Кто контролирует интернет и его пользователей в Казахстане

Новость о передаче Государственной технической службы (ГТС) в юрисдикцию Комитета национальной безопасности (КНБ) изрядно всколыхнула казахстанское интернет-сообщество. Громче всех зашумели, конечно же, правозащитники. Оно и понятно. Эта категория людей яростно критикует любую инициативу государства, добросовестно отрабатывая получаемые гранты.

Кто контролирует интернет и его пользователей в Казахстане

Шеф! Все пропало!

Кто им платит — вопрос другой, требующий отдельного разговора. Но работу свою они выполняют исправно, строго следя за любыми государственными инициативами и не упуская шанса выслужиться перед своими забугорными спонсорами. И все под соусом свободы выражения мнений, толерантности и прочей якобы демократической лабуды.

Вот и недавняя новость о передаче ГТС в ведомство КНБ, разумеется, не могла остаться без их внимания. Напомним, правительство Казахстана приняло постановление, согласно которому эта структура из Министерства информации и коммуникаций переходит в ведение вышеуказанной спецслужбы. Комментаторы в социальных сетях тут же стали строить различные предположения — от грядущих перестановок в правительстве до того, что данная инициатива предпринята в целях производства «политического сыска» в виртуальном пространстве. Другие стали говорить, что страна откатилась «назад в тридцатые». Ну и так далее.

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ», — пишет один такой критик на своей страничке в «лицевой книге».

«В 10-й статье Европейской Конвенции по правам человека прямо говорится о защите прав человека и основных свобод. Также в ней сказано, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от границ», — пишет другой комментатор.

Одновременно с этим так называемая «свободная» пресса разразилась лавиной статей с комментариями наиболее известных правозащитников, которые, поймав очередную тему, не могли отказать себе в удовольствии прокатиться катком по государственной власти.

Вот, к примеру, по мнению директора организации с кричащим названием «Международное бюро по правам человека и соблюдению законности» Евгения Жовтиса, в Казахстане КНБ окончательно утвердился в качестве основной силовой структуры. А данное нововведение — решительный шаг к диктатуре спецслужб.

«Никаких возможностей контроля КНБ и его поступков больше не существует, — говорит Жовтис в интервью одному из изданий. — Это абсолютно политический шаг. И ссылки на то, что так можно эффективнее бороться с терроризмом и экстремизмом, меня лично не устраивают… КНБ — это инструмент в руках той части элиты, которая сейчас находится на верхушке. Это (усиление КНБ) не только средство разборок с другой частью элиты, но и средство против системы коммуникаций вообще. Для нынешней власти интернет и соцсети — это источник опасности, «майдана», в отношении которого уже есть паранойя, и теперь есть возможность рубильник если не совсем выключить, то «приглушить». Благо, опыт Китая в этом отношении есть».

Мнение любопытное тем, что этот господин подчеркивает: спецслужба эта якобы «инструмент в руках той части элиты, которая сейчас находится на верхушке». Вообще-то любая государственная спецслужба — это инструмент государственной машины, и такое определение г-на Жовтиса поневоле наводит на мысль, что ему (или его единомышленникам) хотелось бы видеть «на верхушке» другую часть элиты, тогда бы наверняка к ней и претензий не было.

Как нет претензий у бесчисленных правозащитников (в том числе и в Казахстане), скажем, к американскому Агентству национальной безопасности (о нем ниже), которое поддерживает, думается, «правильную» часть американской элиты, находящейся на американской властной «верхушке».

В принципе, странно было бы ожидать от этого человека другого мнения. Им, правозащитникам, вообще бы упразднить все силовые структуры (кроме американских, конечно). Ведь по их, как считается, передовому и продвинутому мнению, все они пережиток ужасного прошлого, не дающий встать нашему обществу на демократический путь развития, тормозящий процесс эволюции и вообще являющийся полным отстоем.

Мы должны брать пример с демократических государств, говорят правозащитники. Коли так, то мы решили обратиться к опыту стран, слывущих оплотами демократии, узнать, как у них обстоят дела в этом плане.

Шерше ля террорист

Вот, к примеру, Франция. Может быть, кто-то удивится, но правительство этой страны всегда предпочитало быть в курсе всех неугодных действий, совершаемых гражданами. Там давно действует постановление, запрещающее провайдерам предоставлять хостинг неидентифицированным пользователям. Согласно ему, каждый вебмастер при регистрации сайта должен предоставлять исчерпывающую информацию о себе. И если кто-то решит обвести правительство вокруг пальца, указав ложные данные, то он рискует попасть в тюрьму. На первый раз на полгода. Наказание грозит и провайдеру, если вдруг выяснится, что он недобросовестно проверял данные.

Кроме того, во Франции активно действует агентство по борьбе с пиратским скачиванием музыки и фильмов. В лучшем случае любителям посещать торрент-трекеры грозит отключение от Сети на два года. Еще одно ведомство следит за появлением противоправного контента в интернете. Каждый французский провайдер без суда и следствия по первому их требованию просто берет и закрывает неугодный сайт. Эта же служба внедряет шпионские программы в компьютеры подозреваемых в торговле запрещенными штучками. Правда, для этого запрашивает в прокуратуре специальное разрешение.

А вот в глубоко почитаемых правозащитниками всех стран Соединенных Штатах Америки дела с этим обстоят куда более интересно. Правительство этой считающейся оплотом демократии страны широко известно борьбой за свободный интернет во всем мире. И широко пропагандируя это через подконтрольные им мировые СМИ, штатовские политики скромно умалчивают о том, что в 2001 году после 11 сентября в США там был принят «Патриотический пакт», в значительной степени развязавший руки спецслужбам и ограничивший права граждан на частную жизнь, загнав их «под колпак».

А в 2006 году с выходом Закона о киберпространстве, принятом в целях пресечения виртуальных угроз, простые американцы полностью лишились конфиденциальности.

Однако если после этого некоторые граждане США еще наивно полагали, что их личные данные и переписка видны только им, то Джордж Буш-младший, будучи президентом, развеял все их надежды. Он полностью развязал руки Агентству национальной безопасности, разрешив мониторить все компьютерные сети, чтобы «предотвращать угрозы террористических актов».

Может, бюро г-на Жовтиса, которое полностью, кстати, существует на американские деньги, лучше было бы обратить внимание на «засилье спецслужб» в стране-источнике своего содержания?

Вы думали, что мы теперь «под колпаком»?

А мы уже давно «под цилиндром»

Если кто-то не верит, то в Сети полно роликов от разоблачителей американских спецслужб, которые прямо указывают на то, что крупнейшие социальные сети активно сливают информацию, куда следует.

Вот, к примеру, мнение основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанджа: «США — это разведывательная супердержава. Не просто супердержава, а именно разведывательная супердержава. Расходы этой страны на разведку составляют 60 процентов того, что весь мир тратит на спецслужбы. У США есть глобальная система перехвата коммуникаций. Они следят за всеми, в том числе и за своими же союзниками. И используют эту информацию в своих политических, геополитических и экономических целях. Это очень напоминает классический образ бога, который видит тебя всегда и везде, где бы ты ни был и что бы ни делал, он знает о тебе все» (интервью «Вестям недели», 28 июня 2015 г.).

«Бизнес-модель Google, по сути, шпионаж. Компания зарабатывает около 80 процентов выручки, собирая информацию о людях, сводя ее воедино, храня и индексируя ее, создавая профили пользователей, чтобы предсказывать их интересы и поведение. Потом она продает эти профили — в основном рекламодателям, но и другим заинтересованным сторонам тоже. В результате смысл работы Google практически идентичен Агентству национальной безопасности США» (интервью ВВС, 19 сентября 2014 г.).

«Кто контролирует интернет, контролирует мир. Если глобальная сеть становится тоталитарной, то таковым становится и весь мир буквально в одну секунду» (интервью российскому «Первому каналу», 1 декабря 2012 г.).

«Facebook является самой ужасающей шпионской машиной, которую когда-либо изобретали. Здесь есть самые полные в мире сведения о людях, их взаимоотношениях, именах, адресах, местоположении, а также о том, как они общаются друг с другом, об их родственниках и многое другое — все эти данные доступны для американской разведки. Facebook, Google, Yahoo — у всех этих крупных американских организаций есть встроенные интерфейсы, разработанные специально для американской разведки» (интервью Russia Today).

Ну и так далее. Кстати, не от того ли объявили на него облаву американские и британские спецслужбы? И по этому поводу он тоже высказался: «США пытались уничтожить WikiLeaks как организацию, мою организацию. Они продолжают преследовать меня и моих сотрудников, развернули против нас масштабное расследование. Такого в отношении издателей не было за всю историю США. Но при этом они проиграли все ключевые битвы. Пентагон публично потребовал, чтобы мы уничтожили все, что собираемся о них публиковать, даже чтобы мы уничтожили то, что уже было опубликовано. Но мы не уничтожили ни одного документа. Мы публикуем то, что собирались опубликовать. Так что они проиграли» (интервью «Вестям недели», 28 июня 2015 г.).

Да что там Ассандж! Еще довольно свежа в памяти шумиха, поднятая по поводу глобальной слежки американскими спецслужбами за гражданами целого ряда государств, среди которых даже оказалась канцлер Германии Ангела Меркель.

И это все не удивительно, поскольку, как писалось в одной американской газете, «если и есть что-то, что ФБР ненавидит больше, чем Усаму бен Ладена, так это то, когда Усама бен Ладен начинает пользоваться интернетом».

И ведь на самом деле, когда террористы уже в полный рост используют глобальную сеть как оружие воздействия на массы, с этим нужно что-то делать. И то, что в этом плане делают наши спецслужбы, это ни в какое сравнение не идет с тем, что делают самые «махровые» демократы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру