Как не «прогореть» с выбором туристической путевки

Редко какое лето обходится без шокирующих новостей о банкротстве какого-нибудь туроператора и десятках испорченных отпусков

Гарантировать, что такого не произойдет с вами, никто не может. Тем не менее необходимо максимально обезопаситься от непредвиденных обстоятельств и получить максимум удовольствия от отдыха. И мы расскажем вам, как это сделать.

Редко какое лето обходится без шокирующих новостей о банкротстве какого-нибудь туроператора и десятках испорченных отпусков

Никто не застрахован

Основная проблема заключается не в том, что некоторые туроператоры становятся банкротами, а в том, что банкротятся они внезапно. Еще неделю назад никто бы не смог даже предположить, что три десятка казахстанцев с детьми не смогут заселиться в отель. Ведь путевки они заказывали не абы где, а в одной из ведущих туристических компаний в Турции ELITE CLASS.

Компания работала на рынке давно и всегда вела агрессивную политику, работая на пределе самой низкой цены. Но за счет большого объема туристов оператор оставался на плаву. Как стало известно, в этом году компания особенно рьяно продвигала свои услуги, и ей удалось заключить несколько контрактов с казахстанскими туроператорами. Как правило, мелкими. Но и крупных партнеров в нашей стране у турок хватало.

Конечно, тут следовало бы задуматься отечественным фирмам, почему предложение ELITE CLASS значительно отличается от предложений остальных партнеров по цене. Но жажда наживы оказалась сильнее здравого смысла. Поэтому отпуск наших соотечественников начался со стресса. А то и вовсе оказался под угрозой срыва.

Это хорошо, что в игру вступило консульство Казахстана в Турции, которое помогло нашим туристам заселиться в отель. Но под угрозой отдых еще как минимум нескольких десятков казахстанцев, которые заказали туры не без помощи обанкротившегося туроператора. По данным новостных агентств, до этого ELITE CLASS аналогично испортил отпуск четырем сотням граждан Узбекистана.

Кто виноват, будет разбираться следствие. Причем как турецкое, так и казахстанское. По некоторым данным, основатели фирмы-банкрота спешно перебрались в Грецию, где их то ли поймали, то ли только собираются. Впрочем, их арест ничего не решит. Гораздо важнее вопрос — что делать?

И для начала всем запланировавшим отпуск в Турции, да и не только там, следует лишний раз уточнить у своего туроператора детали поездки. Да, это займет некоторое время, потому что сейчас на фоне всеобщей истерии множество граждан завалят представителей турфирм вопросами. А некоторые захотят и вовсе отказаться от услуг. Но нужно набраться терпения и педантично уточнить все основные моменты.

Кстати, туроператор Kompas, на которого грешили турецкие партнеры, оказался не виноват. Отечественная компания полностью исполнила свои обязательства и погасила всю дебиторскую задолженность вплоть до 14 июля. Скандал же разгорелся тремя днями ранее. Так что доверять отечественным компаниям можно. Но лучше все-таки проверять.

Ведь от форс-мажорных обстоятельств не застрахован никто. Особенно в отпуске. Особенно в Турции. Больше непредвиденных ситуаций, по данным World Travel Association, возникает только в Африке и Южной Америке. Куда неподготовленному туристу соваться вообще не следует. Далее с небольшим отрывом идет Юго-Восточная Азия во главе с индийским Гоа и, наконец, Египет. Турция уверенно входит в топ-5 самых проблемных туристических направлений. И дело тут вот в чем.

Поздравляю, вы — банкрот!

По статистике банкротами регулярно становятся около 11,7 процента туроператоров. Это примерно каждый восьмой. Причин для банкротства хватает. То доллар неожиданно решит устроить родео по отметкам «за 330 и выше». То какое-нибудь цунами смоет райский островок, на который продано пару тысяч путевок. Но чаще всего туроператоры попросту не рассчитывают свои силы, неправильно учитывают интерес туристов и неверно выстраивают ценовую политику. Да и сервис порой хромает.

Спрос на турпутевки при этом в целом остался на том же уровне, что и три года назад. Нет, конечно, в период долларова скачка интерес граждан снизился значительно — почти в три раза. Далеко не все, но многие туроператоры провели грамотную политику ценообразования, сменили приоритетные направления и выжили. А сейчас даже начинают потихоньку процветать.

Необходимо понимать, на чем строится бизнес туроператора и в чем заключается его так называемый interest rate, то есть прибыль. Турецкие, например, отели, хоть и работают круглый год, пик сезона испытывают в период с конца апреля по начало октября. А кушать официантам, горничным и солидным усатым метрдотелям хочется круглый год. И не хочется терять денежные потоки акционерам, вложившим не один миллион долларов в постройку и благоустройство отеля.

Поэтому, начиная с января-февраля каждого года, они начинают распродажу путевок в свой отель на прайм-тайм. И туристические компании выкупают путевки по гораздо более низкой цене. В качестве эксперимента зайдите на сайт любого турецкого отеля и попробуйте забронировать номер на август. Стоимость будет примерно в 2-3 раза выше, чем вы найдете в любой турфирме.

Вот, к примеру, один из отелей Кемера с рейтингом 4+ предлагает двухместный номер за 155 долларов в сутки. Это 775 баксов с носа за 10 дней отдыха. А еще билеты (они до Антальи от 110 тысяч тенге), трансферт до Кемера и туристический сбор. Итого выйдет тысяч по 400 с человека.

В турфирме купить путевку в этот же отель на двоих можно за 560 тысяч. Мы проверяли. Двести сорок тысяч разницы. И это с накруткой туроператора, который, помимо всего прочего, предоставит страховку, встречу, экскурсии и прочий интертаймент.

Но даже при относительно низкой цене не факт, что удастся распродать все путевки. А непроданная путевка — сразу минус значительная сумма от выручки, а следом и от прибыли. Ведь вернуть нераспроданное в полном объем не получится, только некоторую часть. Но значительную сумму отель оставит себе. В том и фишка. Покупаете дешево, но на свой страх и риск.

И вот у тех, кто не распродал, и начинается веселая и затейливая процедура банкротства. В некоторых случаях официально и с честью. Честная турфирма и ее партнеры пытаются максимально вернуть заказчикам их деньги или хоть как-то компенсировать испорченный отпуск. Но чаще события разворачиваются в стиле криминальных драм, когда топ-менеджмент фирмы, наворовав как можно больше, пытается скрываться от кредиторов, недовольных клиентов и правоохранительных органов по заграницам. Сейчас мы наблюдаем как раз такой пример.

Спасение утопающих, как говорится…

Что же нужно сделать, чтобы защитить свой законный и, прошу заметить, оплаченный отпуск от непредвиденных сюжетных поворотов? Для начала можно озаботиться дополнительными гарантиями. Ни в коем случае не на правах рекламы, но стоит выбирать те туристические компании, которые сотрудничают с корпоративным фондом «Туристік Қамқор».

С 2016 года отчисления туда делают непосредственно турфирмы. Впрочем, стоимость путевок из-за этих отчислений существенно не выросла. Зато путешественники стали более защищенными. Если туркомпания состоит в фонде, турист может не беспокоиться о гарантиях — отдых и возвращение состоятся наверняка.

Кроме того, можно изучить финансовые отчеты туристических компаний, по крайней мере, за прошлый год. В первую очередь стоит обратить внимание на размеры кредиторской и дебиторской задолженностей, а также на размеры активов и резервного фонда. Кредиторка показывает, сколько туроператор должен своим партнерам. Если эта сумма значительна, в данном случае более чем в 7-10 раз превышает активы, от услуг такой компании стоит отказаться. Это значит, что в форс-мажорной ситуации компания не в силах рассчитаться с партнерами за счет собственных средств.

Высокий показатель дебиторской задолженности, наоборот, означает, что вашему туроператору много кто должен, но не спешит рассчитываться. В результате это может привести к тому, что компания опять же не сможет рассчитаться за ваши путевки, а виноват в этом будет к тому же кто-то другой.

Резервный фонд компании означает количество денег, которое она закладывает как раз на случай непредвиденных обстоятельств. Сумма обычно не слишком велика. Но она не должна быть менее 5-10 процентов от общих активов компании.

Еще один немаловажный момент — хорошенько изучить отзывы о компании. Причем следует в качестве информационных источников использовать не только сайт самого оператора, но и сторонние порталы. Социальные сети, специализированные сайты и тематические форумы помогут вам сориентироваться, насколько хорошо компания исполняет свои обязательства и оценить уровень сервиса.

Также следует обратить внимание на то, насколько открыто туроператор рассказывает о своей деятельности. Если представитель компании неохотно комментирует отрицательные отзывы, не раскрывает причин возникших спорных ситуаций и в целом не готов рассказать как можно больше о вашем предстоящем отдыхе, от его услуг также следует отказаться. Благо, альтернативных вариантов великое множество.

Непосредственно перед поездкой можно сделать запрос в тот отель, куда вы отправляетесь, и узнать, оплачен ли ваш тур. Абсолютно все отели обязаны предоставить вам такую информацию. Достаточно указать вашу фамилию и сроки пребывания. Причем сделать это нужно как за несколько дней, так и накануне отправления. Если заселение вам предстоит в ближайшие пару дней, а путевка все еще не оплачена, обязательно добейтесь от туроператора полного погашения вашего тура. В противном случае вы всегда имеете право отказаться от путешествия. И без потери финансов.

Ну и последнее, что можно посоветовать, — иметь некоторый запас средств на случай непредвиденных обстоятельств. По крайней мере, в размере стоимости обратного авиаперелета, чтобы не сидеть у разбитого корыта и ждать помощи уполномоченных органов. Потерянные средства и моральный ущерб вы сможете взыскать потом в судебном порядке. Но это, как говорится, как повезет. И лучше, конечно же, до такого не доводить.

Обязательно сохраняйте все чеки, договор и прочие сопроводительные документы. Обыкновенный ваучер, тем более обанкротившейся компании, за документ может не считаться. А вот за фиксированный факт оплаты — вполне.

И самое главное. Не пытайтесь слишком уж сэкономить на отпуске. Очень дешевые туры либо не доставят вам радости, поскольку сервис там будет гораздо ниже среднего, либо вообще являются происками мошенников от туризма. Иногда куда лучше немного переплатить, но зато впоследствии ни о чем не волноваться.

Ясного солнца, теплого моря и приятного отдыха.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру