СПИД отступает во всем мире, но только не в Центральной Азии

Главной причиной распространения ВИЧ/СПИДа в ЦА по-прежнему остается наркомания

Об этом на днях заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Это означает, что Казахстан тоже относится к странам, которые все еще подвержены этой напасти.

Главной причиной распространения ВИЧ/СПИДа в ЦА по-прежнему остается наркомания

Везде спад, но почему у нас рост?

Согласно докладу генсека ООН, количество смертей, связанных со СПИДом, в мире сократилось почти вдвое. «Мы можем достичь поставленных целей по обеспечению лечением 30 миллионов людей к 2020 году и сокращению смертности в связи со СПИДом до менее 500 тысяч смертей в год», — добавил он.

В докладе отмечается, что более чем в два раза сократилось число новых случаев инфицирования среди детей. Генсек ООН отметил, что дополнительные инвестиции из расчета примерно 0,5 доллара США в год на каждого жителя планеты помогут сохранить положительную динамику в борьбе со СПИДом. Гутерриш напомнил об обещании: положить конец эпидемии СПИДа к 2030 году.

«В борьбе со СПИДом достигнуты огромные успехи. В последние годы удалось расширить доступ ВИЧ-инфицированных к антиретровирусной терапии. Наблюдается снижение смертности от этого вируса. Более чем в два раза сократилось число новых случаев инфицирования среди детей. Все это свидетельствует о том, что человечество готово покончить с ВИЧ, но для этого необходимо укрепить меры по профилактике и выделять дополнительные ресурсы на эту деятельность», — сказал он.

В докладе сообщается, что в прошлом году в мире было зарегистрировано 36,7 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. А также отмечается необходимость уделять больше внимания профилактическим мерам, укреплять службы добровольного тестирования.

«Прогресс, достигнутый столь упорным трудом, необходимо сохранить. Наличие международной структуры, определившей стратегические направления деятельности, мобилизовавшей беспрецедентный объем финансовых ресурсов и спасшей жизнь миллионам людей, нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся», — далее заявил генсек ООН, добавив, что обеспечение ВИЧ-инфицированных лечением является одним из величайших достижений в сфере здравоохранения, благодаря которому число людей с ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию, к середине 2016 года достигло 18,2 миллиона человек.

А вот количество смертей, связанных со СПИДом, сократилось на 45 процентов — с пикового уровня в два миллиона в 2005 году до 1,1 миллиона в 2015-м.

Однако на фоне столь оптимистичного повествования прозвучала информация, что единственными регионами, где число новых случаев заражения чумой теперь уже XXI века растет быстрее других, остаются Восточная Европа и Центральная Азия. К сожалению, это означает, что Казахстан тоже тут. И половина случаев заражения приходится на людей, использующих инъекционные наркотики.

И вот здесь стоило бы задать вопрос уважаемому генсеку по поводу того, есть ли в возглавляемой им организации анализ причин и условий, способствующих тому, что подобная ситуация сложилась именно в нашем регионе? Но, поскольку сделать это невозможно, зададимся данным вопросом сами. И сами же проанализируем.

Аховая ситуация с распространением наркотиков на территории постсоветских стран стала складываться сразу же после обретения ими независимости. Когда внутренние границы оказались просто формальностью, а внешняя — та, что граничит со страной, слывущей самой большой в мире фабрикой по производству героина, стала существенно прозрачнее, чем была при СССР.

Сегодня многие эксперты признают, что с точки зрения противостояния распространению наркотиков канувшая в Лету страна была впереди планеты всей. Постоянно находившаяся на замке советская граница эффективно препятствовала проникновению извне любых наркотических веществ. И лишь потом через уже плохо контролируемую границу хлынули потоки наркотиков, большую долю которых составил афганский героин.

Пчелы против меда?

А потом в Афганистан вошли войска НАТО с двумя главными целями — борьбой с терроризмом и с производством наркотиков. Только вот эффект получился обратный. Именно с тех самых пор в разы увеличилось не только число террористических организаций, как и география их действий, но и трафик афганского героина из Афганистана вырос в десятки раз.

По данным, неоднократно приводимым доктором политических наук профессором Булатом Султановым, производство наркотиков в Афганистане растет стремительными темпами. Если в 2013 году там было произведено 5,5 тысячи тонн опия, то уже через год — 6,4 тысячи. Поясним, что из одного килограмма опия производится 100 граммов героина, килограмм которого на рынке стоит 30 тысяч долларов. И, по оценкам ООН, наркоторговля на сегодняшний день составляет 15 процентов афганской экономики.

И вся эта дурь вначале вывозится в Центральную Азию, а затем дальше в Россию и Восточную Европу. Причем есть мнение, что этим занимаются не только организованные преступные группы, но и так называемые борцы с терроризмом.

Вот, что сказал в интервью «РИА Новости» бывший президент Киргизии Аскар Акаев по поводу использования американской армией аэропорта «Манас» в Бишкеке:

— Все радовались, что сейчас американцы уничтожат всех террористов до единого и лет 50 мы будем править, лежа на боку, и не знать никаких проблем с террористами с юга. Но американцы, наоборот, разворошили весь этот улей. Сегодня терроризм не то чтобы уничтожен — он набрал силу. Американцы поначалу обещали, что они расправятся с международным терроризмом за неполный год, потом освободят аэропорт. Но впоследствии мы увидели, что они пришли туда надолго и их задача не ограничивалась уничтожением международных террористов в Афганистане. А их главная цель в том, чтобы занять этот плацдарм Центральной Азии для того, чтобы решать свои геополитические проблемы.

А затем г-н Акаев выразился более конкретно:

— Эта база всегда служила первона- чальной цели — перебрасывали живую силу, грузы для обеспечения войск коалиции в Афганистане. Мы не знаем, что на обратном пути они решали. Возможно, перевозили героин — бог его знает. На обратном пути могли все, что угодно... Вы же знаете, США свои расходы таким образом возмещали и на американском континенте. Это общеизвестно. В Латинской Америке, например, их все операции... Их же никто не оплачивал, они возмещали через наркоторговлю. А почему исключить тогда в Афганистане? Самого высочайшего качества (героин. — Прим. ред). Так пишут сами американские журналисты.

На вопрос журналиста, была ли у киргизских властей возможность контролировать, что они везут, Аскар Акаев ответил категорично:

— Нет. Не было.

В результате такой вот «борьбы с производством наркотиков» в Афганистане, если верить немецкой Deutsche Welle, сегодняшний афганский наркокартель превратился в мощную международную структуру. Гораздо более влиятельную и сильную, чем даже сам «Талибан». И в нее вовлечены крупные политические фигуры. Причем не только в Афганистане, но и в Иране, России и республиках Центральной Азии. И, как считает газета, давать комментарии об этом наркокартеле гораздо опаснее, чем о «Талибане».

Разумеется, баснословные прибыли, получаемые от наркобизнеса, вовлекли в него и высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур стран региона. В СМИ даже просачивалась информация о «крышевании» транзита опиатов из Афганистана непосредственно Туркменбаши и начальником его личной охраны. Согласно некоторым публикациям, ее сотрудники неоднократно встречали на афгано-туркменской границе наркотики и сопровождали их по территории Туркмении вплоть до аэропорта Ашхабада, откуда отправляли в Россию.

Вечный афганский синдром

По словам же, например, киргизских экспертов, вакханалия, царящая во властных кругах некоторых соседних стран, привела к тому, что в отдельных регионах Кыргызстана наркобизнес превратился в основной источник доходов и занятости населения. Причем показатель оседания перевозимых наркотиков в Кыргызстане — 10 процентов. В результате сейчас в этой стране от передозировки ежегодно умирают полторы тысячи человек, большинство из которых дети и молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. Сколько заражается СПИДом, можно только догадываться. Так как наркоманы в большинстве случаев даже не знают о том, что уже давно заражены.

Работа «борцов с наркобизнесом» тоже вызывает вопросы. В 2014 году в Афганистане было произведено 640 тонн героина. А вот сотрудниками правоохранительных структур перехвачено... 233,3 килограмма. Как можно понять, это абсолютный мизер.

Как известно, в 2006 году в Казахстане была принята Стратегия по борьбе с наркоманией до 2014 года. До этого была Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001–2005 годы. Более того, Казахстан вошел в международную систему борьбы с оборотом наркотиков, ратифицировав все основные конвенции ООН в этой области. Стало с тех пор у нас в стране наркоманов меньше или нет, вопрос весьма интересный.

По данным ООН, ежегодный сбор опиума в Афганистане составляет 85 процентов от мирового производства. Около 65 процентов опия и до 80 процентов героина провозится через Центральную Азию, включая Казахстан. Согласно данным, представленным в открытых источниках, через нашу страну перевозится до 150 тонн так называемых тяжелых наркотиков. Сколько их оседает в Казахстане, точно не скажет никто. Можно лишь предположить, что немало.

При таком раскладе наблюдаемая скорость распространения СПИДа в нашем регионе выглядит вполне закономерной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру