Напомним, что на церемонии вручения государственных наград, проведенной непосредственно перед президентскими выборами в Кыргызстане, глава этого государства Алмазбек Атамбаев довольно резко высказался в адрес Казахстана и его руководства. «Выборы Кыргызстана наглядно показали, что олигархи Казахстана и агенты влияния госдепа в Кыргызстане, все НПО, получающие деньги, они вдруг объединились. И Утемуратовы, Байсаловы, Отунбаевы, НПО различные, Джакуповы объединились. И больше того, это прорвалось, когда один из тяжеловесов США, бывший специальный помощник президента США, бывший посол США в России Майкл Макфолл сказал: «Плохо, что выбрали Жээнбекова, это плохо для демократии». То есть, если бы выбрали ставленника олигархов и госдепа США, было бы хорошо. Потому что никакая демократия в Кыргызстане и нашем регионе США абсолютно не нужна", — сказал он.
Политологи заговорили о появившемся расхождении политических взглядов Астаны и Бишкека и о возможных последствиях этого.
Слово печатное
Разумеется, инцидент не остался без внимания средств массовой информации. Причем больше всего внимания, по понятным причинам, к нему проявили СМИ Кыргызстана. В частности, газета «Вечерний Бишкек» назвала происходящее «холодной войной между двумя странами».
«Крайне эмоциональное выступление Алмазбека Атамбаева появилось не на пустом месте. Так глава киргизского государства отреагировал на прошедшую в разгар избирательной кампании встречу самого богатого кандидата с Нурсултаном Назарбаевым», — пишет издание.
Возникшую после этого ситуацию на контрольно–пропускных пунктах между двумя странами, когда на границе стали скапливаться сотни грузовых автомобилей и создаваться огромные людские очереди, газета назвала «вендеттой по-казахстански».
«Выпад Атамбаева не остался безответным: казахи перекрыли границу. Для нашей экономики это удушающий прием, поскольку на сегодня северное направление — приоритетный логистический коридор Кыргызстана, — пишет журналист Александра Василькова. — Для того чтобы облегчить участь граждан (не только КР, но и других стран), столкнувшихся с усилением со стороны казахских пограничников, близ КПП на территории Кыргызстана властям пришлось организовать пункты горячего питания, круглосуточное дежурство бригад медиков, сотрудников МЧС. Впрочем, официально Казахстан отрицает какую-то вендетту. У Астаны есть правдоподобные аргументы для закрытия границы. Сначала власти соседней республики с некоторой задержкой, правда, заявили о том, что пограничная служба Казахстана проводит операцию, цель которой — пресечение противоправной деятельности в пограничном пространстве, выявление причастных к террористической, контрабандной и иной преступной деятельности, а также проверка соблюдения пограничного режима и миграционного законодательства».
В том, что творится на казахстанско-киргизской границе, СМИ соседней республики винят непосредственно власти Казахстана, отмечая, что эта акция является завуалированной ответной реакцией на речь киргизского президента.
«Позже, когда обвинения Кыргызстана в умышленной блокаде со стороны Казахстана стали звучать все настойчивее, РК заявила, что усиленный пограничный контроль является вынужденной мерой, поскольку, мол, вы же сами пугали активизацией криминальных элементов накануне выборов, — написали в газете «Вечерний Бишкек». — Теперь, когда плебисцит благополучно завершился, удовлетворив уровнем проведения и организации даже требовательных международных наблюдателей, Казахстан нашел новый повод для того, чтобы оставлять границу между странами закрытой. Выяснилось, что наши экспортеры «травят» казахстанцев зараженными карантинными вредителями фруктами. Нам даже вернули 202 тонны этой опасной продукции».
Далее газета отмечает, что некоторая предвзятость со стороны Казахстана к Кыргызстану как полноценному члену ЕАЭС была и до последнего противостояния.
«Осторожность, граничащую с нежеланием открывать границы, в отношении наших перевозчиков-экспортеров традиционно объясняли страхом казахов перед китайской контрабандой и опасениями по поводу безо-пасности мясомолочной продукции», — пишет издание.
Журналист Александра Василькова предполагает, что результатом нынешнего противостояния между двумя странами может стать отмежевание Кыргызстана от главного стратегического партнера — России, поскольку именно через Казахстан пролегает торгово-транспортный поток из КР в РФ.
Некоторые киргизские эксперты отмечают, что в Казахстане стало наблюдаться такое явление, как киргизофобия. А бывший вице-премьер правительства Кыргызстана Олег Панкратов заявил, что, действуя подобным образом, Казахстан грубо нарушает правила Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, отметив, что наша страна до последних событий не всегда выполняла свои обязательства в рамках сотрудничества.
«Сегодня же невыполнение своих обязательств идет в серьезной форме, и мы должны на них реагировать. Учитывая, что такая ситуация прописана в правовой базе, мы можем дойти вплоть до суда», — сказал он.
Правительство Кыргызстана также посчитало, что введенный Казахстаном дополнительный контроль во всех пунктах пропуска противоречит основным принципам и целям Договора о ЕАЭС и ставит под угрозу достижение целей евразийской экономической интеграции. На основании этого киргизский Кабмин обратился в комиссию ЕЭК с требованием разобраться в ситуации.
В то же время «Вечерний Бишкек» отмечает, что обвинения Казахстана к своему соседу во многом справедливы. Во-первых, потому что в Кыргызстан все еще нелегально ввозят товары из Китая. А во-вторых, в республике имеются серьезные проблемы с инфраструктурой качества. То есть не хватает лабораторий, в которых нужно сертифицировать животноводческие товары.
Возможно, по этой причине министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов, обращаясь к представителям прессы, попросил не политизировать ситуацию на границе. По его мнению, обвинения не обоснованы, поскольку Казахстан действует в рамках внутреннего законодательства и при этом соблюдает все обязательства ЕАЭС.
«У любой стороны есть право обратиться в Высший евразийский экономический совет, чтобы сесть и поговорить. Я хотел бы сразу отметить, что решение о межправительственном совете, совете комиссии принимается исключительно консенсусом. То есть, если одна из сторон не согласна с предлагаемыми решениями, они не принимаются. Это необходимо иметь в виду», — сказал он.
Я верну тебе все, что ты подарил
Тем временем ситуация продолжает оставаться напряженной. В частности, дошло до того, что Кыргызстан вознамерился в одностороннем порядке разорвать соглашение с Казахстаном, подписанное в рамках Евразийского экономического союза в прошлом году. Речь о документе, по которому Казахстан обязуется помочь Кыргызской Республике адаптироваться к условиям ЕАЭС. Помощь, эквивалентная сумме в 100 миллионов долларов, должна была пойти на улучшение таможенной инфраструктуры Кыргызстана и на приведение ветеринарных и фитосанитарных систем республики в соответствие с нормами ЕАЭС.
Портал Kaktus.media сообщает, что проект закона о денонсации уже поступил в парламент. Сейчас, скорее всего, его уже передали непосредственно на рассмотрение депутатов. Первым делом документ должны были обсудить в комитете по международным делам, обороне и безопасности, позже он перейдет на рассмотрение всей палаты.
Напомним, что договор об этом заключили еще в 2016 году. Согласно ему, предоставляемые средства Кыргызстану должны были пойти на реализацию мероприятий, предусмотренных дорожными картами.
На это отреагировало экспертное сообщество соседней республики. Политолог Асылбек Аюпов полагает, что денонсация соглашения — это ответ-протест киргизского правительства на введенный пограничный режим в Казахстане.
«Шлагбаум на границе никогда не поднимется, если Кыргызстан денонсирует международные соглашения в одностороннем порядке. Отказавшись от денег Казахстана, колоссальные убытки понесет в первую очередь бизнес-сообщество КР. Нам безвозмездно предлагалась помощь, чтобы мы создали у себя инфраструктуру, которая могла бы выдавать разрешения на вывоз наших товаров, продукции (мясомолочной, сельскохозяйственной и т.п.) в Россию и тот же Казахстан. Отказавшись от этой суммы, мы лишь обостряем к себе отношение со стороны соседнего государства. Вывоз киргизской продукции затруднится и в будущем», — сказал он.
Ищи, кому выгодно
«Так кто же стоит за этим противостоянием между братскими странами?» — задается вопросом «Вечерний Бишкек».
Если ситуация не встанет на нормальные рельсы и сообщение, в том числе торговое, не наладится, то Кыргызстану придется пересматривать всю логистику собственной экономики, разворачивать ее в сторону Южной Азии. Как раз то, к чему в свое время призывали самые ярые противники присоединения нашей республики к ЕАЭС. Что же будет происходить, если экономика КР перестроится с севера на юг? Возможно, при новом геополитическом раскладе проект строительства железной дороги Китай — Узбекистан — Кыргызстан перестанет быть сугубо теоретическим. Наши товары можно будет продавать на новых, пока неосвоенных рынках.
Учитывая неоднозначные вопросы, возникающие между Вашингтоном и Пекином, США могут заинтересоваться возможностью вернуть свою базу на территорию КР. В конце концов, опыт в этом отношении уже есть. Кстати, именно поэтому сделка может происходить на совершенно иных условиях. К примеру, на этот раз речь, возможно, будет идти о куда более полноценном военном сотрудничестве.
«Да, сегодня Штаты не проявляют особого интереса к этому вопросу. Однако возвращение американцев вполне может стать для последних вопросом престижа, учитывая, что таким образом мировой гегемон может усилить свое влияние в регионе в пику России», — пишет издание.