Велосипедисты - еще одна проблема для Алматы

Автолюбители, велосипедисты и пешеходы не могут поделить дорогу

Акимат Алматы взялся за реконструкцию города, и в различных частях города появились велодорожки. Казалось бы, нужно радоваться, но эти реформы привели к очередному казусу.

Автолюбители, велосипедисты и пешеходы не могут поделить дорогу

Автовладельцев вновь «подвинули»

За последний год схема дорожного движения в Алматы претерпела огромное количество кардинальных изменений. Полоса для общественного транспорта, платные парковки, «превращение» улиц в односторонние и, наконец, велосипедные дорожки, граничащие с дорогами общего пользования, — все эти нововведения в теории должны улучшить пропускную способность дорог мегаполиса.

На некоторых участках автобусные выделенки действительно повысили среднюю скорость передвижения общественного транспорта. Но при этом забитые людьми автобусы так и остались неотъемлемой частью трафика в утренние и вечерние часы. По всей видимости, не в выделенках счастье, а в том, что число автобусов и троллейбусов, курсирующих по городу, нужно увеличивать, причем в 3-4 раза. Также выявился еще один недостаток: автомобили, которые теперь теснятся в оставшихся полосах, проводят в пути гораздо больше времени, выбрасывая в атмосферу еще больший объем вредных веществ.

Что касается системы платных парковок, то об особенностях ее «продвинутости» и той массы проблем, которые они вызывают, мы уже писали неоднократно. Дворы центральной части города превратились в место для стихийных парковок, а будни жильцов этих домов — в бесконечные стычки с недобросовестными водителями.

Насколько правильным будет изменение схемы движения по улицам Курмангазы и Шевченко — об этом еще рано судить, но вот велодорожки, которые появились в разных частях города, вновь ставят знак вопроса. Возможно, их бы не возникало в том случае, если бы новые дорожки прокладывали там, где и раньше — за пределами проезжей части. Но теперь «веломагистрали» появились непосредственно на дороге, то есть где водители привыкли ездить и парковать автомобили.

Власти города не скрывают своего желания выжить из центральной части города весь личный транспорт. Для этого принимается целый комплекс мер и одна из них — велодорожки. Их нанесли на улицах Кунаева и Шевченко, а вскоре «нарисуют» и вдоль других улиц. В районе Арбата сложности с парковкой были всегда, а теперь их станет еще больше, поскольку в отличие от Шевченко на Кунаева велосипедная разметка появилась с обеих сторон, а парковать на ней закон запрещает.

Что интересно, прямого запрета в Правилах дорожного движения (ПДД) вы не найдете, но нить, ведущая к штрафу, есть: остановка запрещена в местах, где «…создаст помехи для движения других транспортных средств (заторы) и пешеходов». А велосипед, как известно, к транспортному средству относится. Штраф за это правонарушение немалый — 20 МРП (45 380 тенге).

Также у водителей возникают вопросы с левым поворотом. Можно ли заезжать на велодорожку при совершении маневра на перекрестке? Вопрос справедливый, тем более что с аналогичной автобусной выделенки поворот разрешен. Здесь автомобилистов нечем порадовать — на дорожку нельзя заезжать ни при маневре, ни при обгоне/опережении. За выезд на «велосипедку» полицейские могут выписать штраф в размере трех МРП (6807 тенге).

Дорожная полиция сейчас весьма лояльна к нарушителям, которые попадаются на модернизированных участках дорог. А зря! Некоторые водители, по всей видимости считающие себя отдельной кастой, используют велодорожки для того, чтобы объехать затор.

Накатом по закону

Но правила нарушают не только водители, но и сами велосипедисты. И это неудивительно, ведь ситуация развивается как-то однобоко: привилегий у велосипедистов все больше, а ответственности…

На бумаге «прижимают» и велосипедистов. Так, с 15 июля этого года вышел четкий запрет на передвижение по «зебре» на велосипеде. И правильно! Львиная доля наездов на велосипедиста происходила как раз по той причине, что безграмотные велолюбители пытались проскочить по зебре на полном ходу. Также велосипедистам запрещено ездить по тротуарам — правонарушение, которое в городе встречается повсеместно.

Есть еще целый ряд правил, которые четко прописаны в ПДД, за которые, согласно 615-й статье Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП), велосипедист несет ответственность и может быть оштрафован на пять МРП (11 345 тенге). В теории, если нарушение правил будет выявлено, то сотрудник дорожно-патрульной полиции должен составить протокол об административном правонарушении.

Но, как уже говорилось ранее, это лишь в теории, на практике выходит совершенно иначе. Многие из пунктов этих правил не новы, однако, как утверждают сами представители дорожной полиции, на деле велосипедистов не привлекают к ответственности.

Можно предположить, что это «безразличие» вызвано курсом развития велокультуры... Ведь и водителей раньше не трогали ни за тонировку, ни за непристегнутые ремни. Но в определенный момент сверху дали отмашку, и эти законы моментально заработали.

С выносом велодорожек на проезжую часть наверняка участятся случаи ДТП с участием велосипедистов. Как в этом случае станут разбираться, а главное — как выявлять нарушителей? Ведь велосипеды не имеют государственных регистрационных знаков (ГРНЗ), и если водитель велосипеда скроется с места происшествия, его сложно будет найти, даже если ДТП попадет в объектив камеры наблюдения.

Возможно, следовало бы обязать оборудовать их велосипеды ГРНЗ, но сейчас, согласно действующему законодательству, регистрации подлежат лишь те транспортные средства, объем двигателя которых превышает 0,5 кубических сантиметра. То есть, пока депутаты не внесут соответствующие поправки в закон, ни о какой регистрации не может идти и речи. Это говорит лишь об одном: ситуаций с безнаказанным нарушением ПДД не избежать, а ответчиков не найти.

Правила выживания

На этом моменте можно было бы не заострять внимание, если бы не одно «но». В социальных сетях множество статей, видеороликов и прочих материалов о том, как велосипедисты попадают под автомобиль. Эти сцены долго муссируются, превращая водителя в демона, причем даже в том случае, если велосипедист нарушил все возможные ПДД. Но почему-то моментально растворяются в потоке случаи с наездом велосипеда на пешехода.

Автомобиль — источник повышенной опасности. А велосипед? Если велосипедист налетел на пешехода… Алматы, как известно, имеет не только северное и южное направления, но и такие понятия, как верх и низ. Так вот, спускаясь вниз, то есть двигаясь в северном направлении по той же улице Сейфуллина, велосипедист даже накатом может разогнаться до скорости 60-70 километров в час. Удар какой силы придется пережить сбитому пешеходу с учетом скорости и суммарных масс тела водителя и самого велосипеда (около 100 килограммов)?

Думаем, что сомнений в формулировке здесь не должно возникнуть — причинение вреда здоровью. В качестве примера можно привести трагедию, произошедшую в Таразе летом 2015 года. Тогда подросток на велосипеде сбил женщину с ребенком и скрылся с места происшествия. Женщина, закрывшая своим телом ребенка, скончалась вследствие полученных травм.

Конечно, нельзя равнять всех под одного, ведь неадекватные водители есть везде, и не важно, на чем они передвигаются. Но в случае с такими людьми «снисходительность» системы лишь провоцирует опасные ситуации. К слову, эгоистам, не задумывающимся об окружающих, полезно будет знать, что причинение вреда здоровью, согласно главе 30 статьи 615 п.2 КоАП, влечет за собой штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью ДТП рассмотрят уже в рамках Уголовного кодекса РК и согласно главе 14 статье 351 это «наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 240 часов, либо арестом на срок до 75 суток... То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок».

Велосипед, в отличие от автомобиля, не имеет покатых бамперов, смягчающих удар, и прочих приспособлений, направленных на снижение вреда здоровью при наезде на пешехода. И если шоссейные велосипеды отличаются небольшим весом, то велосипеды для фрирайда, как правило, обладают мощной рамой, сложными вилками с системами подвесов и амортизаторов, делающими его крепким, но при этом тяжелым. Такие байки пусть и не способны разогнаться до 80 километров в час, но их масса и при более низкой скорости превращает велосипед в болид, обладающий невероятной поражающей силой.

Закон, касающийся велосипедного движения, явно требует четкой проработки, ведь в его сегодняшней редакции он не выдерживает критики ни со стороны автолюбителей, ни пешеходов, и даже у самих велосипедистов есть ряд вопросов к законописцам.

Как считают многие велоактивисты, новые ПДД писал «дилетант, ни разу не сидевший на велосипеде, причем даже в детстве». Иначе как объяснить то, что внесли ряд поправок, которые логике не поддаются. По закону велосипедисту запрещено передвигаться по тротуару. Если нет велосипедной «выделенки», то он обязан двигаться исключительно по крайней правой полосе проезжей части.

На первый взгляд, все логично. Но! При этом убрали возрастные ограничения, определив всех велосипедистов в один класс. То есть четырехлетний ребенок, который едва научился крутить педали, не имеет права ехать по тротуару вдоль парка, а должен выехать на проезжую часть! Станет ли нормальный родитель соблюдать такие ПДД?

Распространение велосипедов в Алматы, несомненно, шаг вперед, но развитие это не должно расходиться с законодательной базой. Существуют ПДД, и их должны соблюдать все без исключения, в противном случае мы рискуем стать свидетелями того, как напряжение между участниками дорожного движения вырастет в геометрической прогрессии со всеми вытекающими из него последствиями.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру