Можно ли увидеть новую страну, провести хороший шопинг и при этом не остаться на мели?

Тратить деньги нужно в удовольствие, но с умом

9 августа 2017 в 08:54, просмотров: 743

Отпуск, наверное, одно из самых ожидаемых событий в году — его мы готовим, планируем, откладываем на него деньги. Но, даже очутившись на лазурном берегу или среди готических замков, настроение может подпортить как будто бы внезапно опустевший кошелек.

Можно ли увидеть новую страну, провести хороший шопинг и при этом не остаться на мели?

Выбор есть, но не здесь

Кто регулярно летает за границу, хорошо знаком с синдромом шопоголика: уже очутившись по другую сторону линии паспортного контроля, в зоне Duty Free (магазины беспошлинной торговли), людей встречает большой ассортимент товаров, которые просятся в руки. Это «болезнь», которую нельзя подхватить от случайного прохожего-интуриста. Она, как правило, зарождается и долгое время вызревает в окружении тех рамок, в которых нам приходится жить на родине.

Сейчас уже в каждом крупном городе есть, по крайней мере, один торговый центр с размещенными в нем несколькими десятками брендовых бутиков. Они есть, но даже в период «больших» скидок табличка sale выглядит как усмешка — реальных уступок тут попросту нет. Зато в Европе, США, ОАЭ и даже Турции, когда объявляются эти скидки, люди скупают все подряд.

К примеру, в США во время Black Friday (первый день рождественских скидок) американцы готовы ночевать возле магазина, чтобы первыми попасть внутрь. Причина в скидках, причем настоящих — в этот день они составляют 50-80 процентов. Таким образом, оказавшись «за бугром» в сезон скидок, туристу предоставляется необъятное количество качественного товара по бросовым ценам.

Как тут удержаться, если фирменное пальто стоит столько же, сколько три-четыре чашки кофе?!

Соблазнов много, и именно их доступность начитает беспощадно потрошить ваш кошелек, выжимая из него все до последней копейки. В этом полуодурманенном состоянии мы порой покупаем даже то, что вряд ли когда-то наденем или будем использовать — это может быть еще не хроническое заболевание, но уже явный признак шопоголизма, который можно предупредить и ликвидировать до его появления.

Не води самого себя за нос

Чтобы деньги не закончились в середине отпуска, что может омрачить настроение, следует провести планирование, причем еще до отъезда. В первую очередь важно определить, чего в принципе вы хотите получить от поездки: шопинг, посещение достопримечательностей, безмятежный отдых на пляже или все вместе и сразу. Конечно, если средств хватило только на покупку турпакета с включенным all inclusive, то первые два пункта автоматически отпадают. Как говорится: «Нет денег — не болит голова, на что их потратить». Но во всех остальных случаях вам следует четко расписать план действий и распределить приблизительные суммы, которые вам предстоит потратить на то или иное направление.

Еще один важный момент — ни в коем случае нельзя брать с собой ни кредитную, ни обычную банковскую карту. Это до начала отпуска ты полон самоуверенности и, занимаясь самообманом, заверяешь себя в том, что этими благами цивилизации ты не воспользуешься, что карточка нужна на непредвиденный случай. Это и есть самое большое заблуждение.

Поверьте, если возникнет действительно непредвиденный случай, то вы найдете тысячу и один способ, чтобы кто-то из родных или друзей выслал вам cash (наличные). Если вы все-таки хотите перестраховаться, то возьмите ту карту с нулевым балансом, что упростит получение денег с родины и добавит вам большей уверенности и спокойствия. В противном случае вы рискуете спустить не только весь нал, но и все содержимое карт.

Уже давно известно, что, рассчитываясь картой, человек тратит гораздо больше денег, чем если бы он рассчитывался наличными. Ведь когда ты видишь, как тает на глазах накопленная пачка долларов или евро, то в какой-то момент еще можешь одернуть себя. С карты же деньги улетают незаметно, она ведь не «худеет» по мере опустошения.

В шопинге нет мелочей

Оказавшись на месте, в первую очередь нужно установить для себя дневной денежный лимит — это золотое правило экономии действует и в отпуске. Исчерпал лимит — значит, на сегодня пора остепениться, в противном случае придется жертвовать экскурсией или покупкой какой-то вещи, запланированной ранее. Если готовы пойти на такие жертвы и, скажем, вам дороже понравившаяся курточка, которая стоит столько же, сколько и экскурсия к египетским пирамидам, и при этом ее цена в четыре раза ниже, чем дома, то дерзайте.

Поездка в Турцию наверняка будет дразнить вас кожей и золотом, а Европа готова всучить вам тысячу мелочей — полезных, бытовых, но таких, которые вы вряд ли найдете дома.

Понятно, что в брендовых магазинах вы будете высматривать интересные шмотки, но, для примера, если вы попадете в Швецию, то грех будет не заехать в IKEA. Это практически культовый магазин, который я бы сравнил с посещением королевского дворца или того же прославленного на весь мир корабля-музея Vasa. Конечно, впечатления разные, но, пропустив IKEA, вы не поймете шведской изюминки, которая заключается в надежности, планировании и особом дизайнерском вкусе.

Признаться, я и сам бы прошел мимо, но супруга меня буквально затащила в IKEA, о чем я нисколько не пожалел впоследствии. Если вкратце, то это мегашоп, в котором продается все для дома, и там было действительно все! Ошибочно считая, что и в Алматы есть IKEA, лишь там я понял, что во всем родном городе представлена скудная выборка товаров этого европейского бренда, которая не составляет и одной тысячной доли от объема товара в одном шведском магазине. Тут изделия и вещи по-европейски качественные и неприлично доступные — вот то, к чему мы не привыкли, и, скорее всего, такой возможности никогда и не представится.

Возвращаясь к теме экономии, скажу, что в этом магазине было оставлено 1500 шведских крон, что в примерном пересчете составляет 60 000 тенге — трата незапланированная. Будь у меня выбор, вряд ли что-то выложил бы из тележки именно по той причине, о которой я упоминал ранее.

В каждой стране и городе есть подобные мегашопы или даже небольшие бутики, к которым следует быть готовым и отложить на них хотя бы 10-15 процентов от той суммы, которую вы посчитали максимально допустимой для поездки.

Еще один важный момент — ни в коем случае нельзя округлять цены. Скажете — мелочь? Отнюдь! Из-за слабого тенге ценники за границей и без того манят скромными двух-, трехзначными цифрами. И усиливают это ощущение дешевизны простейшие маркетинговые шаги, направленные на то, чтобы ввести вас в заблуждение: цены часто указаны не округленными цифрами, допустим 2,99 цента — за магнитик. Психологи уже давно подтвердили, что сознание людей, находящихся за границей, округляет стоимость товара в меньшую сторону.

Цену 199 евро ваше подсознание распознает не как 200 евро, а как 100 с небольшим хвостиком. И в одном только бутике таких «хвостов» можно собрать с десяток. Оказавшись на кассе, вам озвучат такую сумму, на которую вы явно не рассчитывали, но отказаться от какой-либо из выбранных вещей вы вряд ли сможете, поскольку ваше сознание уже помутнело и находится в состоянии шопинговой эйфории.

А если здравый смысл и попытается вмешаться, то тут же наткнется на взгляды других покупателей, которые стоят в очереди у вас за спиной и как будто бы давят, ожидая от вас решительности. Не торопитесь! Пока наличные у вас и чек не пробит, у вас есть возможность рокироваться и пересмотреть выбор. И потом, всегда можно вернуться в магазин и сдать вещь обратно — в Европе это вполне нормальное явление. К этому же разделу можно отнести пересчет.

Старайтесь постоянно переводить цены в свою валюту, чтобы понять реальную стоимость вещи. Опять же, не округляйте стоимость одного доллара до, скажем, 330 тенге при фактическом 338. Понятно, что округленную цифру посчитать гораздо проще и быстрее, но это искажает реальную стоимость, которая при правильном пересчете может оказаться даже больше, чем вы готовы заплатить.

Неплохая отдача

Есть еще один важный момент, который позволит реанимировать ваш кошелек даже в том случае, если в нем не осталось и цента. Делая покупки за границей, вы можете и вправе воспользоваться системой Tax Free. Эта опция позволяет вернуть часть суммы НДС (налог на добавленную стоимость) за приобретенные товары. Теоретически, приобретя товара на 1000 евро, вам могут вернуть обратно 200 евро — чем не подарок?

Но для того, чтобы вам вернули деньги, нужно совершать покупки грамотно. Если вы придете в пункт возврата Tax Free и высыпете на стол кучу собранных фискальных чеков, то вам не вернут ни цента. Здесь есть свои порядки, которые нужно соблюдать.

Как правило, в туристических районах все магазины и даже небольшие лавки поддерживают эту систему. Некоторые из них даже используют эту возможность возврата Tax Free в качестве приманки для туристов, вывешивая соответствующие флажки или наклеивая стикеры на витрины магазинов. Для того чтобы НДС можно было вернуть, при покупке вам нужно попросить у кассира чек или форму Tax Free. Кстати, нужно знать, что существует несколько компаний по возврату денег, лидером среди них является Global Blue (GB) — на ее примере и рассмотрим весь процесс.

Если вы попытаетесь сдать GB-чек в другую компанию (или наоборот), то у вас его попросту не примут. На сайте GB подробно и в деталях расписано, как можно вернуть причитающиеся вам деньги. Там же указано, что вы должны предупредить кассира о своих намерениях до того, как он пробьет чек. В противном случае НДС уже не вернуть.

Возможно и так, но на практике даже если вы это сразу не сделали, а вспомнили о Tax Free через день-два, то не стоит расстраиваться. Можно попробовать вернуться в магазин, где вы приобретали товар, и, объяснив ситуацию, попросить выдать вам форму Tax Free. На личном опыте скажу, что мне удалось провернуть эту операцию практически со всеми магазинами, в которых я совершал покупки.

Имея все чеки на руках и заполнив их по форме, вам нужно сохранить их до конца отпуска, поскольку возврат денег осуществляется непосредственно в аэропорту, причем в два этапа. На первом вам нужно будет найти пункт возврата GB и обратиться к работнику. Он должен проверить правильность заполнения всех форм Tax Free и, если вы не допустили никаких ошибок, проставить соответствующие печати.

Кстати, он вправе потребовать показать ему товар, который вы собираетесь вывести из страны, поэтому лучше «отметиться» до того, как вы упакуете чемодан пленкой. Нередко можно увидеть, как турист у такой стойки доказывает, что надетые на нем кроссовки были куплены именно здесь. Чтобы избавить себя от этих сложностей, не отдирайте этикетки и сохраняйте упаковку купленного товара до вылета.

После этой процедуры можно смело сдавать багаж и проходить паспортный контроль. Уже в зоне Duty Free вам вновь нужно будет отыскать пункт возврата GB, где вы сдадите все чеки, взамен которых вам выплатят наличные или вернут деньги на карту (в зависимости от того, каким именно способом вы оплачивали свои покупки).

Учтите, что эта процедура не быстрая, поскольку работники будут скрупулезно изу-чать каждый чек, на что может уйти немало времени, а желающих вернуть деньги порой выстраивается целая очередь.

Что касается суммы возврата, то и тут есть свои особенности. Во-первых, в каждой стране своя ставка НДС. Во-вторых, есть минимальная сумма чека, которая обычно стартует с 20-50 евро. Кстати, можно вернуть гораздо больше денег, если у вас будет мало чеков, но на большие суммы. Допустим, вы купили в одном магазине, но в разные дни или даже часы три вещи, каждая из которых стоит по 100 евро. То есть у вас окажется на руках три чека Tax Free. В этом случае с каждого чека вы получите по 10 процентов, то есть суммарно вам вернут 30 евро.

Но если эти три вещи покупались одновременно и будут пробиты в одном чеке, то сумма возврата будет больше — ставка составит не 10, а 20 процентов, соответственно вы можете получить 60 евро. Это еще одна из причин, которая располагает к планированию своих покупок.

Это не все, но основные тонкости отпускной бухгалтерии, соблюдая которые можно будет не только отлично провести отпуск, но и в его конце побаловать себя покупкой бутылочки виски в Duty Free на сумму, полученную с Tax Free — денег, которые имеет право забрать каждый шопер, но многие оставляют их «за бугром».





Партнеры