Что мы знаем о Южной Корее?

Есть места на планете, которые посетить нужно каждому, кто хочет понять смысл истории

Эта высокотехнологичная страна прошла в относительно короткий срок путь от японской колонии до промышленного монстра. Почти не имея собственных природных богатств, она сегодня занимает достойное место в когорте наиболее индустриально развитых государств мира. Ну и, конечно же, корейская медицина. Такая же передовая, как и все остальное корейское.

Есть места на планете, которые посетить нужно каждому, кто хочет понять смысл истории
Маяк острова Пальмидо

Терпение и труд

Причем любое ее направление — ортопедия, онкология, трансплантология... А кто сегодня не знает о корейских пластических хирургах? И кто не знает корейских звезд эстрады и кино, не вылезающих из клиник пластической хирургии Сеула, Пусана, Инчона и Тэгу?

А еще некоторое время назад главной достопримечательностью Южной Кореи был мегахит «Опа кангнамстайл». Совсем недавно он звучал практически со всех окон зданий и автомобилей по всему миру. Его можно было слышать во всех барах и дискотеках. Под него энергично отплясывали дети, студенты и даже солидные дяди и тети на корпоративах.

Однако речь сегодня не об этом. А о том, то Корея — это очень красивая страна, привлекающая путешественников со всего мира, сочетающая в себе живописную природу, великолепные пляжи, ультрасовременные города и древние исторические памятники.

Стоит отметить, что свой современный вид южнокорейские города обрели совсем недавно. Еще каких-нибудь полвека назад в этой стране не было ни одного многоэтажного здания, царил повсеместный дефицит электроэнергии, при котором электричество подавалось лишь на час в сутки. Сегодня же, глядя на великолепие целых городских районов, состоящих сплошь из небоскребов, сверкающих и переливающихся рекламными огнями, в это сложно поверить. Тем не менее это факт.

Секрет корейского успеха прост, как все гениальное — обыкновенное трудолюбие. Или привычка работать. И она настолько сильна, что в корейском календаре всего лишь три официальных «красных» дня. И один выходной в неделю. Что же касается оплачиваемого трудового отпуска, то такого понятия там вообще нет. Отпуск корейца длится от трех до семи дней в году. И все это за свой счет.

Вы можете себе это представить? Конечно же, нет. Вот именно поэтому Корея — это точно не… В общем, нам их не понять. А им, наверное, нас. Возможно, они считают нас баловнями судьбы, которым Бог дал всю «таблицу Менделеева» и которые распоряжаются ей, на их взгляд, не совсем эффективно. Они на нашем месте уж точно сделали бы все совсем по-другому. Даже боюсь подумать, где бы они сейчас были в таком случае и где были бы мы, окажись в их положении…

Луч надежды

Корея — это еще и морская держава, имеющая, кроме своей материковой части, более трех тысяч островов. На некоторых из них установлены маяки. Те самые маяки, которые издавна придают известную долю романтики всему, что связано с морем.

Сегодня уже бытует мнение, что эра маяков уходит в прошлое. Что все нынешние корабли оснащены суперсовременным навигационным оборудованием, работающим по спутниковым сигналам. И что свет маяка в наши дни — это не более чем декорация, романтика и все такое. Однако корейцы, несмотря на свою высокую технологичность, их бережно сохраняют.

А сохранять тут есть что. У южнокорейских берегов находятся более 750 маяков. Примерно на 50 из них постоянно живут смотрители, как в былые времена. Остальные полностью автоматизированы.

Корейцы чтут историю. А маяки — ее неотъемлемая часть. До начала прошлого века путь морякам указывали костры, которые разжигались на возвышенностях, которых в Корее предостаточно. Первый оснащенный маяк появился в 1903 году. Возник он на острове Пальмидо, расположенном в нескольких милях от западного побережья близ города Инчон. К нему (острову) мы еще вернемся. А пока скажем, что возвели первый маяк японцы. Разумеется, в своих корыстных целях.

Как известно, Корея долгое время находилась под колониальным гнетом Японии. А маяк на острове Пальмидо, соответственно, указывал путь японским кораблям. Этот маяк далеко не единственный, установленный японцами. Корейцы до сих пор называют маяки, построенные в те далекие годы, бастионами японского ига.

После поражения во Второй мировой войне японцы из Кореи ушли. А возведенные ими маяки остались и продолжили выполнять роль ориентиров для заходящих в корейские территориальные воды судов.

Все острова, на которых они стоят, до недавних пор считались стратегическими объектами с весьма ограниченным доступом для людей. Но с начала «нулевых» подход к ним поменялся. Южная Корея стала активно развивать туризм. И маяки стали важной туристической инфраструктурой, привлекающей морских романтиков со всего света.

Таким вот образом, помимо древних архитектурных памятников, которых в Стране утренней свежести несметное количество, появились памятники морской истории, выполняющие свои прямые функции по сей день.

Подвиг «Варяга» помнят и там

Как мы уже сказали, корейцы чтут историю. И не только свою. Они прекрасно знают о Русско-японской войне, что разразилась в начале прошлого века. Ведь многие события той войны происходили в корейских территориальных водах.

Одно из них — героическая битва двух российских судов — крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с мощной японской эскадрой, в составе которой находились броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четыре бронепалубных крейсера 2-го класса с восемью миноносцами.

Сегодня в одних источниках можно найти информацию о том, что, для того чтобы разобраться с «Варягом», японцам хватило бы одного лишь их флагмана — крейсера «Асама», имевшего восьмидюймовые пушки и внушительную броню. Другие источники утверждают, что Япония не имела ни одного военного корабля, способного один на один противостоять «Варягу».

Но вот история гласит, что «Варяг» и «Кореец» находились в порту нынешнего Инчона с дипломатической миссией. Вместе с ними на рейде в бухте Чемульпо стояли крейсера других государств — английский «Тэлбот», французский «Паскаль», итальянский «Эльба», японский «Тиеда» и американская канонерская лодка «Виксбург».

Несмотря на непростую международную обстановку, между командирами кораблей быстро установились дружеские отношения. А 21 января 1904 года командир японского крейсера даже пригласил всех, в том числе и командиров «Варяга» и «Корейца» Всеволода Руднева и Григория Беляева, на ужин к себе на борт, изо всех сил демонстрируя миролюбивые намерения Японии.

Однако уже 5 февраля прервалась дипломатическая связь между Сеулом и Порт-Артуром, где находился российский посол. Обстановка становилась тревожной. А после того как в ночь на 7 февраля неожиданно снялся с якоря и покинул инчонский порт крейсер «Тиеда», все стало ясно.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение покинуть бухту Чемульпо и отправиться в Порт-Артур, прекрасно зная, что для этого придется прорываться сквозь японскую эскадру, перекрывшую выход из бухты.

Японцы же, как известно, приготовили ультиматум русским морякам. Какие условия в нем выдвигались, мы хорошо знаем из школьных уроков истории. Знаем и то, что русские, отвергнув их, подобно истинным воинам приняли решение драться. Но в учебниках не говорилось о том, как английские, французские, итальянские и американские моряки, чьи военные суда в момент выхода из порта «Варяга» и «Корейца» находились там, замерли на своих палубах, отдавая воинскую честь двум русским экипажам, провожая их на верную смерть.

Все произошло у того самого острова Пальмидо, на котором в 1903 году был установлен первый в Корее маяк. Автору этих строк удалось побывать на месте битвы и представить в воображении, как она происходила. Результат того боя хорошо известен не только нам. О героизме российских моряков сегодня напоминает мемориал, установленный в порту Инчона в 2004 году, — ровно через сто лет после трагического для них сражения.

Мемориал в порту Инчона, установленный в память моряков «Варяга» и «Корейца», погибших в бою с японской эскадрой.

Коренной перелом

Пальмидо известен не только этим. Этот крохотный кусочек суши посреди моря, который можно полностью обойти меньше чем за полчаса, стал местом жесточайшего боестолкновения солдат армии Северной Кореи с высадившимся на остров американским десантом. Произошло это в сентябре 1950 года во время Корейской войны.

На тот момент северяне контролировали 95 процентов Корейского полуострова. И до их полной победы, судя по всему, оставалось совсем немного. Соединенные Штаты, разумеется, допустить этого не могли.

Операцией под кодовым названием «Хромит», которая в корне изменила ход той войны, командовал генерал Дуглас Макартур, пользовавшийся на тот момент огромной популярностью в своей стране благодаря своим успехам на тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны и ставший после инчонской баталии национальным героем США.

Военные эксперты в США называют проведенную им операцию одной из наиболее успешных в истории американской морской пехоты. Правда, при этом умалчивают о том, что проходила она при полном господстве в воздухе своей авиации.

Однако победителей, как известно, не судят. Хотя их тут, в общем-то, нет. Корея по сей день остается разделенной ровно по 38-й параллели, и та война так и не закончилась, а прервалась перемирием, заключенным в 1953 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру